Цветные стихи, цикл

Оскар Хуторянский
Иллюстрация:
Филиппо Липпи. Мадонна с младенцем. 1483–84 г.

Однажды Леонардо да Винчи спросили, что позволяет ему создавать такие прекрасные картины?
Великий художник немного подумал и ответил: "Краски".

По счастью, есть такие звуки,
слова, случайности и краски,
что прямо к сердцу кто-то руки
тебе прикладывает в ласке.
          —  Игорь Миронович Губерман


ЦВЕТ НЕБЕСНЫЙ

Цвет небесный, синий цвет,
Полюбил я с малых лет.
В детстве он мне означал
Синеву иных начал.
         Бараташвили Николоз,
         Перевод Б. Пастернака


Он цвет гармонии и неба,
Он цвет фарфОра древних ваз,
Для витражей соборов сделан,
Нередко, даже цвет он глаз.

Он украшением в Египте
И самый дорогой пигмент.
Гармонии, верности он символ,
Татуировок он удел.

Он цвет защиты от недуга
И глаз дурной он отведёт
Для Греции, Турции - оттуда
Примета синего идёт.

Им разрисован Вавилон,
Его Иштарские Ворота.         (1)
Для боевых окрасок он
У кельтов, также как и гОтов.

Он цвет накидки для Марии,      (2)
Он для мечетей важный цвет.
Ультрамарин - он ярко синий   
Король французский в нём одет. (3)

Тот цвет прославил Возрождение
И Леонардо, Рафаэль
И синевой, и осветлением
В картинах достигали цель.

Ну и, конечно, для поэта
(Смотри эпиграф наверху)
Прелестней цвета просто нету -
Он так и просится в строфу.


(1) Иштарские ворота древнего Вавилона (604-562 до н.э.) был украшен синими глазурованными кирпичами, которые использовались в качестве фона для изображений львов, драконов и зубров.

(2) Самым дорогим пигментом в эпоху Возрождения был ультрамарин, который получали из натурального камня — ляпис-лазури. Художники часто не могли позволить себе такую роскошь и ждали, пока заказчики купят им синюю краску. В раннем Ренессансе ультрамарин использовали только в изображении плаща Девы Марии.
См. "Ультрамарин" выше

(3)Король Людовик IX Франция , более известный как Сент-Луис (1214-1270), стал первым королем Франция регулярно одеваться синим цветом.



УЛЬТРАМАРИН

Ценнее не было пигмента
И не было его красивей.
И в Ренессансе знали это
Цвет васильков и цвета лилий. (1)

Его везли с Афганистана
И только золотом платили.
Принёс художникам он славу
Его мадоннам подносили.  (2)

Он караванным шёл пути
Потом в Венеции менялся
По весу золота сравнить -
Один к пяти ему давался.

Он есть в картинах Леонардо,
В Буонаротти чудных фресках.
И рекламировать не надо,
Для глаз его милее нету.

Церковный орден Gesuati
Хранил секрет приготовления   (3)
Из лазурита - этот камень
По цвету не имел сравнения.

И в Нотр Даме витражи
Ультрамариного цвета
Пленяли глаз… Теперь ушли
На родину, туда где небо…


(1) Самым дорогим пигментом в эпоху Возрождения был ультрамарин, который получали из натурального камня — ляпис-лазури. Художники часто не могли позволить себе такую роскошь и ждали, пока заказчики купят им синюю краску.

(2) В раннем Ренессансе ультрамарин использовали только в изображении плаща Девы Марии.

(3) Религиозный орден Gesuati,  был основан в Сиене в 14 веке; они не имели никакого отношения к иезуитам. Они получили некоторое богатство от пожертвований и наследства, а также от привилегий, предоставленных государством, включая монополию на перегонку вина, прозводства цветного стекла для витражей и ультрамариновую краску.  Технология приготовления хранилась в строжайшем секрете



БЕРЛИНСКАЯ ЛАЗУРЬ

Мы получаем не всегда
То, что надеемся получим.
И так бывает иногда -
Ошибка есть - счастливый случай.

Так был открыт и заменитель
Для краски самой дорогой.
Ультрамарин - он был мучитель  (1)
Художников.  Никто другой.

Производитель разных красок
Позвал алхимика в друзья
Чтоб краска была очень красной
Варили что, не знаю я.      (2)

Но получилось просто чудо!
Другой быть может не узнал -
Оттенок синий, просто любо
Как королевский идеал.

Пусть был в секрете, но дешевле
Он был намного, чем другой.
Художник бедный, вы поверьте,
Себе позволить мог разбой.

Так был показан путь к успеху
И к синтезу других цветов.
Наш Ломоносов тоже где-то
К лазури этой был готов.        (3)

Мораль - Ошибка не ошибка,
А лишь задача для ума.
Быть может золотая рыбка
Тот результат для вас дала.


(1) Ультрамарин - http://www.stihi.ru/2019/04/22/6030

(2) Иоганн Якоб Дисбах (1706), производитель краски, спешил сделать партию красного пигмента. Его получали из вареных кошениль насекомых, квасцов, сульфата железа, и калийных удобрений. Но что-то не задалось и когда Дисбах пришел утром в мастерскую, он обнаружил вместо красного синее вещество глубокого оттенка. Дисбах и алхимик Диппель, с которым он работал, быстро поняли коммерческий потенциал своей «ошибки», и мгновенно наладили производство нового пигмента и его продажу художникам при прусском дворе.

(3) М. Ломоносов в своем рапорте президенту Академии наук К. Разумовскому писая в январе 1750 г.: «В конце прошлого лета и по осени искал я способов как делать лазурь берлинскую, которой два сорта при сем прилагаю».



СМАЛЬТИНО - НЕБЕСНАЯ ГЛАЗУРЬ

Небесной краскою признали
Ту уникальную глазурь,
“Смальтино” тот пигмент назвали -
Я метод описать берусь.

