Труд как философская категория рабства

Геннадий Москвин
"Надо жить, - нам внушают, в постах и труде.
Как живете вы - так и воскреснете-де!
Я с подругой и с чашей вина неразлучен -
Чтобы так и проснуться на Страшном суде."

(Омар Хайям)


Интересно, а кто и зачем придумал труд, эту безнравственную категорию философии и способ эксплуатации человека человеком ? Удивительно, но среди людей встречаются и такие, кто трудится с удовольствием, напряженно, самоотверженно, стремясь к  невиданным, высочайшим результатам не имея ни мотивации, ни намерения, ни стремления, ни собственной цели. Кто-то считает их незаурядными личностями, восхищаются (мне бы так!), называют их "талантом" , способность пахать от зари до зари их даже завораживает, им стараются подражать. Почему бы не воздать должное таким людям? Не дождетесь. Рабство - это плен. В том числе и плен иллюзий.
 
Рабство — это система общественных взаимоотношений, при которой допускается нахождение человека (раба) в собственности у другого человека (господина, рабовладельца, хозяина) или государства. Прежде в рабов обращали пленников, преступников и должников, позже и гражданских лиц, которых принуждали работать на своего хозяина. Рабство в этой форме существует до сих пор.

В современном мире суть рабства, как преступления, состоит в лишении рабов будущего. Право на будущее имеют только хозяева жизни. И плевать они хотели на то, что рабство запрещает Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Плевать им и на то, что рабство осуждено договором Лиги Наций в 1926 году и во Всеобщей декларации прав человека ООН от 1948, а также во всех других главных документах, касающихся прав человека.

Международная организация труда (МОТ) определяет признаки того, что человек фактически превращён в раба, следующим образом: это нарушение трудовых прав, ограниченная свобода, невозможность уволиться, наличие на рабочем месте надсмотрщиков и охраны, применяемое к работникам насилие, система штрафов и так далее.

В труде на барина доминируют явления, неотличимые от рабства. К таковым относятся так называемые отношения по найму за гроши. Например, государственное крепостное право олигархов, содержание домашней прислуги, детей, использование солдат, торговля людьми на трудовой бирже, насильственные браки и браки по расчету. В соответствии с таким подходом, в современном мире на рабском положении принуждением к подневольному труду, к выполнению работы, не ограниченной по времени или неопределённой по характеру, находятся многие сотни миллионов горбатящихся на барина людей. За гроши, за корку черного хлеба.

Для достижения эффективности производства хозяевам жизни, олигархам-рабовладельцам жизненно необходимо разделение труда. При организации такого разделения тяжёлый (прежде всего, физический) труд является наименее привлекательным. На определённом этапе развития общества (когда развитие технологий обеспечило производство работником большего объёма продукции, чем необходимо ему самому для поддержания жизни), военнопленных, которых прежде убивали, стали лишать свободы и принуждать к тяжёлому труду на хозяина. Люди, лишённые свободы и превращённые в собственность господина, стали рабами.

У любой элиты в любую историческую эпоху всегда существовало стереотипное оправдание рабства: раб — человек простой, верующий, наивный, не способный к самостоятельной жизни. Поэтому положение современного раба незавидное. Он представляет собой лишь «говорящее орудие», жалкую одушевлённую собственность хозяина, вьючный скот (на языке римского права — res, то есть вещь). Они думают, что работают за пайку. Но на самом деле они используются как почти бесплатная рабочая сила в производстве, в качестве слуг, либо для удовлетворения всё возрастающих потребностей хозяина.

На протяжении последних 5000 лет трудовое рабство существует повсюду. Институт рабства возник одновременно с развитием классового общества. Сущность современного раба, прежде всего, выражается в том, что все продукты рабского труда становятся собственностью владельца. Рабочий скот не должен иметь своей собственности, он может распоряжаться лишь тем, что барин пожелает дать ему в качестве подачки. В рабстве таким трудом невольно состоят и дети раба. Как и всякая составная часть имущества, раб является предметом всевозможных торговых сделок хозяина.

Условия жизни раба определяются лишь выгодой хозяина. Это заставляет действовать барина в зависимости от того, насколько трудно вербовать новых рабов. Процесс выращивания трудовых рабов с детства — медленный, дорогой, требующий достаточно большого контингента рабов-«производителей», поэтому даже абсолютно антигуманный рабовладелец вынужден обеспечивать рабам минимальный уровень жизни, достаточный для поддержания работоспособности. Но в местах, где добывать рабов легко, их  изнуряют работой за жалкие гроши.

Поскольку юридического права на рабовладение в настоящее время не существует, то не существует и классического рабовладения как формы собственности и способа общественного производства.

