2. С любовью к Анне Ахматовой

Тахир Сувханов
stihi.ru/2018/03/29/5707

Анна
Тахир Сувханов
Есть Анна ГорЕнко, АхмАтовой нЕт,
Что пИшет  девчОнка - обЫчный секрЕт,
ЛетАют запИски, любвИ письменА,
В отвЕт ни отпИски, ни "нЕт и ни дА".

УчИтель.. францУзкий.. холОдный студЕнт,
"ОтвЕть мне по рУсски хоть слОво в отвЕт."
Как рОза девчОнка пунцОвой былА,
В отвЕт же ни слОва, такИе делА.

ДикАрка колЮчки кусАла своИ,
"ОстАвь себЕ, злЮчка, запИски любвИ."
ГордЯчка холОдная таЕт, как лЕд,
НадЕжда бесплОдная в сЕрдце живЕт.

ПрекрАсная Ева в не дрУжной семьЕ,
ОнА королЕва, самА по себЕ.
СчитАют гордЯчкой, дикАркой еЕ,
ПроснУлось от спЯчки еЕ естествО.

***

" Может тебе лучше танцевать, ты гибкая"
Н.Гумилев - Анне..

***

Амадео Мадельяни и Анна познакомились в одном из парижских кафе.

СтАрый гОрод, двОрики,
НОчи и лунА,
БУдто АлкогОлики
БрОдим мы без снА.

БУдто ОпьянЕнные,
КрОвь - однО винО,
БрОдим мы влюблЕнные,
ЛИшь когдА темнО.

***

Красавица, танцовщица, царевна,
Все верно -
И облик ее многолик,
Мы можем наслаждаться,
Несомненно,
Не только
ее строками из книг.

" Когда б вы знали из какого сора
Растут стихи, неведая стыда,
Как подорожник у забора.."
***
С юности мучила загадка стихотворения Анны Ахматовой, непонятно почему надо было надевать перчатку не на ту руку. Психологизм и нервная истеричность не убеждали. Однако, читая на днях книгу "Мифы о загробном мире" В. Я. Петрухина внезапно нашла отгадку: "О том, чтобы умерший не мог найти дорогу назад, заботятся в самом начале погребального обряда... шапку надевают задом наперед, варежку с правой руки надевают на левую..." То есть это стихотворение написано от лица покойницы: с холодной грудью, легкими шагами привидения, одетой в соответствии с похоронным ритуалом. Она забирается на три ступеньки (инициации? зиккурата?) и прямо говорит о своей смерти. А вы говорите: любовная лирика Ахматовой!

 "Песня последней встречи

Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.

Показалось, что много ступеней,
А я знала - их только три!
Между кленов шепот осенний
Попросил: "Со мною умри!

Я обманут моей унылой,
Переменчивой, злой судьбой".
Я ответила: "Милый, милый!
И я тоже. Умру с тобой…"

Это песня последней встречи.
Я взглянула на темный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно-желтым огнем."
***

Петербург, кафе "бродячая собака" - стихи - муж(Н.Гумилев)той самой Ахматовой..

Мне было страшно,
Я глаза закрыла,
Я все забыла -
Вот моя судьба.
Я потрясла
Стихами,
Покорила
Весь этот мир -
От двери до окна.

- Так знай же Петербург! Я королева!
Застыла здесь скульптурой, не дышу,
Не потому ли я белее мела..
Отличие в одном, я вся дрожу..

***

"Все обещало мне его:
Край неба, тусклый и червонный,
И милый сон под Рождество,
И Пасхи ветер многозвонный,

И прутья красные лозы,
И парковые водопады,
И две большие стрекозы
На ржавом чугуне ограды.