Сначала кобальта руда
Разогревалась до кипения
С добавкой жидкого стекла,
Для витражей, для удивления.   (1)

Стекло мололось в порошок,
Пигментом становилось смелым,
Чтобы небесный потолок
Стал украшением капеллы.

Токсичным кобальт был всегда,
Художники все это знали -
Съедал он кожу без труда,
Бывало им и отравляли.

Искусство требовало жертв
И жертвенность ему присуща,
При Возрождении студент
Готовил краски - тоньше, гуще.

Обычно уксуса раствор
Он протирал сквозь сито часто,
На фреску свой направишь взор -
Он делал это не напрасно.

(1) smelt (ita) -  плавить




АЛЫЙ ЦВЕТ

Цвета имеют назначение,
Их символизм не всем был ясен -
Имел цвет «алый» применение
В истории всей. И он прекрасен.

Мы помним «аленький цветочек»,
Мечту об «алых парусах»,
Цвет крови нам напомнить хочет
Когда тревогу, когда страх.

Он символ смелости и силы,
Он символ страсти, знают все.
Цвет кардиналов - он им милый
Пролитой крови на кресте.

Он цвет любви неверной тоже,
Цвет проституток и знамён,
Британской гвардии похоже,
Колониальных тех времён. 

Он цвет и роз, и попугаев,
Цвет праздников и дней побед,
С ним день печально угасает,
Восходов и надежды цвет.




ЦВЕТА ИЕРАРХИИ

Отличия знаки, иерархия,
Почетный стул и кабинет -
И запрещения дипломатия!
Вот власти атрибут и свет. 

В России мантия горностая
Была лишь только для царя.
Её не часто одевали,
Лишь показать, что вот он - я!

Доска почёта и нашивки
На рукавах, погонах - всё,
Лампасы, звёзды, лычки, бирки
Нас разделяют: «тот», «не тот»...

В Китае только император
Носил почётный жёлтый цвет.
Монгольский хан лишь красным знаком
Печать имел.  Другие нет?

.Сенатор Рима носил гордо
Ту тогу с пурпурной каймой.
Одежды признак славен долго -
Дороже шуба - статус твой.

Другим отличием служили
Клеймо и стигма (иль тату)
Рабов обычно так клеймили
И проституток. Почему?

Иль отрезали нос и уши,
Рубили руку, кто украл...
Страдало тело тех, кто душу
Уже лукавому продал.

Не успокоится гордыня
И не исчезнет весь порок,
Не лечат душу звания, имя...
Теперь клеймом гордятся впрок.





КРАСНОЕ МОРЕ

Красное море, откуда название?
Ведь так его звали с древнейших времён.
Так звали евреи его, египтяне,
Арабы и греки - по цвету имён.

Я плыл этим морем и честно признаюсь,
Я красной воды не заметил нигде,
Пока не дошёл до Сахары барханов,
Они - это море на красном песке.   

Когда там пассат поднимает песок
Песчаной бурей  и пылью на море -
Цвет розы покроет весь вид на восток,
Названию красному ход для истории. 

Но есть ещё один важный момент -
Народы древние давали
Всем направлениям свой цвет,
А юг свой «красным» называли.

А север - «чёрным» был для них -
Вот моря Чёрного название!
Как интересен этот штрих,
Даёт истории понимание.



ГОРОД ЦВЕТА КРАСНОЙ РОЗЫ

Есть ‘Петра - это чудо света,
Столица древней Идумеи.    (1)
Я в Иордании видел это
На храм глядел я тот, немея.

К нему дорога чрез ущелье,
Наверно красочнее нету.
Он там стоит в уединении
На перекраске всем приветом,

Пути торговые сходились
Кто к Морю Красному с Дамаска,
И те кто шёл в Залив Персидский
Через пустыню, через Газу.

Был Петра перевальным пунктом,
Как Самарканд нам всем знакомый.
Там караван снимал все тюки
И отдыхал, и в путь шёл снова.

Там мавзолей, “Храм фараона”,
Считалось для Исиды создан.     (2)
Возможно для казны был домом
Из скал прорезан камнетёсом.

Деревьев нет в краях пустынных,
А значит не было стропил
И вырезан весь храм тот дивный
С одной идеей, чтоб был мил.

Он древен - тридцать пять столетий!
Времён Исхода Моисея. 
От к древности прикосновений
Истории прошлой дуновение.


(1) Petra — древний город и столица Набатейского царства — ныне археологический памятник и символ Иордании, входящий в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, одно из 7 новых чудес света.
Дата основания: XIV в. до н.э.
Поэтическое прозвище: "Город цвета красной розы"


(2) Исида — одна из значимых богинь Древнего Египта, представлявшаяся образцом для понимания египетского идеала женственности и материнства. Она почиталась как сестра и супруга Осириса, мать Гора (Хора) и, соответственно, египетских фараонов, которые считались его земными воплощениями. Она покровительствовала рабам, грешникам, ремесленникам и угнетённым, но прислушивалась и к молитвам богачей, девушек, аристократов и правителей





В БЕЛОМ ПЛАЩЕ С КРАСНЫМ ПОДБОЕМ

В белом плаще с красным подбоем...
          М. Булгаков, Мастер и Маргарита

Как много сказано о цвете,
О том, что красным мы зовём -
От сказок жизни на рассвете,
До топора и кровь на нём.

«Жили была красна девица...»
Для сказок,  где конец хорош.
К Асоли Грей всегда стремится
Там парус на зарю похож. 

Он цвет любви, как цвет и власти,
Он свадеб цвет и цвет потерь,
Он куртизанок цвет и страсти,
От духов злых им красят дверь. 

Цвет королев и кардиналов,
Сенаторов и знатных дам,
Он цвет счастливого начала,
В нём часто дьявол ходит сам.

