народная мудрость как предмет ведания - 6009

Август Май
народная мудрость как предмет ведания
17:47
Публикация номер 6009

разумеется, произведения народного творчества, хотя имеют сравнительно дидактическую форму, не могут быть непосредстванными правилами ни на конкретные случаи жизни, ни некими общими нормами поведения,

как правило, каждое содержит "намёк" - как для сказок -
"сказка - ложь, но в ней намёк" - показывает слушателю на его обязанность пользоваться собственным умом и уроками других, видимо, в этом и состоит генеральная мудрость, состоящая в том, что человека не следует все время вести за руку, что ему подсказки следует искать и в себе, на основании собственного опыта, и вокруг себя, как у других людей, среди которых могут быть и более опытные и имеющие другой опыт, - всё равно сопрягая советы с личным опытом, для чего этот опыт приобретая сознательно, так и из неких формул вроде народных миниатюр, так и из окружающей действительности, из природы, - всегда развивая свой ум, как следует человеку, вообще, активно и осмысленно всё воспринимать и делать выводы, - и в трудовой деятельности, и в быту, и коммуникации.

видимо, народная мудрость имеет сутью именно эту глубинную стимуляцию всех свойств и качеств человека, личности, конечно, отличаясь от свободной фантазии тем, что подразумевает или иногда обозначает некоторые рамки реального, основываясь на устойчивых моментах и мере изменчивости действительности.

таков, например, язык с его реализатором - речью - в каждом своём элементе аккумулирующий бОльший смысл, чем непосредственно знаковый, благодаря чему язык и способен не просто транслировать и коммуницировать, но создавать новые смыслы, имеет так же креативную функцию.

такой взгляд на народную мудрость как на явление имеющее крайнюю степень неопределённости, исключает рациональные методы его постижения, что огорчить может людей с научным складом ума, и порадовать эзотериков и иррационалистов вообще, подтолкнёт к мысли оставить предмет в покое по крайней мере на какое-то время.

но уже один яркий опыт смены парадигм в сфере научного знания от классической к неклассической, особенно в математике и физике, должен нас подготовить  вообще пристально всматриваться в своё мышление и его ограниченность, включая предрассудки, как очевидные, до сих пор влияющие на наши представления о мире даже непосредственно с нами соприкасаемом, так и,- куда опаснее - предрассудки латентные, любое преодоление которых чревато получением нового знания.

ведическое знание есть не антинаучное, но вненаучное, то есть, поскольку оно до сих пор не рассмотрено с позиции систематизации, пока нам видится как некая туманная масса, в которой нет никакой внутренней дифференциации, возможно, с существенной натяжкой аналогичная прежнему биолоическому знанию на этапе сбора фактов для подготовки систематизации.

авторитет научного знания подталкивает многих к принятию критерия научности для всех предметов вообще, нам хорошо известны даже такие феномены, как теология, попытки рационалистических подходов в сфере религии, которая, вместе с тем, не скрывает, что основана на вере, то есть принципиально ином, нежели знание, способе постижения мира, в том числе и его доступной рациональному постижению части.

не вдаваясь в споры о том, какие части и аспекты мира доступны или не доступны каким существующим и предполагаемым подходам, допустим, что мы лишь предполагаем существование рационального знания и отличного от него ведания, однако, не собираясь ни добиваться в исследовании каждой детали ни исключительно рационалистического подхода, ни вовсе отрицая такие попытки, всегда стараясь искать методы в соответствие исследуемому предмету.

но для подступа к явлению мы всё равно будем искать определение, суть чего - в обозначении границ, пределов этого предмета, отграничение его от иных предметов, вовсе иных или же кажущихся относящимся к данному, но требующего критического испытания.

цель рассмотрения народной мудрости как особенного предмета в данном случае вполне ясная: мы чувствуем кризис произвольного знания в политологии, вообще, в отношении предметов, слишком связанных с интересами людей и групп, когда получение результатов становятся на некотором этапе бессмысленно из-за ангажированности исследований и выдавание произвола за достоверность.

кризис либерализма обозначил  такую степень выдавания лжи за правду, что сегодня требуется уже для выживания всего человечества различение правды и лжи вне зависимости от того, что выдаётся за правду и ложь сторонами, понимая, что объективность, как предположение некоей третьей стороны, то есть - существование принципиально незаинтересованной стороны - это не просто наивно, но неверно, это - путь к тому, чтобы дать сторонам очередной инструмент для лжи - так как правда одной стороны при всей формальной подгонки - оказывается ложью именно потому, что за элементами соответствия действительности стоит стержень направленности, тенденциозности  - нечто, в конечном счёте оказывающееся ложью.

приняв такие допущения, мы можем надеяться увидеть некоторые предметы - и народную мудрость - в частности - не таковыми, какими выгодно кому-то, а такими, каковы они есть на самом деле.

      01 декабря 2019 года примерно 18:49

***