Нищий раб вообще не является субъектом права как личность. Ни в отношении к своему хозяину, ни в отношении к третьим лицам раб не пользуется никакой правовой защитой как самостоятельное лицо. И денег на адвоката у него нет. Хозяин может обращаться с рабами по своему усмотрению. Рабу нельзя платить за труд. Иначе подорожание раба подорвёт институт рабства.

Ошибаются те, кто думает, что трудовое рабство связано только с физическим трудом. Положение гуманитарных рабов ничем не отличается от положения домашних животных, а иногда бывает и худшим. По мере роста культуры и образованности общества среди одомашненных рабов выделился ещё один привилегированный класс — рабы, ценность которых определяется их знаниями и способностями к наукам и искусствам.

Наука - такой же «принудительный, рабский, несвободный труд» на барина(unfree labour). На современных аукционах в Ливии стоимость раба начинается со 100 американских долларов за пустую голову. На биржах труда ученых свободно мыслящая голова не стоит и этих денег.

Процветает наёмное рабство. Это труд за ничтожную пайку, свойственное современному капитализму положение, при котором работник теоретически (de jure) работает по собственной воле, а на практике (de facto) вынужден торговать собственной рабочей силой, чтобы не умереть с голоду.

Экономика современного рабства потрясает своими масштабами. По данным МОТ, общий доход, получаемый от "незаконного" использования принудительного труда, составляет не менее 150,2 млрд долл. в год. При этом наибольшие доходы, порядка 99 млрд долл., приходятся на использование рабского труда в секс-индустрии. Около 34 млрд долл. в год приносят рабы, занятые в строительстве, промышленности и на добыче полезных ископаемых, 9 млрд долл. в год — сельскохозяйственные рабы, 8 млрд долл. — домашняя прислуга.

В абсолютных цифрах наибольший доход приносит рабство в Азиатско-Тихоокеанском регионе — $51,8 млрд. В европейских странах и США ежегодная прибыль с каждого раба выше в 6—7 раз, что даёт в совокупности порядка $46,9 млрд в год. Это официальные данные. Понятно, что "неофициальные" данные превышают доходы от рабства в разы.

В России дела с рабством обстоят не лучше.  По мнению ООН и ряда международных правозащитных организаций, масштаб таких преступлений в России затрагивает судьбы нескольких миллионов человек. В 2016 году Россия, согласно оценке Global Slavery Index находилась на 7 месте в мире по числу рабов. А кто считал миллионы трудовых рабов, которые горбатятся на олигархов за жалкие гроши и существуют на гране выживания?

Хорошо бы и государству иметь совесть и не принуждать людей к рабству почти бесплатным трудом. Тут и библия совести олигархов не поможет. Что ни праведник, то - вор. Исследуя библию можно прийти к выводу, что рабство представлено в ней не только как элемент общественного строя, но и как форма выживания в условиях неразвитой экономики. Во времена голода или стихийных бедствий, неблагоприятных сельскохозяйственных годов свободные люди нередко отдавали себя в рабство более состоятельным представителям своего народа либо соседним народам, чтобы иметь шансы на выживание.

Библия предписывает покупать рабов у других народов, и такие люди становятся собственностью, которая может быть передана в наследство и сохраняется за хозяином навечно.

Авраам, библейский праведник, согласно Ветхому Завету, имел множество рабов, в том числе которых приобрёл, когда отдал свою жену фараону Египта. Во время отбивания у царя Кедорлаомера своего племянника Лота, а также имущества, женщин и народа Авраам вооружил 318 своих рабов. Рабы и скот должны отдыхать вместе с хозяином в седьмой день покоя. Жизнь раба оценивалась в тридцать сиклей серебра: столько необходимо заплатить его хозяину, если раба до смерти забодал вол.

Вслед за апостолами, Отцы Церкви тоже допускали рабство. Новый завет говорит о том что если возможно человеку стать свободным, то лучше воспользоватся. Спасибо и на этом. Каноны Православной церкви запрещают принимать раба в клир или монашество без согласия господина, запрещают рабам уклоняться от служения господам и вступать в брак без воли господина.

В развёрнутом трактате 1859 года о христианском понимании рабства и свободы св. Игнатий (Брянчанинов) пишет, что «и Слово Божие, и Церковь, как Вселенская, так и Российская, в лице святых Отцов, никогда и ничего не говорили о уничтожении гражданского рабства».Римские папы (например, Николай V и Павел III) поощряли рабство военнопленных, захваченных в ходе «справедливой войны» и отказывающихся принимать христианство. Многие из пап имели личных рабов.

Вопросы есть? Разве не понятно, откуда проблемы рабства растут?