И я не верить не могла,
Что будет дружен он со мною,
Когда по горным склонам шла
Горячей каменной тропою. "
***
"
Небывалая осень построила купол высокий,
Был приказ облакам этот купол собой не темнить.
И дивилися люди: проходят сентябрьские сроки,
А куда провалились студеные, влажные дни?..
Изумрудною стала вода замутненных каналов,
И крапива запахла, как розы, но только сильней,
Было душно от зорь, нестерпимых, бесовских и алых,
Их запомнили все мы до конца наших дней.
Было солнце таким, как вошедший в столицу мятежник,
И весенняя осень так жадно ласкалась к нему,
Что казалось - сейчас забелеет прозрачный
                подснежник...
Вот когда подошел ты, спокойный, к крыльцу моему."
***



Не дО тумАнной мне фигУры,
РисУю тОчно Я с натУры.
ВостОрги - фАльш и  звУк пустОй!
В чем подвиг, просто быть собой?

В жестОкий вЕк кровАвой сЕчи,
СклОняю дОлу взглЯд и плЕчи,
СловА и слЕзы пАли внИз,
НарОд - судьбА моя, трагизм.

***

"Ты сын и ужас мой"


"Дай мне горькие годы недуга
За дыханье, бессонницу, жар,
Отними и ребенка, и  друга,
И таинственный песенный дар."

***

Пролился дождь и огненный и серный,
И истребил всех..

И те, и другие, и третьи,
Кто в лодке, кто вплавь, кто пешком -
Спасались от страха и смерти,
Невинные, также ..с грешком.

Вагоны, как бочки селёдки,
Смердели, набиты битком.
"Откушайте рюмочку водки
Под ржавую рыбку с душком."

Не те, не другие, не третьи,
Срываясь с насиженных мест,
Не пели народные песни,
Целуя с надеждою крест.

Надеялись разве на чудо,
И верили разве в судьбу?!
Россия с тобою, что будет?
Останусь - лежать мне в гробу!

Остались стрелецкие жены,
Стоять у кремлёвских ворот,
Остались, кто был прокаженный
И верил в себя и народ.

Вот узел, обычные речи,
Упрямо нагнувшись вперёд,
Взвалил  свое бремя на плечи,
Лишь в пене надорванный рот.

Под вопли и хрипы телеги,
В которой нехитрый был скарб,
Погнали не жалуя хлебом,
Детей, матерей и солдат.

Привычно опущены плечи,
На этой ли Лысой горе,
Оставит народ мой - увечья,
Носильный свой крест на спине?

***

ЧЕрный пЕрстень, вЕрный оберЕг,
ОтдалА любИмому нА вЕк.
ЗнАла тОчно пЕрстень сбережЕт,
Он вернЕтся, пЕрстень пАлец жжЕт.

***

Показать бы тебе, насмешнице
И любимице всех друзей,
Царскосельской веселой грешнице,
Что случилось с жизнью твоей.
Как трехсотая, с передачею,
Под Крестами будешь стоять
И своей слезою горячею
Новогодний лед прожигать.
Там тюремный тополь качается,
И ни звука. А сколько там
Неповинных жизней кончается…
***


МЕжду жЕртвой И палачЕм,
Эту свЯзь назовЕм - мечОм.

***

Подарком отца Светлане,
Этот сборник твой станет.
Королева смотри на лево,
Ещё рано дышать смело.

" Муж в могиле, сын в тюрьме,
Помолитесь обо мне"

ТЫ молИлась И ждалА,
ЗнАла - рУхнет та скалА.
ЛИчный врАг ужЕ не тОт,
ЗАболЕет И уйдЕт.

" Я друзьям своим сказала:
Горя много, счастья мало
И ушла, закрыв лицо,
Потеряла я кольцо."

***
КрЕпнет дАр мой и гОлос сильнЕе,
КрЕпче дОждь и пронзИтелен грОм,
ВрЕмя мнЕт - становлЮсь я добрЕе,
ГрОм не стрАшен - есть стОг и есть бОг.

