4 тур. Четверть финала. Итоги

Кубок Стихиры
4 тур  ИТОГИ

Оценки

Полонина Ирина Дачное vs Башмакофъ Тбилиси 4:1
(Татьяна Игнатова, Челябинск,Тимофей Бондаренко,Сергей
Скловский  vs  Вячеслав Ильин)
.
Валентина Калёва  В автобусе  vs  Эдмар  Лето моё вчерашнее 1:4
(Татьяна Игнатова vs   Челябинск,Тимофей Бондаренко,Сергей
Скловский,  Вячеслав Ильин)
.
Василий Толстоус  Дом и ты  vs Вера Дорди Хочу дождя  4:1
(Татьяна Игнатова,Тимофей Бондаренко,Сергей
Скловский,  Вячеслав Ильин vs Челябинск)

Елена Графская 5  Если смотришь на луну.. vs Лана Юрина
Берег 1:4
(Челябинск  vs  Татьяна Игнатова,Тимофей Бондаренко,Сергей
Скловский,  Вячеслав Ильин)

Комментарии:


1. Полонина Ирина Дачное vs Башмакофъ Тбилиси


Татьяна Игнатова 5: 1:0 Полонина Ирина Дачное

В паре противопоставлены две яркие зарисовки. Почему отдаю предпочтение первой? Не потому, что географически ближе и более знакомо (в Тбилиси была и не один раз когда-то), а потому что «Дачное» настолько цельное, единое, читается на одном дыхании, что несмотря на попытку в тексте «собрать воединое мысли» они действительно собираются, а значит, автору удалось справиться с поставленной задачей и донести до читателя зримую картинку, кроме того, прекрасный амфибрахий и общая безукоризненность говорит о мастерстве и никак иначе.
«Тбилиси» 4-х стопный ямб - напрашиваются сильные стопы на 2-4. Но не везде совпадают, поэтому и читается: «кАк его попАха», «пОвторяя», «какие-тО». Такие пиррихии, конечно, имеют место быть при 4-х стопности, но обращаешь на это внимание. И ещё, цельность картинки рассыпается, когда читаешь, что «С машин давали молоко». Как это? Не с одной машины, а с нескольких одновременно? Не представляю себе это даже на базаре. Обычно в поле видимости, в границах одного квартала или района, бывает одна машина. Упоминание «троллей» кажется «не с той оперы» и потому нарушает национальный колорит, характерный данному произведению. Небольшие замечания по фонетике, стыки: нь-н, и карканье «жарко как в Сахаре». Однако, стихотворение пленяет своим общим очарованием далёкого «сада своих героев». И это безусловно хорошо. Но в рамках данного конкурса вынуждена сделать выбор в пользу другого.



 Челябинск:  1-0

За плавным течением строк стихотворения «Дачное» есть больше, чем сказано. Картина дорисовывается читателем, возникают ассоциации уже виденного, читатель имеет возможность примерить каждое ощущение на себя, сладко потягиваясь под пледом.
Примерно, так:

Из объятий сонного безделья,
Шевеля остатками ума,
Погружаюсь в патоку из сна
С примесью коньячного похмелья.
Просыпаюсь лёгким, как роса
В свежести прохлады предрассветной,
Но вкушая завтрак не спеша,
Снова растворяюсь в неге ленной.
Окропив вчерашнее винцом,
Подставляюсь солнышку лицом,
И вдыхаю ароматы лета
Вплоть до безысходности обеда.

Пусть моё написано о лете, а «Дачное» – о времени не раньше сентября, но совпадения веселят, и они вполне зримы.

«Тбилиси».
В этом стихотворении не только не удаётся дорисовывать картинки и увидеть себя в них – здесь картинки предстают карикатурами на чужие впечатления, взятые не весть откуда..
Вспоминается старый анекдот, где один еврей возмущённо говорит другому:
– Карузо, Карузо! Что все носятся с этим Карузо?! Картавый, шепелявый, слуха нет!
– Да?! И ты слышал Карузо?
– Я, нет. Рабинович напел.
Вот так и здесь…
«Тбилиси, Тбилиси! Что все нашли в этом Тбилиси?!
Дык, Башмакофъ рассказывал…
Что рассказывал, про жару и гуся в папахе?
Говорит, что он так видит…»
Грустно.


Тимофей Бондаренко:  Полонина Ирина Дачное 1-0

Выбираю первый стих, как  сюжетно более цельный. Второй - неплохая зарисовка в первых 4 строфах.
Концовка, увы, никак не свела все воедино, а только добавила лишних вопросов.