Итак, он цвет противоречий.
Он цвет добра и цвет побед,
А также цвет кровавой сечи,
Горящих изб он также цвет. 

Есть Площадь Красная в столице,
Там Место Лобное стоит.
Стрельцовской крови литься, литься...
Казнь Пугачёва, дикий крик...

Он цвет контраста и отличий -
Есть Красный Карлик и Гигант
Он может общим быть и личным,
Он свет призывов и преград.

Знамён он цвет и красных маков,
Ходили с ним мы на парад,
И пионерский красный галстук
Так много, много лет назад...


Красные карлики довольно сильно отличаются от других звёзд. Масса красных карликов не превышает трети солнечной массы (нижний предел массы — 0,0767 массы Солнца

Красный гигант — звезда поздних спектральных классов с высокой светимостью и протяжёнными оболочками. Примерами красных гигантов являются Арктур, Альдебаран, Гакрукс и Мира




ГОЛУБАЯ КРОВЬ

Для тех, кто "голубых кровей"
Себя считает, что же, знайте -
Моллюски, жители морей -
Их цвет крови - небесной дали.   (1)

Для позвоночных, мне поверьте,
Им красный цвет крови положен -
Цвет жизни, цвет борьбы, цвет смерти -
Гемоглобином он заложен.

В иудаизме кровь всегда
С живой душой отождествлялась
И в пищу -“кошер” никогда!
Да, никогда не применялась.

И христианство и ислам
Верны традиции той тоже,
И тем, кто верен их богам,
Бифштексик с кровью есть не гоже. (2)

Но так же знали то ацтеки,
Что всех душа живёт в крови
И двадцать тысяч жертв имели,
Чтоб каждый год ту кровь несли.

А насладиться кровью жертвы
Для скифа был закон неписан -
Пощекотать врагам их нервы
Кровь жертвы сразу в битве выпить.

И старикам в имперском Риме
Кровь гладиаторов давали,
Чтоб жизнью дольше насладиться,
Но помогало то едва ли.

Но все, кто лили эту кровь,
Кровь голубую не встречали…
Плебей, патриций вновь и вновь
Вид красной крови узнавали.


(1) Кровь некоторых  моллюсков на воздухе имеет необычный голубоватый цвет. Этот цвет ей придаёт гемоцианин — медьсодержащий дыхательный пигмент, выполняющий функции, схожие с функциями гемоглобина, поэтому при окислении кровь голубеет

(2) В иудаизме, в христианстве и в исламе, а также у Свидетелей Иеговы кровь запрещена к употреблению в каком-либо виде.




СЕКРЕТ РАДУГИ

Всё, что сегодня “знают все”,
Что стало “истиной бесспорной”,
Когда-то было в темноте.
Как жили мы без тех законов?

Считалась - “плоская Земля”,
Считалось - “Солнце ходит кругом”,
Считалось - “мир понять нельзя!”
Колдун, шаман считался другом.  (1)

Но были те, кто знать хотел.
Кто верил, мир наш познаваем.
Кто верил - в мысли беспредел...
Им мы должны всем тем, что знаем. 

Я приведу один пример
О свете речь пойдёт сейчас -
Великий Ньютон - пионер
Был в этом тоже. И не раз.

Знакомы с радуги явлением
Конечно все.  Её кругом
Считали в мифах или сказках
Меж небом и землёй мостом. (3)

Она служила знаком бога,   (2)
Была эмблемой королевы,   (4)
Считалось ангелов дорогой
И душ путём взойти на небо.

Но как цвета вдруг появились?
Об этом думали, гадали
Идеи множились, делились
До Ньютона. При нём узнали.

Простой по сути его опыт:
Две призмы на дороге света -
Свет разлагают, собирают
И весь ответ был только в этом.

Он выбрал семь цветов первичных
(Хотя число их бесконечно)
Ему обязаны мы лично
За то, что “знают все”, конечно!


(1) В мифологии австралийских аборигенов Радужный змей считается покровителем воды, дождя и шаманов.

(2) В Библии радуга появилась после всемирного потопа как символ прощения человечества, союза Бога и человечества (в лице/через Ноя) и того, что потопа никогда больше не будет (Быт. 9:12-17).

(3) В японской мифологии боги Идзанаги и Идзанами стояли на небесном мосту, окуная с него копье, капли с которого стали островами.

(4) Изображение радуги было личной эмблемой Екатерины Медичи




КРАСКИ ШЁЛКА

Шёлк, волокно из протеина -
Такой у гусеницы дом,
Чтоб куколкой ей стать невинной,
А бабочкой уже потом.

Тяжёлый труд у шелкопряда
Из шёлка коконы создать,
А если вам нужны наряды,
То надо дружно помогать.

Чтоб в тишине и тёплом месте
Мог жить, работать шелкопряд.
Кормить его на третий месяц
И мыть отварами не зря.

Умели древние китайцы
Цвета у шёлка получать –
Питание гусениц так важно,
Что ешь – тем цветом можешь стать.

Вот листья белой шелковицы –
У шёлка будет белый цвет.
Диета с цветом породнится –
Учись, что кушать человек.

Чтоб дополнительно раскрасить
Идёт работа потрудней –
Сначала размотай, старайся,
Потом промыть его сумей.

Семь дней идёт его промывка,
А сушат шёлк лишь только днём …
Затем его варили шибко,
Затем отбелка, мелом всё.

Кренья, листья применялись
И краски нужной результат
В Китае только  получался…
Куда тебе в Европе брат.




ПО ЦВЕТУ ТЫ ВРАГА УЗНАЕШЬ

Легко на шахматной доске -
По цвету друг и враг одеты.
Не спутаешь их в темноте
И нет возможности измены.

И там колеблющихся нет
Под пули грудь подставить сразу,
Без ропота пойдут в обмен
Иль жертву просто по приказу.

