Старый Храм

Реджина 80
Любимый город хмур и неприветлив,
С покорностью подвластный временам.
Осенний парк. Гоняет листья ветер.
В конце аллеи виден старый Храм.
Там тридцать лет молчало Божье слово.
Духовность возвращалась нелегко.
Судьба порой была к нему  сурова
И к пастве, что боролась за него.
Почти близнец Софийского собора,
Построенный в подарок от Москвы,
Прошёл грабёж, раздоры и терроры,
Но ожил вновь. Его враги мертвы.
Идут на службу женщины и дети,
Как много, много лет тому назад.
Их ждёт Спаситель - лик иконы светел,
В свечах мерцает басменный оклад.

Зайдя в притвор, я сброшу все вериги,
К спасению дорога привела.
Стоит надежда в самом сердце Риги,
Сияют христианства купола.

/////////

Вдохновитель конкурс ТМА "Храм"
http://www.stihi.ru/2019/11/26/2880


 Кафедральный собор Рождества Христова, г.Рига
На фотографии.

 7 апреля 1874 года российский император Александр II выделил Рижской епархии 900 000 рублей для создания нового кафедрального собора. Храм дважды закрывался: в Первую мировую войну — на три года, и в советское время — на 30 лет. От его исторического убранства мало что сохранилось, но главное — храм не был уничтожен. 
В начале 90-х, буквально с нуля началось его восстановление.

===================================
- В переносном смысле верига — бремя, обычно нравственное или душевное.

- 17 апреля 1874 года российский император Александр II выделил Рижской епархии 900 000 рублей для создания нового кафедрального собора, который стал бы по-настоящему представительным православным храмом на территории Лифляндской губернии.
Конкурс подрядчиков выиграл строительный мастер Виленской губернииакадемик Н. М. Чагин. Орнаментальный декор и каменные строительные детали были изготовлены в мастерской Августа Фольца. Освящение закладного камня собора состоялось 3 июля 1877 года. Императором Александром II были подарены храму 12 колоколов, самый большой из которых, во имя благоверного князя Александра Невского, весил более 820 пудов. Мастером-литейщиком, отливавшим колокола, был Ксенофонт Верёвкин, работавший в мастерской Н. Д. Финляндского в Москве.

В оформлении интерьеров Христорождественского собора участвовали известные в России мастера живописи: ректор Петербургской Академии художеств П. Шамшин (его кисти принадлежат иконы «Иоанн Креститель» и «Богоматерь с младенцем»), а также академики К. Вениг и В. В. Верещагин. Верещагин являлся автором икон первого яруса главного иконостаса; ему же принадлежит роспись Царских врат. Помимо того, Верещагин создал следующие иконы для Христорождественского собора: «Рождество Христово», «Рождество Пресвятой Богородицы» и «Святой Александр Невский». Профессор Васильев написал иконы для второго и третьего ярусов иконостаса; ему ассистировали художники Ф. Журавлёв и А. Корзухин.
В этом храме богослужения проводились на четырёх языках: церковнославянском, латышском, эстонском и немецком,
В сентябре 1894 года здесь совершал богослужение Иоанн Кронштадтский.