Вячеслав Ильин:  0:1 Победитель Башмакофъ
Не буду выдумывать объективные причины моего субъективного предпочтения в этой паре.
Мне кажется, что "Тбилиси" ярче своими образами и юмором, и намёком на широту бытия, хотя сравнивать красоту переживаний и красоту (например) городского пейзажа дело гиблое, сам понимаю.
И не факт, что "ярче", значит лучше, но у меня так.

Сергей Скловский: - 1:0

Стихотворение «Тбилиси» я уже комментировал в третьем туре конкурса. И сейчас, на мой вкус, оно уступает более лаконичному и образному визави, в котором меня смутило только несуществующее в русском языке слово «воединое» (есть слово «воедино», т.е. в одно целое, вместе) – автору, чтобы вписаться в размер нужно было откуда-то взять одну гласную, а вставить затычку «все» автор не решился...
Тем не менее, в этой паре мой выбор - на стороне произведение «Дачное».




&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&



2. Валентина Калёва  В автобусе  vs  Эдмар  Лето моё вчерашнее


Татьяна Игнатова 5: 1:0 Валентина Калёва В автобусе

В стихотворении «Лето моё вчерашнее» есть сбой ритма на «Ещё» и, несмотря на интересные рифмы и особую поэзию, делаю выбор в пользу более безукоризненного, на мой взгляд, и также цельному и симпатичному по содержанию, в котором практически поместилась вся жизнь человека от и до.


 Челябинск:  0-1

Стихотворение «В автобусе», как и «Лето моё вчерашнее», не лишено недостатков – обоим, чтобы приблизиться к гипотетической идеальной форме, не хватило авторской проработки, в обоих, кроме тех блох, упоминание которых наскучило в предыдущих турах, есть избыток чего-то, без чего можно обходиться – в первом это сложносочинённые предложения и уточнения, мало прибавляющие к сути; во втором – личные местоимения, которых, вроде, не так много, но большинство из них лишние в контексте (то есть, и без них ясно, что «мне», что «моё» и т.д.).
В то же время, «Лето моё вчерашнее» совершеннее и по смыслу, и по исполнению, оно воздушнее, оно меньше опирается на конкретику и суетность жизни, а значит оно поэтичнее.
Приём сдвига ударения, возведённый в степень – это, безусловно, показатель потенциала в технике. Тем более удивляет сбой в третьей строке третьего катрена – при такой-то технике, нужно было довести до ума.

Тимофей Бондаренко: 0-1 
Здесь выбираю второй за нетрадиционность. Первый стих смотрится несколько затянутым. Собственно, все что надо, уже сказано к концу 3, ну 4 строфы. Последняя 5 - выглядит откровенно слабее. Автор просто не нашел "хорошей" концовки. Содержание стиха уже обсуждалось другими арбитрами. Добавлю только то, что выбранная форма стиха для моего восприятия - сечется с содержанием. (кстати - напоминает "Паромщика").


Вячеслав Ильин: 0:1 Победитель Эдмар

Второе стихотворение литое, каждое слово на своём месте, а для первого вроде бы это не нужно - жанр другой, повествовательный, но в паре всё-таки приходится их вместе рассматривать и сравнивать в чью-то пользу.
И вот это ощущение "литого" стихотворения в моём случае
перевешивает.

Сергей Скловский: 0:1

Стихотворение «В автобусе» подкупает читателя внятной фабулой: не все произведения, представленные на этом конкурсе, могут этим похвастаться…
Не хочу повторять вполне справедливые упрёки арбитров, высказанные на предыдущих этапах конкурса: про то, что так не говорят «смола от ёлок», что «Дон-Кихот» пишется через дефис, а если выступает в качестве нарицательного существительного, то – с маленькой буквы.
Меня в этом стихотворении смутили несколько обстоятельств.
- Если, находясь в городе, Лирическую Героиню её возлюбленный уговаривал, то, наверное, не «остаться там - в раю шалашном», а уехать с ним (почувствуйте разницу).
- Уже лет сорок как никто не живёт так, «как жили люди встарь», в том числе и в тайге, горах, в глухих деревнях – я по профессии геолог, поездил по миру и знаю, о чём говорю.
- Люди, живущие вдали от центров цивилизации – на лоне природы, вот уж чем не заморачиваются, так это сохранностью этой природы: и лес рубят, если нужно, и рыбу ловят, и охотятся...
Обобщая сказанное, я в этой паре отдаю предпочтение визави.