Не ждут наград, не ждут погон.
Солдаты там не отступают.
Не ходят в ночь за языком -
Фельдмаршал их и так всё знает.

Их в плен не взять. Стоят насмерть.
С поста ни шагу без приказа....
Такую б армию иметь
Иным известным генералам.

Тем, для кого "любой ценой",
Кто приказал - "назад ни шагу"...
Кто обвинял свой пешек строй
За битв всех проигрыши сразу. 

Кому чужая жизнь - пустяк,
Пусть бабы новых нарожают...
Смотри - весь китель в орденах,
За ним крестов - один он знает.




ЖЁЛТЫЙ ИМПЕРАТОР

В Китае жёлтый цвет особый -
Он императора престиж.
Его одежды - жёлтой тога,
Другому смерть за цвет грозит.

Так вот, великий император,
Родоначальник всех начал -
Он первый был изобретатель,
Ремёсла он китайцам дал.   (1)

Он изобрёл топор и лодку,
И лук со стрелами - его.
Одежду, туфли и подводу -
Ну Мао впрямь списал с него.

Он символ Центра Мира тоже
Для них он словно золотой.
Он с урожаем связан может
И с Жёлтой главной их рекой.

Он был последователь Дао
И “просветления” достиг!
Его правление - начало
Страны, народа, многих книг.

Унёс его потом на небо
Конечно жёлтый же дракон!.
Но и сегодня можно смело
Сказоть - в стране остался он!


(1) Согласно китайской легенде, Жёлтый император (2698 — 2598 до н. э.) стал родоначальником китайской цивилизации. Он изменил образ жизни древних китайцев, которые впоследствии перешли от охоты к строительству домов, животноводству и выращиванию




“ЧЁРНЫЙ ПРИНЦ” - ЧЕЗАРЕ (ЦЕЗАРЬ) БОРДЖИА (1475-1507)

С кого списал Макиавелли
Портрет в романе "Государь"
Чезаре Борджиа сумели
Узнать? Ведь узнавали встарь.

Сын Папы Римского известный
Не только этим, а ещё
Италию обьединить стремлением
Под властью папы своего.
 
Решительный, безкомпромистный
Решал всё быстро, на лету.
Людей ценил, приблизив близко
Кто разделял его мечту.

Был благодарен тем, кто предан,
Ну а предавших мог убить…
Назначен кардиналом с детства,
Но полководцем мечтал быть.
 
Он был блистательным в турнирах
Мечом владел и кулаком,
Солдат своих не только имя,
А узнавал всегда в лицо.

Италия была в то время
Страной отдельных лоскутков:
В Милане герцог, а Флоренция
Республика и без оков.

Венеция была под доджем,
В Неаполе сидел король,
Был папа в Риме вождем
И для врагов найдется роль.
 
Французы также как испанцы
К Неаполю имели страсть
И вот в такое время страстно
Чезаре вышел воевать.
 
Он побеждал во многих битвах
Всегда сражаясь впереди,
Ворота перед ним раскрыты
И горожане спасены.

Его солдаты не бузили
Им смертной казнью за разбой…
А Леонардо сам Давинчи
Был инженером у него.
 
Всегда был в черном и название
Носил тогда он "Черный принц",
Считал войну своим призванием
И он в постели не погиб.
 
Но был отравлен папа Римский
А вместе с ним и пропал и сын.
Был предан и убит нечисто…
С него Макиавелли “Prince".





"ЧЕРНАЯ КОРОЛЕВА" - ЕКАТЕРИНА МЕДИЧИ - КОРОЛЕВА ФРАНЦИИ (1519-1589)

Род Медичи Флоренции славной
И нету имени звучней
Во всей Италии тщеславной
А может и не только в ней.

Дал ренессансу меценатов,
Банкиров, пап и королев,
Не то чтоб много бы талантов,
Но золотых монет посев.

Один из Медичи - Лоренцо
Не зря "Великолепным" слыл,
Он ренессанс родной Флоренции
И поддержал, и обновил.

Его питомцы - Леонардо,
Буонарроти, Рафаэль,
Ему обязаны восходом...
Открыл для мира тех людей. 

А старший сын был "Несчастливым" -
За что не брался, все из рук,
Сованорола - враг не мнимый,
Флоренцию забрал из рук.

Но речь идет о его внучке
Екатерине. Ей дано
Стать королевою французской.
И “Чёрной" имя ей дано.     (1)

Случайно трон ей дался в руки -
Брат мужа умер как-то вдруг,
И шепот был со зла, со скуки -
Что это дело ее рук.

Три сына было у неё
Из тех, что стали королями…
Два первых умерли.  Но всё
Её считалось в том влияние.

Ей Нострадамус ворожил
Был вхож в дворец, имел влияние.
Хоть Генрих - муж ей был не мил,
Ей в тягость были расставания.

Обязан ей французский двор
Своею кухней, ставшей местной;
Ношением первых панталон,
Варфоломеевским злодейством.

При ней музеем стал весь Лувр,
При ней балет стал высшей модой,
Но на турнире умер муж
И тридцать лет был траур вдовий.

Колдуньей звали все её,
Она того не отрицала...
Родной Флоренции лицо
В Париже много лет сияло.


(1) Екатерина Медичи, полное имя Екатерина Мария Ромола ди Лоренцо де Медичи   1519-1589. — королева Франции с 1547 по 1559 год; супруга Генриха II, короля Франции из династии Валуа.
Будучи матерью троих сыновей, занимавших французский престол в течение её жизни, она имела большое влияние на политику Королевства Франции. Некоторое время управляла страной в качестве регента.
Главная законодательница моды французского двора вошла в историю как «Черная королева», отравительница, детоубийца и зачинщица Варфоломеевской ночи.