***
Анализ стихотворения «Двадцать первое. Ночь. Понедельник.» Ахматовой
В условиях предреволюционного кризиса творчество Ахматовой становится более серьезным. На смену чистым возвышенным чувствам приходят мотивы тоски и разочарования. Это было связано не только с обстановкой в стране, но и с личной жизнью поэтессы. Она была несчастлива в браке с Н. Гумилевым. В 1918 г. они окончательно расстались. Уже в 1914 г. Ахматова познакомилась с Б. Анрепом. Верность семейному долгу не позволила поэтессе начать любовные отношения, но она часто встречалась с понравившимся ей человеком. В 1917 г. она выпустила очередной сборник стихотворений «Белая стая», многие произведения были посвящены Анрепу. Сборник также включал в себя стихотворение «Двадцать первое. Ночь. Понедельник».
Начало произведения не характерно(Тахир : именно  характерное для Ахматовой письмо, все ее стихи как дневниковые записи, открытые, невозможно самокритичные,искренние, написанные для себя, наедине с собой,  точные, лаконичные -  описание с натуры, без привычной туманности, как " горячая подушка с двух сторон"  О чем пишет далее критик, если он не знает главного в творчестве поэта. Я не биограф и не мне судить о чувствах переживаемых поэтом, но они ее пожары были жарки, всепоглощающи и не долги, можно сказать - живых  она  не любила. Любила не людей, а образы ею придуманные, не потому ли последующие годы посвятила памяти Гумилева)лаконичные односоставные предложения сразу создают ощущение дневниковой записи или официального сообщения. Тем самым поэтесса подчеркивает внезапность и важность пришедшей к ней мысли. Ахматова приходит к убеждению, что любовь – всего лишь выдумка «какого-то бездельника». В этом убеждении видно глубокое разочарование героини в любви, наступившее вследствие личного опыта.
Развивая свою мысль, Ахматова утверждает, что люди поверили этой выдумке и продолжают жить в обмане. Она презрительно отзывается о любовных встречах, свиданиях и вообще обо всем, что сопутствует любовным отношениям. Поэтесса считает, что люди поступают таким образом «от лености или от скуки». На самом деле никакой любви на свете нет. Признавая ее существование, люди пытаются хоть как-то разнообразить свою жизнь.
Но последняя строфа стихотворения заставляет задуматься, что же имела в виду Ахматова. «Открытие тайны» поэтессой может считаться окончательным приговором любви, перечеркивающим ее значимость. С другой стороны, это можно расценить как познание настоящей любви, отличной от той, которая существует в обыденном сознании. Возможно, Б. Анреп стал для Ахматовой причиной такого озарения. Привыкнув к обычной «человеческой» любви, она была поражена тем, что встретила человека, который вызвал у нее совершенно новое великое чувство. Это чувство даже невозможно выразить словами («почиет на них тишина»).
В любом случае «открытие тайны» произвело переворот в душе поэтессы. С этого знаменательного события она чувствует, что до сих пор «все как будто больна».

Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
Очертанья столицы во мгле.
Сочинил же какой-то бездельник,
Что бывает любовь на земле.

И от лености или от скуки
Все поверили, так и живут:
Ждут свиданий, боятся разлуки
И любовные песни поют.

Но иным открывается тайна,
И почиет на них тишина…
Я на это наткнулась случайно
И с тех пор все как будто больна.


ПРИМОРСКИЙ СОНЕТ.
Нечёт.
Анна Ахматова.

Здесь все меня переживет,
Все, даже ветхие скворешни
И этот воздух, воздух вешний,
Морской свершивший перелет.

И голос вечности зовет
С неодолимостью нездешней,
И над цветущею черешней
Сиянье легкий месяц льет.

И кажется такой нетрудной,
Белея в чаще изумрудной,
Дорога не скажу куда...

Там средь стволов еще светлее,
И все похоже на аллею
У царскосельского пруда.
***
Патина зелёная станет золотой,
Стих прочтет влюбленный мой.
Почитатель мой.
В храм войдёт
***
С любовью к Анне Ахматовой
 
Далёкий голос,тень летнего сада..
А надо ли помнить? Да многое надо!
***

В п. АБЕСЬ за Полярным кругом,
Здесь оставила я друга.

***
Пришли великаны в больших сапогах
И сына забрали
***


И дома нет, и дыма нет, и даже думать - нет."

