Вспомнилось... От перемены мест, имён...

Эмилия Нечаева 2
                Было ещё одно событие-потрясение в жизни моей бабушки и её семьи: в 1934 году в районе, где были её Неронки, стали строить аэродром, и деревню расселяли по другим деревням. Бабке был предложен выбор: земля  в какой-то дальней, глухой  деревне и в деревне недалеко от Орши. Бабка выбрала дальнюю: места очень красивые, леса вокруг, речка  и озеро рядом, а в этой «оршанской» ничего этого нет, кроме небольшого луга да обширного болота за ним. Но кто-то умный (как сказала сама бабушка), кто занимался этим переселением сказал ей: «Глупая ты баба: болото только увидела! А ты на него не гляди, а гляди, что у тебя позади в двух километрах город со школами, училищами, предприятиями и на свою семью погляди: у тебя четыре дочки, им учиться, работать надо, а ты их завезёшь в дальнюю глухомань, там и сгниёт их жизнь  в этих красивых лесах, у красивой речки и озера.» И голос разума восторжествовал. Тяжёлый был переезд с родного насиженного места в чисто поле, с болью оставляли обработанные поля, огород, большой сад, в котором под одной из яблонь остались закопанные иконы. И долго-долго  болело и плакало сердце. Но помогли разобрать дом, другие постройки, помогли перевезти и собрать всё на новом месте. И зажили под боком у города, две старшие дочки окончили школу, педагогические курсы и к началу войны уже работали учителями. Но не надо думать, что  это переселение проходило легко и быстро, и безболезненно: семью вывезли в эту «оршанскую» деревню и определили на постой  в дом к другой, совсем недавно тоже переселенной семье, состоящей тоже из шести человек. Итого двенадцать, а дом-то небольшой, там своим шестерым не развернуться, а тут ещё шестеро! А в сараюху надо как-то впихнуть ещё и чужую скотину! Кому это понравится. Но делать нечего – власть приказала! Мирились  как-то почти полгода, хотя «недоразумений» хватало, но к зиме покрыли бабушкин дом соломой, и все перебрались в СВОЮ хату.
              Кстати, о хате: дом был изначально построен в 1916 году, в 1934 разобран и собран на новом месте, в 1944 его перекосило от взрыва бомбы на соседском огороде, опять поправляли. После смерти бабушки в 1978 (а дедушка умер в 1958), дом был продан, новые хозяева его не ремонтировали – не было надобности, после их смерти домом, как дачей,  владеет их дочь. Год назад её муж облагораживал внешний вид дома, т.к. брёвна почернели, дом выглядел как вымазанный дёгтем, обшивал какими-то синтетическими светлыми листами.
Мы разговорились, и он спросил, знаю ли я, когда дом был построен. Я сказала.
Он ахнул: «Сто два года, а он как звоночек! Нигде ни гнилинки!»  Вот какими тайнами зодчества владели наши предки!
              Как-то я пришла к бабушке, а она мне говорит: «Сбегай к Валерке, принеси от неё моё сито, а то взяла, но, видно, некогда принести.» Валерка – это её старшая дочь, моя тётя Валя, жившая рядом с бабушкой. Дома наши стояли справа и слева от бабушкиного. Я принесла ей сито и спрашиваю: «Баб, а почему ты тётю Валю называешь Валеркой, тётю Галю – Гелей, тётю Юзю – Юзей, а в школе (она учительница) её зовут Юлией Карловной?»  Бабуля усмехнулась и говорит: « А переименовывали нас для чего-то. В 39м была перепись населения,  вот при ней и поменяли имена. Мне моё имя, Виктория, оставили, Кароля(я уже ранее говорила, что это имя с ударением на 1м слоге) записали Карлом, Валерию – Валентиной, Юзефу(Юзю) – Юлией,  Франтишку, маму твою, – Ефросиньей,  Гелену – Галиной. И многих других переименовали: вон Кузнецов был Франтишек, а сделали его Францем, брата его Викентия сделали Виктором… Шарая Витольда тоже Виктором записали.  А для чего так, не знаю… Наверно, что это католические имена…А вот в Зайцево(там жили две бабушкиных сестры) никого не переименовывали.  Аделя(сестра) так и осталась Аделя, её дочка Юзефа так и осталась Юзефой,  и соседи их: Марыля – Марылей, Ванда – Вандой, Витольд – Витольдом. Чудно было это! И наказали, чтоб везде так с новыми именами и записывались.»
              «Баб, а как же моя мама, ведь она, хоть и переименовали тогда, теперь всё равно пишется Франтишка, вон и в паспорте так…»  – говорю я.
Бабушка отвечает: «А Франька тогда в школе училась и записана была как Франтишка, но уже большая, я ей сказала, чтоб пошла к директору и сказала, чтоб её переписали на Ефросинью. Она ответила «Ладно», но фыркнула: «Тоже придумали! Какая я Ефросинья! Не нравится мне это имя!» И, видно, не сказала, а я не проверила, а как закончила школу, тут же и война началась, нас на второй день бомбить стали, она так и аттестата не получила, а осенью в партизаны ушла со своим настоящим именем. А после войны ей документы по справке из отряда оформляли  с именем Франтишка. А Валя и Юзя в 39м уже замужем были, детей рожали, надо было и детей как-то записывать, кто отец, кто мать…»
               У меня в то время католик = поляк, я и спрашиваю: «Так вы что, поляки?»  «Боже борони! Ты что! Какие поляки! Откуда? Белорусы мы что ни на есть из поколения в поколение. Поляков тут отродясь не было, кроме разве Гаевских, но они из Польши приехали, им тут землю дали. Но вера испокон веку католическая, из рода в род все католики, всех в костёле крестили, имена всем по Книжке-Святцам давали, все в костёл ходили… А как эта вере тут появилась, не знаю...»
Было мне тогда удивительно, но как-то особо не задумывалась над этим. Лишь много позже вспомнив это переименование, почитала историю Беларуси и   узнала кое-что, Но тут надо нам вернуться в глубь веков, когда существовали ВКЛ(Великое Княжество Литовское, на территории которого проживали современные и тогдашние белорусы) и Королевство Польское, населённое поляками. Расписывать почему(интересно – открывайте книги, Вики, – всё есть) не буду, напомню только, что в 1385 году состоялась Кревская уния — соглашение о династическом союзе между Великим княжеством Литовским и Королевством Польским, по которому литовский великий князь Ягайло вступил в брак с польской королевой Ядвигой и провозглашался польским королём, взяв на себя обязательство перейти в католицизм(до этого он был язычник, как и большая часть населения Княжества, хотя были и православные общины)   и обратить к нему всех своих братьев, бояр и  народ, чем он  и его последователи Ягеллоны потихоньку занимались в течение столетий, но массового поголовного  и быстрого внедрения католицизма не было. После образования Речи Посполитой (переводится как Общее Дело) в 1590 году канцлер ВКЛ Лев Сапега выкупил у местных владельцев земельный участок на левом берегу реки Оршицы вместе с несколькими деревнями и частью города. Построил  первый в городе костел и вместе с приходским священником начал открывать костёлы в сельской местности. Вот так с того времени в Оршанском районе белорусы стали католиками.  Те деревни, которые не вошли во владения Сапеги,  насколько я знаю, принимали православие, а не католицизм. Вообще на сегодняшний день католиков в Беларуси 14%, в основном они проживают в западных областях.      
             Итак, 39й год подходил к концу. Ещё полтора года и новое несказанное    потрясение – война!

продолжение здесь http://stihi.ru/2019/12/23/4661