"КРАСНЫЙ КАРДИНАЛ" РИШЕЛЬЕ (1548-1590)

Мы Ришелье знакомы с детства -
Реальный Франции властитель
Он враг коварный королевы,
И мушкетеров притеснитель.

Увы, Дюма учился плохо,
Историю знать не хотел.
Ему важнее чтоб завязка,
А уж писать то он умел.

Был Ришелье премьер министром
С Марией Медичи дружил
И сын ее король Людовик (XIII)
Его без памяти ценил.

А молодая королева
Имела Габсбургов в роду,
Была испанскою принцессой
И с Ришелье вела войну.

Австрийской Анной ее звали,
Любить британца не могла
Опять наш друг Дюма соврали...
Вернемся к Ришелье друзья.

Создал он принцип "государства"
Абстрактный принцип, был он нов:
От королевских родов, связей,
И веры не зависел он.

Идея - польза государству
Всегда важней была ему,
И Риму вопреки, коварно
Он с  Габсбургами вел войну.

Сам кардинал, казалось надо
С другим католиком дружить,
Но Франции была опасность
Под Австро-Венгрии служить.

Католик рьяный, протестантам
Свою он руку протянул,
И Швецию и часть Германии
К союзу с Францией  свернул.

"Душа", он говорил, "спасется
И будет вечно жить, тогда,
Как государству - жить сегодня,
Сегодня, или никогда".

Создал он первый Академию,
"Бессмертных" сорок* до сих пор.
И без него забудьте Францию,
Потом лишь был Наполеон.

Он запретил дуэли, правда,
Что мушкетерам - в сердце нож,
В России их стрельцами звали,
Вам Д'Артаньян - стрелец хорош?

Да, к слову, в это время
В России правил Михаил
Он из Романовых был первым,
Племянник Рюриковичей был.
 

* 40 членов французской академии зовутся "бессмертными", т. к. их число всегда одно и то же.



СЕРЫЕ КАРДИНАЛЫ

Не всем нужны триумф и слава,
"Ведут спектакль из-за кулис”.
Но власть у них, хоть не по праву
Других зовут на “браво!”, “бис!”

Им имя - “серым кардиналом”
С времён, напомню,  Ришелье.
Он “красным” был по шапке алой,
И сам известным он вполне.

Но серой тенью за спиною
Был Жозеф - капуцин, монах.
Он в серой рясе к миру, к бою
Творил политику на страх.  (1)

Его боялись все настолько,
Что имя вслух сказать нельзя,
А только шёпотом. Я помню -
Похожи были времена,

Известен нам Победоносцев
Как обер-секретарь Синода,
Был безразличен он к червонцам,
Непримиримым был к свободам.    (2)

При нем Толстой был проклят церковью,
А Достоевский был обласкан.
Как ненавидел он евреев?
Черту оседлости создал он.

Лишил их средств к существованию,
И ввёл политику такую:
Часть вымрет от недоедания,
А часть уйдёт в страну другую.

Имел он страшное влияние
На православного царя
И революцию создали
Его злодейские дела.

Был образован и умён,
Писал стихи, писал и прозу...
Был злым он демоном времён
И "серым кардиналом" тоже.

Затем был Жданов, был и Суслов.
О них теперешние знают -
Ведь кардинала место пусто
В России просто не бывает.

Мне Суслов помнится особо -
Он был - философ от сохи.
Идеологию основой
Считал и поучал других.   (3)

За Будапешт ему “спасибо",
За танки в Праге - он послал!
Хрущёва снятие на диво
И диссидентов всех скандал.

И Сахаров, и Солженицин,
И всё, что можно и нельзя
Решал лишь он, своей десницей...
Тогда решал. Но, видно зря.


(1) Францией во времена формального правления монарха Людовика XIII на самом деле фактически управлял кардинал Ришельё (которого называли «красным кардиналом» из-за цвета шапочки, положенной кардиналу), за которым стоял не занимавший формального поста отец Жозеф, которого и прозвали «серым кардиналом», потому что он был монахом Ордена капуцинов, носивших рясу серого цвета. В романе «Три мушкетёра» говорится: «Его имя произносилось не иначе как шёпотом».

Франсуа Леклер дю Трамбле внезапно изменил свои взгляды и постригся в монахи ордена капуцинов под именем Жозеф.

Суровый аскет, искренний патриот, преданный друг, религиозный фанатик, беспринципный политик, коварный интриган – все это один человек, до сих пор остающийся для нас загадкой, «серый кардинал» герцога Ришелье.

(2) Константин Петрович Победоносцев 1827 – 1907 - русский правовед, государственный деятель консервативных взглядов, писатель, переводчик, историк церкви, профессор; действительный тайный советник. Главный идеолог контрреформ Александра III. В 1880—1905 годах занимал пост обер-прокурора Святейшего синода. Член Государственного совета (с 1872), считается «серым кардиналом» правительства Александра III

(3) Михаил Андреевич Суслов 1902-1982 — советский партийный и государственный деятель. Член Политбюро ЦК КПСС (Президиума ЦК КПСС) в 1952—1953, 1955—1982 годах, Секретарь ЦК КПСС(1947—1982), советский "серый кардинал".





ЖЁЛТЫЙ КАРЛИК

В каждом человеке — Солнце. Только дайте ему светить.
                - Сократ

Есть к нам ближайшая звезда,
Мы все обязаны ей светом.
В Египте богом звалась "Ра",
В Рамзеса имени часть эта.

Иначе был бы просто "Мозес"
Иль Моисей, привычней если.
Но, отвлеклись. Вернёмся к Солнцу -
О нём стихи, молитвы, песни.
 
Без Солнца не было бы суток,
И год без Солнца не бывает;
Но астрономия (без шуток)
Как “жёлтый карлик” - его знает. (1)

Я слово “жёлтый” понимаю -
Фотометрии тут вина,
Но “карликом” назвать, считаю, -
Обида тут нанесена!