Окошко в мир и восемь метров, - /-/-/-/-
Прогулочных,как двор в тюрьме, - /---/-/
Не много будет для поэта,       - /-/---/-
Живущего в своей земле.        - /-+-/-/
В моей земле дают и меньше,   - /-/-/-/-

Под занавес, соборный звон.    - /-+-/-/
Когда христовою невестой,       - /-/-+-/-
Несут вперёд под скорбный стон. - /-/-/-/
***

Порадует немного "Будка',  - /---/-/-
Была мне брошенною кость, - /---/-/
И я жила, как незабудка,  - /-/---/-
Где голодать мне довелось. ---/---/
Жилье,приют,мой кров,избушка,-/-/-/-/-
Мой хутор,"Будка",дом родной.-/-/-/-/
Бальзам - мне голодом желудка,-/---/-/-
Для эмигрантки край родной.   -+-/-/-/
Спать приходилось королевой.   /--/---/-
И голодать,топить камин.      ---/-/-/
Я не была бесстрашной,смелой,/--/-/--/
Я не гигант,не исполин -      /--/---/
Жена для мужа,мать для сына.-/-/-/-/-
Не долго счастлива была.     -/-/-+-/
Я воспитала исполина,       /--/---/-
Свой долг исполнила сполна. +/-/-+-/


***
Ахматова:

"В кругу кровавом день и ночь
Долит жестокая истома…
Никто нам не хотел помочь
За то, что мы остались дома,
За то, что город свой любя,
А не крылатую свободу,
Мы сохранили для себя
Его дворцы, огонь и воду…"

***
Трещит сосновыми дровами камин,-/-/-+-/--/
На скатерти фарфор,            +/---/-
Дрожит дыхание парами,        -/-/---/-
Какао вдруг и разговор.         -/-+-+-/
Здесь королевой самозванка     +--/--+/-
В чужом заброшенном гнезде    - /---/-/
И не служанкою, хозяйка       +--/-+-/-
Своей измученной судьбе.       -/-/---/
***

Одно выходное чёрное платье,
Хотите - смейтесь, хотите - плачьте.
- Я старомодна, безвкусно одета,
Ну что ж распните меня за это!
 - Голос мой хриплый, стиль заунывный,
Я не меняюсь, вот, что обидно.
Стихов юбилярам писать не стану,
Не прогинаюсь - горжусь своим станом.
Стих наполняю салонным звоном,
Антинародным и против законным..

***
1966,подмосковный Санаторий.

"Воздуха, воздуха", дайте поэту
Пусть не любви, дайте воздуха, свету.

***
Съеденый временем раструб фонографа,
С дыркою в темени, вида убогого.

Голос латунный чеканит высокое,
В воздухе, в комнате, прошлое облаком.

Голос оттуда живее и явственно,
Входит в сознание женственно, царственно.

ВИдится близко мне время далекое,
Это видЕние вижу, как облако.

Яркая радуга в свете обычного,
Много здесь общего, много и личного.

Мужество, личность творца не подсудного,
Словно молитва, служение трудное.
***

Пушкин, Некрасов, Пастернак..
Да это было и будет так.

У нас умеют хоронить
Торжественно, с большим размахом.
Вот так бы день один прожить,
Счастливо, высоко, без страха.

Эх люди, общество зевак,
Нести покойницу не тяжко,
Зачем ей кланеетесь так,
Не жмет ли галстук, пояс, пряжка.

В блокноте только адреса,
Людей ушедших без возрата.
И мне, конечно не понятно,
К чему все эти голоса.
(Глумятся, что ли голоса?!)
***
Не может жизнь вместить всего
И тот Собор под снегом марта.
Беда. Прощенье одного.. поэта, близкого, собрата.

Толпа прозревших и слепых,
С долгами чести и безстыдства.
Немых, безсовестных, глухих,
В крови измазанных и чистых.

Собор не примет, Божий храм
Под снегом, падающим щедро.
Пришли? Цветы к её ногам
Ложите и молитесь небу.