4-4-2-4

Японский Сонет
.
"Касательно сонета 4-4-2-4. Я наткнулся на эту схему в т. 1 "Истории французской литературы" (года не помню) в главе об эпохе Буало. Было это давно, и кто автор - меня тогда особенно не интересовало. Не сам ли Буало?
Я называю эту схему "Свободный сонет со смещённым дистихом"." /Р.С./



___________________________________________4-4-2-4

Содержание:

Фомин Алексей
- Оливковое масло, серый хлеб
- Усталость. Дождь. За серое в ответе
- Сначала неразборчивая речь
- Боль обещает птицам стать пшеном
- Всё это город спящего дождя
- от долгой жажды к долгой тишине
Елена Наильевна
- Ты думаешь, что ты хранитель карт
- Ты в городе дождей и ноябрей
- чем старше рана, тем терпимей боль
- когда без дела, просто так шагала
Павлова Лена
- Сегодня дождь, а может быть давно
Сергей Трегубов
- Даря друг другу взгляды, как награду
Ирина Коляка
- На краткий миг мне радостно и сладко

==========================================

*** (автор: Фомин Алексей)

Оливковое масло, серый хлеб
достаточны, чтоб научиться верить..

Я пил вино один, а старый серб
вторую закурил у темной двери

открытой в ночь осеннюю, Война
не так страшна, как эта память-темень
в которой дождь, а после тишина,
а после третьим в дом заходит демон

один из тех, кто знает толк в стихах
один из тех, кто не внушает страх

и может быть приятным в разговоре

ты знаешь, я хотел бы умереть
пока еще не пересохло море
и рыбарям есть смысл забросить сеть.


*** (автор: Фомин Алексей)

Усталость. Дождь. За серое в ответе
не Бог, не царь.. С изнанки все не так.
Хочу распять неделю эту в среду
Не на кресте, а на своих устах.

Я сам Пилат, Лонгин, Варавва, Анна,
народ в крови,
беспомощен и слеп..
Не пей вина не преломивши хлеб
за осень облаченную в туманы,

где даже камень истончает свет
мерцающий, в неведомом родстве

со звездами погасшими до срока.

Раскаявшийся к пятнице четверг
Иуда, утро, Петр и я отверг
в себе самом безумца и пророка.


*** (автор: Фомин Алексей)

Сначала неразборчивая речь
за дверью, а потом холодный ужин
всем этим можно было б пренебречь
и даже тем, что лед блеснул на лужах,
когда глаза пусты а город тих
зачем берусь настраивать гитару,
ведь я влюблен в осенний желтый вихрь
а женщина, однажды станет старой

и это "си" испанское, зачем
когда так много в жизни разных тем

и разболелось правое колено

смотрю с ленцой значенье слова смурь
возможно схоже с жженною сиеной
тогда зачем берлинская лазурь


*** (автор: Фомин Алексей)

Боль обещает птицам стать пшеном,
просыпанным на тротуар. Не страшно.
Не начатое тем завершено,
что пугалом летит над черной пашней

Не ворон
больше
осени, домов,
поселков, городских окраин, центров,
дождь в луков день, а дальше на покров,
на месяц, два, на сотни километров

не скрип деревьев, сбросивших листву,
а сказанное не по существу

избитое, истерзанное Слово
пытается еще дышать, но мгла
висит над дверью ржавою подковой
подстать лампадке дальнего угла.


*** (автор: Фомин Алексей)

Всё это город спящего дождя
и бесконечно падающих листьев.
По жёлтому уже страдать нельзя,
по серому.. не ради ли корысти,
не волею, пославшей мя жены,
грести веслом вечерних предсказаний
туда, где тень присела у стены
псом, стерегущим карт пиратских тайны,

хранящийся в горбе старухи мрак,
и черной метки, вымышленный знак,

всё это не согласие быть скверным.
Жизнь не игра в бирюльки.. В бирюзу
мне б завернуть ноябрьский этот зуд,
и вспыхнуть там, где шхуны и таверны.