====================================================


3. Василий Толстоус  Дом и ты  vs Вера Дорди Хочу дождя 

Татьяна Игнатова 5: 1:0 Василий Толстоус Дом и ты

На мой выбор влияет техническое исполнение. Четырёхстопные двусложники – к ним меньше претензий по ритмическому рисунку, чем к 5-ти стопным двусложным размерам, но здесь в стихотворении «Дом и ты» ритмический рисунок выстроен идеально с акцентами на 2-4 стопах – поэтому не возникает нежелательных пиррихиев и читается легко. В стихотворении «Хочу дождя» - 5-ти стопный ямб напрашиваются акценты на 1-3-5 стопы, но во многих местах они нарушаются, поэтому и читается «гОворят», «пОзабудь», «Отдалённой», «невЫносим», «рАзговор». Рифмы: снега-небо не совсем точна, но есть очень хорошие и интересные рифмы.



 Челябинск: 0-1

Стихотворение «Дом и ты», мне кажется, не вполне пунктуационно организовано, отчего в некоторых местах возникает ощущение семантических ошибок.
Например:

У высокого окна
Обе створки в ночь открыты.

Предлога «У» не должно здесь быть, либо должна быть другая пунктуация.
Если бы «Ты… грустила у высокого окна», было бы нормально, но «створки открыты… у окна» это неправильный оборот.

«Дом был тёплым» в сравнении с чем? «с плечом», значит должна быть запятая перед «как». Между тем, что дом был тёплым, а плечо дрожало, по-моему, подразумевается антитеза; так почему же стоит соединительный союз «и»?
Парадоксы не всегда друзья гения, иногда они мешают разглядеть гениальность.


Тимофей Бондаренко: Василий Толстоус  Дом и ты   1-0
Второй стих уже комментировал.

.

Вячеслав Ильин: 1:0 Победитель Василий Толстоус
По силе чувственного отклика оба стихотворения примерно одинаковы, но во втором количество текста больше, как будто количество переживаний на единицу текста получается иное, потому более лаконичная форма кажется вкуснее.

.

Сергей Скловский: - 1:0
 
Комментарий на  стихотворение «Хочу дождя» я уже писал в предыдущем туре. И в этом считаю, что оно несколько уступает более лаконичному сопернику



=========================================================

4.Елена Графская 5  Если смотришь на луну.. vs Лана Юрина Берег


Татьяна Игнатова 5: 0:1 Лана Юрина Берег

Трудно соперничать со стихотворением «Берег», тем более когда не все образы внятно понятны и прописаны:
по осенним переулкам
неожиданно и гулко
одинокие шаги.
Напрашивается при отсутствии глагола: неожиданнЫ и гулкИ.
Луна … прошептала «Помоги!» (кому? Зачем? И помочь в чём?)
Рассветы луны – разве бывают?
Далее после осени – лето. А после ждём весны…
Осенние приметы не печалятся… (совсем несуразный образ)
Разве зимой мало праздников, больше буден, если учесть новогодние 10 дней и ещё укороченный февраль. Всегда считала, что увольняться надо после февраля, а не перед – самые дорогие трудодни получаются. «Буден, больше чем когда-нибудь»?
Отвлекаться в тишину – это как?
И в конце переход к обращению ко второму лицу:
«успокоить не сумеешь,
если смотришь на луну...»
Это к кому обращение? К себе? Понятно, что мысли вслух, но всё же бросается в глаза этот странный переход.
Рифмы достаточно простые и часто употребляемые, но квадратная форма рифмовки спасает положение и до этого этапа на многое можно было просто закрыть глаза. Впереди – финал конкурса, однако. Поэтому в целом, считаю, стихотворение уступает в паре.


 Челябинск: 1-0

Несмотря на некоторое понижение уровня в последней строфе, в целом, стихотворение «Если смотришь на луну» кажется технически исполненным лучше.
Претензии к стихотворению «Берег» я высказал в рассуждениях в третьем туре и в дальнейших обсуждениях к нему. Авторские комментарии не изменили моего восприятия – считаю количество ритмического мусора несоразмерным техническому уровню автора.


Тимофей Бондаренко: 0-1   Лана Юрина Берег

Примерно равные стихи. В первом рифмовка сложнее, но и "плата за технику" выше. И в первом автор не смог найти достойную концовку.   
.

Вячеслав Ильин: 0:1 Победитель Лана Юрина
Оба стихотворения хороши для меня. Второе неуловимо лучше, может быть в данный момент. Но не буду врать, чем именно.



Сергей Скловский: - 0:1

В стихотворении «Если смотришь на луну...» меня с первых строк напрягло вот это: «булка, утомлённая прогулкой, прошептала «Помоги!» У меня не получилось представить этот сюр, даже, если принять во внимание стоящее ранее сравнение этой булки с луной (или наоборот). Далее – тоже про луну: «холодны её рассветы», честно говоря, впервые слышу про лунные рассветы. В Интернете про них кое-что написано, но, в основном, как про некий поэтический образ.