Тишка и Рыж

Елена Неменко
        Книгу про Тишку и Рыжа хабаровские журналисты назвали книгой  о любви к родному краю.  Идея  создания её появилась у меня ещё в начале 2000 годов после одного краевого конкурса среди школьников Хабаровского края. Дети  ко дню рождения края должны были написать стихи,  эссе, рассказы. Я была в жюри. И после прочтения  уже первого десятка произведений сильно расстроилась – выбирать из этих одинаковых штампованных фраз о любви к краю было нечего. И всё потому, что дети не знают свой край, и у них нет своих слов о любви к нему. А ведь человек любит только то, что хорошо знает. И я поняла, что надо придумать  таких героев – сверстников, которые покажут детям родной край во всей красе.
       Так появились гималайский медвежонок Тишка и амурский тигрёнок Рыж.  Они как бы взяли в лапки  большие лупы и показали ребятам, какие деревья растут в нашей тайге, какие звери живут в ней. Как строили великий мост через Амур, как ставили памятник Муравьёму-Амурскому, и откуда в краеведческом музее появился огромный скелет кита-финвала, и что за  каменная черепаха сторожит вход в музей.
И сегодня о приключениях Тишки и Рыжа знают практически все ученики начальной школы Хабаровского края
                Глава из книги


                Динчу – шаман и хранитель деревьев

Растерялся Рыж, закрутился на месте. Что делать? Сел  он под пихтой и задумался,  сильно-сильно задумался, только черный кончик его хвоста монотонно покачивался  влево-вправо, влево-вправо…
– Эй, уважаемый! – Услышал вдруг  Рыж. –  Детёныш рода тигров! Откуда ты? По хвосту вижу, что заботы и печали тебя одолевают
– Кто это? Кто со мной говорит?
–  Динчу.
–  А я – Рыж. Ты  где, Динчу?
–  А посмотри сюда под лиственницу. Видишь хомаран? Заходи!
Рыж внимательно посмотрел и под лиственницей увидел хомаран – летний домик из коры. Такие домики часто делают лесные люди – удэгейцы, которые живут по берегам его родных рек и речушек – Сукпая, Гвасюгинки,  Хора и Подхоренка..
Возле хомарана струился дымок от костерка, над которым закипала вода в котелке. А рядом на бревнышке сидел  старенький лесной человек  в расшитом халате. Из  ветки черёмухи  он выстругивал фигурку медведя острым ножиком.
– Подходи, не бойся. – Приветливо помахал он рукой Рыжу. – Это я – Динчу. Вот, видишь,  сэвэна  делаю, - он протянул Рыжу красивую  деревянную фигурку. Оберег-охранитель от всяких бед и напастей. Возьми его себе.
Рыж взял  сэвэна, обнюхал его , потер лапкой, поплыл вокруг тонкий запах черёмухи.
– Спасибо, Динчу.  А ты кто?
–  Ну как тебе сказать? Лесной человек я.  Хранитель всех этих деревьев. Давно здесь живу. Ещё и этого города Бэали не было,  а я уже здесь жил. Так давно, что стал невидимым. Только  деревья да звери меня и видят…
–  Какого города не было? Бэали? А что это за город ? Хабаровск я уже видел, а где Бэали? – спросил Рыж.
–  Бэали – так называли в старину город Хабаровск мои сородичи – удэгейцы.  А я  тут шаманил. Очень любил это место.  Густой лес был. Росли здесь дубы, ильмы, а уж лещины было! Мешками   орехи собирал, да всю зиму, как белка щелкал. Хорошо, что губернатор тогдашний  решил  сохранить этот кусочек тайги прямо в городе. Давно это было. Осенью в конце  позапрошлого  века. Уже  тогда стали здесь сосны высаживать, кедры,  и эту вот лиственницу тоже тогда посадили. Так вот и начался  этот дендрарий. А я при нём остался. Да ещё вот эта  глупая лиса  при мне осталась.
Из-за бревнышка, на котором сидел Динчу, показалась мордочка такой огненно-красной лисы, что Рыж даже зажмурился. Она помахала тигрёнку лапкой и сказала :
–  Привет! Имя моё – Суин-ли, Солнечная Лиса, значит,  но все зовут меня  –  Сонли.  Один Динчу  называет глупой…
–  Почему? – Удивился  Рыж.
– Да не послушалась я его. Откусила ма-а-аленький кусочек солнца, когда оно  вон за ту сопочку спать уходило. И проглотила нечаянно. Тут моя шёрстка засветилась, а я стала такая  яркая, огненно-рыжая,  свет от меня был, как от костра этого. Трудно в тайге такой светящейся жить, вот Динчу и сделал меня несветящейся , ну и невидимой .Для чужих. Для своих я очень даже видимая. И посветить могу, когда темно. Этому тоже меня Динчу научил.
Сонли  прошлась перед Рыжем, показала ему свою  огненно-красную шубку, помахала перед носом тигрёнка засветившимся вдруг хвостом , потом отключила свет,  свернулась клубком и задремала.
–  Значит, я не чужой, –  подумал Рыж – раз вижу её, –  а вслух спросил :
– Динчу, у меня друг куда-то пропал. Ты не видел его здесь ? Такой красивый медвежонок Тиша. Как твой сэвэн, – он осторожно погладил фигурку деревянной статуэтки.
– Не волнуйся, Рыж. Найдём мы твою пропажу. Пошаманим и найдём.
– Так шамань, Динчу. Пожалуйста, шамань. Надо скорей найти его, а то вдруг он в опасности.
– Нет-нет, –  затрещали   налетевшие сороки,  и голубые, и черно-белые, а с ними и фиолетово-синяя ворона , – мы уже нашли Тиша. Он  не в опасности, но в очень, очень  сильной тоске. Этот толстый Лопарь запер его  на чердаке в своём  ресторане. И сказал, чтобы завтра Тишка был готов с подносом выходить к гостям. Приказал  уже для него белый колпак сшить.  На окошке решетка железная, просто так не выбраться. Что делать, что делать ?
– Камлать надо, – сказал Динчу.  – Но вот  беда,  большая колотушка от бубна моего давно в  краеведческий музей перекочевала.  Давным-давно, когда его ещё генерал-губернатор  господин  Гродеков  основывал.  Лежит она там на полке  в  старинном  зимнем жилище лесных людей. Надо бы заменить вот эту маленькую,– Динчу показал  Рыжу   свою деревянную колотушку, –  на старую мою, большую.  А то, боюсь,  не сработает маленькая колотушка – не такая сильная.
– А как мы попадём в музей? - заволновался Рыж.
– Да на Тишкином мотоцикле и поедем прямо сейчас. Только вот мимо музейного сторожа  надо думать, как пройти.
– А я не умею на мотоцикле. Это только Тишка умеет, – расстроился Рыж.
–  Ничего. Я долго живу, –  ответил Динчу, – многое умею.
Он   легко завел мотоцикл, Рыж сел в коляску, а Сонли  села сзади Динчу, обхватила его  рыжими лапками, и помчались друзья в музей за колотушкой.