*** (автор: Фомин Алексей)

от долгой жажды к долгой тишине
придумано запутано бескрыло
того кого я видел в вещем сне
нельзя любить и думать как бы было
тепло рукам и сладко на губах
не мед, но света полные пригоршни
искусство фуги променявший Бах
на сразу сто принцесс и сто горошин

владеть чужим и не владеть ничем
мерещатся от перемены тем

то юные, то старческие лица
чем старше рана, тем терпимей боль
чем больше шума, тем пугливей птица
чем выше мастерство, тем лживей роль



*** (автор: Елена Наильевна)

Ты думаешь, что ты хранитель карт,
дорог, ключей, компасов и маршрутов,
но склон плеча так шёлково покат,
но сон приходит, мороком окутав.

Спи - и не помни больше ни имён,
ни чисел, ни причин, ни предсказаний,
а морок, словно опытный гримёр,
рисует фею с добрыми глазами.

Но я не та, кого ты видишь, нет.
Так сказки и рождаются на свет,

пищат в кульках и просятся на ручки.
Мы молочка, любви и каши им.
Поставь на этом бланке закорючки,
что навсегда согласен быть моим.


*** (автор: Елена Наильевна)

Ты в городе дождей и ноябрей
плывёшь под тенью от пиратских флагов,
а я веду свой атомный "Борей"
в нагую бирюзу архипелагов.

Там шхуны и таверны, как всегда,
встречают на рассвете нараспашку,
в глазах девчонок плещется вода,
и на парнях цветастые рубашки,

и вечер дискотечен и крылат.
Но я ищу тебя, смурной пират.

Ведь иногда случается и чудо.
Смотря в бинокль, надеюсь на авось.
Свой город желтизны осенней брось
и приходи ко мне из ниоткуда!


*** (автор: Елена Наильевна)

чем старше рана, тем терпимей боль
так вскроем рану - обновим страницу
я для тебя - никто, ты мне - любой
кто, ненадолго появившись, снится

но ты иди, оглядываться нет
ни смысла, ни надежды на повторы
сам назови, пожалуйста, сонет
сплошной недосонет
вот тот, который

так лживо я исполнила, прости
и перемена тем, как конфетти

нельзя любить и думать, как бы было
конечно, да, конечно же, нельзя
любовь моя - чиста и легкокрыла
лети, по снегу первому скользя


*** (автор: Елена Наильевна)

когда без дела, просто так шагала
глазела на заборы модных вилл
картиною "Над городом" Шагала
ты жизнь мою навеки оживил

и мы с тобой, счастливые, взлетели
хоть у меня всё сжалось в животе
под нами выли дикие метели
но полный штиль царил на высоте

не развевало юбку мне ветрами
не залепляло облаками рта

в небесной речке плыли осетрами
нас не касалась больше суета
а приземлились на газон в Казани
и больше не взлетели ни черта


*** Сырость (автор: Павлова Лена)

Сегодня дождь, а может быть давно
Смывает буквы выцветших плакатов.
Не чувствуют прохожие утраты
И псам бродячим тоже всё равно.

На уровне осенних птичьих глаз
Стекают электронные экраны,
Как радуги. Для птиц уже не странны
Бегущие слова рекламных фраз.

Квадраты окон дальних поездов,
Как временный и ненадёжный кров.

В стеклянных каплях сизых фонарей
Мерцают опустившиеся звёзды,
Загадывать желание не поздно,
Но сырость пробирает до костей.


*** (автор: Сергей Трегубов)

Даря друг другу взгляды, как награду,
И фраз неравнодушных эликсир,
Ступаем по границе рая с адом,
Неся в руках любовь, как балансир.

Надёжна ли под нашими ногами
Над пропастью натянутая нить?
Зачем-то было решено богами
Все эдельвейсы высадить в гранит.

Всё менее отчётлива граница,
Но важно ль видеть всех обрывов край?

Раз крылья за спиной на зависть птицам, –
Поверя в них, – летим в наш грешный рай,
Где нам за смелость многое простится, –
Лишь руку из моей не забирай.


*** Горько (автор: Ирина Коляка)

На краткий миг мне радостно и сладко,
И сладок даже вкус солёных волн.
Они шалят и шлёпают украдкой,
И ждут, что я себе позволю фол.

Смотрю за горизонт – фальшивый сахар
Мгновенно тает в мыслях и горчит,
А море, мой вечерний добрый знахарь,
На сушу выдворяет и ворчит.

Похоже, что возлюбленное море
Со мною в этот вечер тоже в ссоре...

Вот солнца диск легко скользнул за горку.
Как жаль, что я за ним не убегу...
Не сладко мне, любимый, – слишком горько
Стоять на опустевшем берегу.