Оно массивнее Земли
В три сотни тысяч раз, и что же?
Оно то “карлик”!  Кто же мы?
За Землю ведь обидно, тоже.   (2)

А Солнце, всё ещё, подросток -
Пять миллиардов лет ему.
Но, знаете, такие звёзды
Подольше всех других живут.

Есть звёзды большие, чем Солнце,
Но жизнь их очень коротка.
Да будет свет у нас в оконце -
"Гори, гори моя звезда!"


(1) Жёлтый карлик — класс небольших звёзд, имеющих массу от 0,8 до 1,2 массы Солнца и температуру поверхности 5000—6000 K.  Соответственно своему названию, по результатам фотометрии они имеют жёлтый цвет.

(2) Фактически, Солнце насчитывает 99.8% всей массы во всей Солнечной Системе; и большая часть несолнечной массы — это Юпитер и Сатурн.




КРАСНЫЙ КАРЛИК

Красные карлики - самые распространённые объекты звёздного типа во Вселенной. Проксима Центавра, ближайшая звезда к Солнцу, как и двадцать из следующих тридцати ближайших звёзд.

Он уникален - красный карлик,
От Солнца массы - только треть.
Там термояд проходит слабо
И звёздам этим только тлеть.   (1)

Их ждёт потом метаморфоза -
Цвет их изменится потом …
Стать голубым и белым позже
Такой цветной у них дурдом.  (2)

Но от начала до сегодня
Метаморфоза не прошла!
Наука важный вывод строит -
Вселенной возраст - вот дела! (3)

Их большинство во всей вселенной,
Но в них загадку - не решить:
Их долговечность. Солнцу верно
Один процент их жизни жить.

У них планеты есть, конечно,
И если в той планете жизнь,
Резвится можно ей беспечно
Миллиарды лет - вот это мысль   (4)
 

(1) Масса красных карликов не превышает трети солнечной масс.   Звезды этого будут гореть 10 триллионов лет.

(2) Со временем они постепенно сжимаются и всё больше нагреваются, пока не израсходуют весь запас водородного топлива, и постепенно превращаются в голубые карлики, а затем — в белые карлики с гелиевым ядром.

(3) Но с момента Большого взрыва прошло ещё недостаточно времени, чтобы красные карлики смогли сойти с главной последовательности — т.е. звёзд, источником энергии которых является термоядерная реакция синтеза гелия из водорода.

Тот факт, что красные карлики остаются на главной последовательности, в то время как другие звезды сходят с неё, позволяет определять возраст звёздных скоплений путём нахождения массы, при которой звёзды вынуждены сойти с главной последовательности.

Кроме того, тот факт, что на данный момент не найдено ни одного красного карлика вне главной последовательности, свидетельствует о том, что Вселенная имеет конечный возраст

(4) Если на какой-нибудь планете возле красного карлика возникла простейшая жизнь, то вероятность, что она разовьётся во что-нибудь интересное, несравненно выше, чем у таких недолговечных звёзд, как Солнце. Это связано с тем, что для развития высоко организованной жизни требуются миллиарды лет.





ГОЛУБОЙ КАРЛИК

Чем темнее, тем легче быть звездой.
            —  Станислав Ежи Лец

Не посылайте дальтоников за синей птицей. Могут вернуться ни с чем.
             —  Станислав Ежи Лец

О, как обманчиво название!
Подумали совсем не то,
А это не души призвание -
Звёзд эволюции лото.

Идея есть, что если звёзды
По массе меньше Солнца чуть,
То эволюции прогнозы
Меняют цвет её и суть.

Она живёт, как красный карлик
И выжигает водород
Так экономно, что миллиарды
Всех долгих лет идут им в счёт.

Температура возрастает,
Меняет цвет тогда звезда...
Ну это мы положим знаем -
Металл так калится всегда.

Но интересно, во Вселенной
Ещё нет карликов таких!
Но по теории всё верно -
Когда нибудь увидим их.

Считают это все ответом -
Вселенной возраст небольшой
Коль «голубых» ещё ведь нету,
Потом вокруг каждый второй.

Потом опять цвет поменяют
И будет белым карлик тот...
На эволюцию пеняют -
Теперь мы знаем, что нас ждёт!


Голубые карлики — гипотетический тип звёзд, эволюционирующий из красных карликов перед выгоранием всего водорода, а после предположительно эволюционирующий в белых карликов.

От красных карликов отличаются более высокой температурой поверхности.    Предполагается, что после израсходования всего водорода голубые карлики становятся белыми карликами.



КОРИЧНЕВЫЙ КАРЛИК

Коричневый иль бурый карлик
Планета больше, чем звезда;
Лишь в инфракрасном свете ярки
И видны только иногда.     (1)

Их масса не даёт им права
Для термоядерной печи.
Сгорают быстро, их не мало
В известно Млечном нам Пути.

В отличие от звёзд тот карлик
Запасы лития несёт.
На яркость минимальны ставки -
Там термояд совсем не тот.   (2)

Юпитер им ровня размером,
Да и объём у них похож.
Их излучение примером,
Что для планеты он не гож.     (3)

Так не звезда и не планета
Тот бурый карлик, что сказать…
Такое среднее “вот это”,
Быть может “голубым” назвать?

