народная мудрость -5995

Август Май
народная мудрость
11:36
Публикация номер 5995

ограничивать представления содержание явления, в обиходе у нас именуемого народной  мудростью, малыми формами литературы,  есть некое побочное следствие прогресса в культуре, и нельзя сказать, что в этом преобладает либо пренебрежение к простоте, либо стремление представить вообще народное творчество застывшим в ограниченном жанровом пространстве,

будет таким же упрощением и непониманием перманентности народного творчества и неполного его выражения в авторском творчестве.

очевидно, народная мудрость, сколь бы ни была она ограничена в современных представлениях народной литературой, в частности, именно малыми формами - пословицами, поговорками и т.д, на самом деле есть нечто большее, источник особенности нашей жизни во всей её полноте и во всех ее изменениях во времени и в географии.

конечно, далеко не всё, что думают все, и, тем более, говорят, можно считать мудрым, может быть, в публичной литературе селективность имеет результат, но ведь и преходящего немало, как мы скажем - неумного и негативного.

но на наших глазах выходящее к публике проходит спонтанную аттестацию, которую мы все легко отличаем от аттестации авторитетных и, тем более, неавторитетных конкурсов, мы легко понимаем, почему некоторые выражения, эпизоды, случаи становятся нарицательными или идиоматическими, настолько они близки почти каждому из нас и порой трудно понимаемыми носителями других культур - мы видим, что существует некое вполне определенное пространство, где по разному вписываются крупные и мельчайшие элементы и инструменты культуры, где одно уходит в прошлое навсегда, другое - на время уходит и возвращается, словом, происходит явное движение, порой совершенно не подверженное влиянию даже мощных институтов, вроде государства - вспомним те же анекдоты, без которых невозможно в полноте представить всю культуру как целое.

очевидно, и авторское творчество наряду с высокой мерой индивидуального творческого начала, как сознательно, так и бессознательно - в силу погружённости автора в нашу действительность и его честности (впрочем, не в меньшей мере необходимой и в индивидуальном аспекте) проявляется в обращёности к некоей глубинной культуре общества.

возможно, социологическое и философское понимание общественного мышления лишь отчасти охватывает всё явление и усматривает самую народную мудрость как нечто  периферийное.

тогда как следует признать факт, что собственно язык, и его формы - как представленные, например, в разговорной речи, являются основой и концентрацией народной мудрости - наиболее очевидное - слова - есть выкованная временем диспозиция мысли и коммуникации, в каждом своём элементе и во всей системе в целом.

как явление идеальное, нематериальное, народная мудрость есть особенная форма знания, лишь из безусловного пиетета должна относится к научному, вернее, философскому, тогда как её отличие принципиально, и здесь мы имеем дело с ведическим, как таковым, чем-то и сакральным, то есть - минимум основанном на отношении всего народа, упрощенно должного называться уважением, хотя здесь очевидно и гораздо большее.

как бы ни сталкивались здесь рационалистические и иные подходы, очевидно, что явление многоаспектно и его можно и следует рассматривать с разных строн, то есть, и подход с точки зрения объекиности не только не лишён смысла, но и должен оказаться наиболее продуктивным, тем более, что, например религиозный подход может оказаться имеющим сегодня исключительно личностный смысл.

касаемо проблемы лимитаризма, то есть практического применения знаний к управлению социальными процессами, можно предварительно заметить, что уже исторически сложившиеся представления, скажем, о праве, основаны на укоренненных в самом языке представлениях, и на случайно первые правовые установления  времени начала письменности  именовались правдами, и не случайно в современном праве в зародышевой форме присутствует понятие справедливости.

конечно, вывести принципы народного управления из самого языка прямым образом бессмысленно, так что для этого потребуется осмысление народной мудрости как особенного знания, как в конкректных фактах, так и в поиске особенных законов и принципов, конгруэнтных научным и философским.

      30 ноября 2019 года примерно 12:27

***