5-13-18

(1) Коричневые или бурые карлики («субзвёзды» или «химические звёзды») — субзвёздные объекты (с массами в диапазоне от 0,012 до 0,0767 массы Солнца, или, соответственно, от 12,57 до 80,35 массы Юпитера). Как и в звёздах, в них идут термоядерные реакции ядерного синтеза на ядрах лёгких элементов (дейтерия, лития, бериллия, бора), но, в отличие от звёзд главной последовательности, вклад в тепловыделение таких звёзд ядерной реакции слияния ядер водорода (протонов) незначителен, и после исчерпания запасов ядер лёгких элементов термоядерные реакции в их недрах прекращаются, после чего они относительно быстро остывают, превращаясь в планетоподобные объекты

(2) Коричневые карлики, в отличие от звёзд с малой массой, содержат литий. Это происходит из-за того, что звёзды, имеющие достаточную для термоядерных реакций температуру, быстро исчерпывают свои первоначальные запасы лития.

(3) Существуют способы отличить коричневый карлик от планеты:
* Измерение плотности. Все коричневые карлики имеют приблизительно одинаковый радиус и объём. Следовательно, объект с массой более 10 масс Юпитера скорее всего не является планетой.
* Наличие рентгеновского и инфракрасного излучения. Некоторые коричневые карлики излучают в рентгеновском диапазоне. Все «тёплые» карлики излучают в красном и инфракрасном диапазонах, пока не остынут до температуры, сопоставимой с планетарной (до 1000 K).




КРАСНЫЙ ГИГАНТ ИЛИ КОНЕЦ СВЕТА


„Не ждите слишком много от конца света.“
            —  Станислав Ежи Лец

Гигантом красным есть звезда,
Что исчерпала водород.
Из гелия ядро тогда,
Но гелий сам гореть не смог.  (1)

Теперь горит уж не ядро,
Горит и светит оболочка.
Размер и красный цвет с того.
Потом конец звезды и точка.

Гигантство наше Солнце ждёт,
Пять миллиардов лет ещё бы.
Его размер так возрастёт,
К земной орбите, к нам итогом.

Ещё задолго до того
Все испарятся океаны.
Исчезнет всё из-за чего
Мы спорим часто. Как всё странно.

А может быть не доживём.
Ведь динозавры не дождались.
Другим мы способом уйдём,
Так, по-английски, не прощаясь.


(1) Красный Гигант — звезда поздних спектральных классов с высокой светимостью и протяжёнными оболочками. Примерами красных гигантов являются Арктур, Альдебаран, Гакрукс и Мира.
Красные гиганты — это звезды, в ядре которых уже закончилось горение водорода. Их ядро состоит из гелия, но так как температура ядерного горения гелия больше, чем температура горения водорода, то гелий не может загореться.

В настоящее время Солнце является звездой среднего возраста, и возраст Солнца оценивается приблизительно в 4,57 миллиарда лет. Солнце будет оставаться ещё приблизительно 5 миллиардов лет, постепенно увеличивая свою яркость на 10 % каждый миллиард лет, после чего водород в ядре будет исчерпан.

Размеры Солнца вырастут как минимум в 200 раз, то есть почти до современной земной орбиты. Меркурий и Венера будут им поглощены и полностью испарятся. Земля, если не разделит их судьбу, будет разогрета настолько, что шансов на сохранение жизни не будет никаких. Океаны же испарятся задолго до перехода Солнца на стадию красного гиганта, приблизительно через 1,1 миллиарда лет.




ЕЩЁ О КРАСНЫХ ГИГАНТАХ

Кто в себе не носит хаоса, тот никогда не породит звезды.
                - Фридрих Ницше

;;“Телец" иль “Таурус" с латыни
;По нашему есть просто “бык”.;
О Зевса похождениях были;
В Европу он тогда “проник”.

;;Там без бинокля двести звёзд;
Увидеть можно в ночь в созвездии,
;И хоть состав их и не прост;
Одна из них, поярче светит. 
;;
Зовут её “Альдебаран” -    (1);
С арабского похоже - “спутник”;.
Он Красный и притом Гигант,    (2);
Сгорит и “карлик белый” будет.  (3)

Гигантом красным есть звезда,
Что исчерпала водород.
Из гелия ядро тогда,
Но гелий сам гореть не смог.

Теперь горит не их ядро,
Горит и светит оболочка.
Размер и красный цвет с того.
Потом конец звезды и точка.

Гигантство наше Солнце ждёт,
Пять миллиардов лет ещё бы.
Его размер так возрастёт,
К земной орбите, к нам итогом.

Ещё задолго до того
Все испарятся океаны.
Исчезнет всё из-за чего
Мы спорим часто. Как всё странно.;;


(1) Одна из самых ярких звёзд ночного неба - звезда из созвездия Тельца - Красный гигант Альдебаран ;;

(2) Красный Гигант — звезда поздних спектральных классов с высокой светимостью и протяжёнными оболочками. Примерами красных гигантов являются Арктур, Альдебаран, Гакрукс и Мира.

Красные гиганты — это звезды, в ядре которых уже закончилось горение водорода. Их ядро состоит из гелия, но так как температура ядерного горения гелия больше, чем температура горения водорода, то гелий не может загореться.

В настоящее время Солнце является звездой среднего возраста, и возраст Солнца оценивается приблизительно в 4,57 миллиарда лет. Солнце будет оставаться ещё приблизительно 5 миллиардов лет, постепенно увеличивая свою яркость на 10 % каждый миллиард лет, после чего водород в ядре будет исчерпан.

Размеры Солнца вырастут как минимум в 200 раз, то есть почти до современной земной орбиты. Меркурий и Венера будут им поглощены и полностью испарятся. Земля, если не разделит их судьбу, будет разогрета настолько, что шансов на сохранение жизни не будет никаких. Океаны же испарятся задолго до перехода Солнца на стадию красного гиганта, приблизительно через 1,1 миллиарда лет.

(3) Белые карлики – звезды, имеющие большую массу (порядка солнечной) и малый радиус (радиус Земли), являющиеся продуктом эволюции красных гигантов. 







КУБОК ЛИКУРГА

Любая достаточно развитая технология неотличима от волшебства.
             - Артур Кларк

Ещё одна загадка древних
Не кубок, а хамелеон!
Для света служит как посредник
И цветом шлёт послания он.   (1)

Меняет цвет он от падения
Луча от солнца на него -
Луча прямого отражение
Иль на просвет глядишь в стекло.

Меняет цвет от содержания,
Особенно когда в нём яд!
Цветное свойство, состояние
Пить иль не пить нам говорят.

Зелёный кубок для начала,
С водой он - ярко голубой,
В нём масло - красным бы кричало…
С вином - совсем, совсем другой.

Его история туманна -
С сокровищ церкви, Ватикан,
От якобинцев, к деньгам пьяным,
Банкирам Ротшильдам был дан.

Подарком Ротшильда музею
Тот кубок стал доступен всем.
И перед ним благоговеют
Но не решить его проблем.

Неясен возраст, технология
Искусство древних мастеров
Не повторить в лабораториях
Учёным с званием докторов.

Похоже там стекло с секретом,
Частицы злата, серебра
Такого мелкого размера,
Кристаллик соли им - гора!

Лишь электронный микроскоп
Позволит видеть ту структуру.
Как в Риме с древности веков
Могли готовить ту микстуру?

Двойные стенки в этом кубке
С узором тонким под стеклом,
Как на камеях вязь ажурна -
Миф о Ликурге сказан в нём.  (2)

Ликург обидел Диониса   (3)
Он перебил его гарем!
Бог виноделия искусно
Ликургу отомстить сумел.

Вот кубок - форма, содержание,
Наука, тайна, как и миф.
Как далеко нам от познания
Секретов древности таких.


(1) В Британском музее хранится очень красивый древний экспонат – римский Кубок Ликурга, который знаменит  своими необычными оптическими свойствами. При обычном освещении кубок кажется желтовато-зелёным, а в проходящем свете приобретает глубокий винно-красный оттенок.

(2) Ликург (800-730 BC) — древне-спартанский законодатель, которому древние писатели единогласно приписывают политическое устройство, господствовавшее в Спарте в течение нескольких веков.
Подробнее - http://stihi.ru/2019/10/19/8654

(3) Миф о Ликурге - Когда бог виноделия Дионис с нимфами справлял вакханалии в лесистых горах Низы, Ликург прогнал их с бичом в руках. Менады в страхе разбежались.

По Аполлодору (III, 5, 1), Дионис в отместку за непризнание наслал на Ликурга безумие. Вначале Ликург не узнал собственную мать и попытался овладеть ею, потом он отправился в виноградник и начал яростно рубить топором лозу. На самом деле за лозу он принял своего сына Дрианта.



ЧЁРНО-БЕЛЫЙ

Мы знаем: дважды два - четыре
Везде, повсюду и всегда
У нас, на Марсе, в ином мире...
Не изменимо никогда.

Мы в жизни нашей спорим часто,
Согласие трудно отыскать.
Шаблона нет сказать кто правый,
И трудно правду доказать.

Вот если б мир был бело-черный,
Лишь ДА и НЕТ царили там,
И Буля алгебры законы,
Спор не возник бы никогда.

Логической рукой железной
Решалось все, вот весь закон. 
Спор с калькулятором бесполезный,
В расчетах выиграет он.

Но мир мир цветной,  он весь в оттенках.
Он в призме жизни расщеплен.
Математической оценке
Лишь в приближении близок он.

Мы этики, морали нормы,
Скрижали, кодекс, этикет
Создали. Жизни волны -
Не дважды два, что нет, то нет.



ЧЕТЫРЕ КОНЯ АПОКАЛИПСИСА

От Иоанна Богослова
Есть откровение конца -
Втором пришествии Христова
И Страшного Суда венца.

Там есть антихрист и блудница
И три шестёрки, как сигнал.
Но я боюсь здесь повториться,
Всем тем, кто Библию читал.

А Богу всё открытой книгой -
«Да будет свет» - был наш Пролог,
Четыре всадника элитой -
По Богослову - Эпилог. 

Но обратить хочу внимание
На четырёх лихих коней,
Подробно данных в описании
И всадников далёких дней.   

Там каждый конь другой был масти,
Чтобы узнать было легко.
Ведь Богослову было счастье -
Сам Бог предупредил его.

Конь белый - там Чума наездник,
При нём есть лук и есть венец.
А белый цвет - там символ чести,
Что силам тёмным есть конец.

Конь рыжий - он с Войной гарцует.
Грозит войной он от Творца,
Ту, что гражданской именуют.
Пожара цвет, крови, конца…

Конь вороной - несёт всем Голод!
Не будет пищи на земле.
Но не вина, его пей вдоволь?
Загадка эта вам и мне.

И, наконец, конь бледной масти,
А имя всадника там Смерть!
Он завершает все напасти,
И трупный цвет коня, как месть.

Вот вам симптомы Конца света.
В истории не в первый раз
Чума и голод ждут ответа
Войны и смерти, как сейчас…


Apocalypsis  — название последней книги Нового Завета в Библии.
В книге описываются события, предшествующие Второму пришествию Иисуса Христа на землю, которые, согласно ранее записанным пророчествам Библии, будут сопровождаться многочисленными катаклизмами и бедствиями, поэтому слово «апокалипсис» часто употребляют как синоним для конца света или для катастрофы планетарного масштаба.



ЭПИЛОГ

Тот, кто рождён слепым не сможет
Понять, что значит "красный цвет".
Глухому Моцарт не поможет
Понять о чём концепции нет. 

Не вижу в этом я вины
И осуждать их не посмею -
Концепции всегда нужны,
Чтобы понять хотя б идею.

Иной я вижу парадокс
На поэтических страницах -
Закрыт для понимания мозг
Тем, кому  следует учиться. 

Но судят строго всё и всех
С плебея чувством превосходства
О том, о чём концепции нет,
А знаний, как на дне колодца.


ред