Трудовая доблесть незаурядных рабов восхищает только рабов обыкновенных (slave vulgarius), их талант и рабские способности "завораживают" одноклеточных. Но пашут они не на себя, а на "батьку". Вот в чем "фишка". Если уж трудиться за пайку в лавке, то в меру обоснованных норм оздоровительной физкультуры, то есть, с учетом научного обоснования рациональной физической, психологической, психо-гигиенической и физиологической нагрузки трудящегося на рабочем месте, с учетом его индивидуальных возможностей, способностей, особенностей, образования, квалификации, пола, возраста, состояния здоровья и т.д. в строгом соответствии с нормами трудового законодательства.

Такие компьютерные программы в науке есть давно, но кровопийцам-эксплуататорам они как кость в горле. Работать надо в меру, а отдыхать, пока не устанешь от ничегонеделания. Тогда и Звезда Героя труда не потребуется, и никто не скажет, что "ещё один труженик сгорел на работе!". Выдающиеся трудовые достижения, трудовой героизм, горбатясь на барина, как-то трудно себе представить. Скорее, наоборот, трудовой энтузиазм хочется до основания разрушить. И поручить труд роботу, а зарплату оставить себе.

Люди трудятся за вознаграждение. Мотивация  - не умереть с голоду. А награды "ударникам" капиталистического труда присуждаются исключительно за преданность власти. За редким исключением. Наивно утверждать, что смехотворную деятельность  таких "тружеников" как Петросян и Степаненко, Жириновский и Пугачева, Киркоров и т.д. можно назвать "трудом" или, тем более, "выдающимся трудовым достижением"? А "трудовые" награды ни за что, то есть, за дурака валяние дорогого стоят.

Можно возразить, мол, а как же творчество, это - не работа? Разумеется, творческая деятельность трудом но является. Это - удовольствие, а не труд. А за удовольствия надо самим платить, а не получать зарплату и награды. Как только удовольствие творчества превратили в каторгу нормированного труда по профессии, появились ремесленники. Поэтому деятели (а не работники!) культуры, литературы и искусства, получающие зарплату из бюджета за времяпровождение развлечением и не создающие никаких материальных благ, по определению являются паразитами государства. Дурака валять - это не вагонетки с углём толкать.

"Выберите себе работу по душе, и вам не придётся работать ни одного дня в своей жизни", - говорил Конфуций. Благородное понятие "труд" – это заблуждение, навязанное государственной машиной. Оно построено на принципе принудительной эксплуатации человека человеком и присвоения прибавочной стоимости результатов труда. Труд, принуждение к труду ради корки хлеба – это категория насилия, эксплуатации и безнравственности. Парадигма «необходимости» труда древняя, как этот мир. Вся история человечества – это история рабства и насильственной эксплуатации трудом. «Труд» совсем не похож на удовольствие. Скорее, это деяние похоже на каторгу.

Судя по успехам и темпам развития технического прогресса, искусственный интеллект (своего ума трудящимся явно не хватает!) полностью заменит «труд», как «философскую категорию». Всем известен справедливый лозунг – ПУСТЬ РАБОТАЮТ ДУРАКИ! Дураки всегда работали на умных. Будут это делать и впредь, пока не одумаются с помощью искусственного интеллекта. Работа, которая не кормит, называется "хобби", а хобби, которое кормит, но не радует, называется "труд".

Но, спрашивается, а является ли труд вообще необходимым и достаточным условием зарождения и существования жизни? Нужен ли живой природе «труд», чтобы достичь устойчивого равновесия для выживания всего живого на пути к достижению гармонии? Думается, что для зарождения жизни и достижения гармонии в природе требуется кое-что другое. Например, смысл, разум, энергия.

Кто есть данный конкретный "рабочий человек"? Каждая рабочая функция есть не что иное, как программа поведения и реакция на окружающий мир. Каков мир, такова и реакция. Но ведь и у компьютеров тоже есть свои роли и программы. И они так же, как и мы, опутаны сетями взаимного общения.

Во многих областях жизни человек уже давно не контролирует ситуацию. Человек с помощью компьютера постепенно исключается не только из трудового процесса, но и процесса принятия решений. Многие в развитых странах про это даже не подозревают. А знающие об этом просто привыкли, считая компьютеры нашими слугами. Пока так оно и есть.

Остановить прогресс невозможно потому, что он от нас прямо уже не зависит. А зависит от всех сразу. Все мы ходим на работу за куском хлеба. Для того, чтобы люди могли освободиться от рабства трудом и ничего не делать, тысячи научных работников делают какие-то конкретные вещи. В совокупности все мы, повышая интеллект машин, делаем некое глобально великое дело "ничегонеделания". При этом считаем результаты "труда" скорее творческими, чем мускульными.

Большинство людей в большинстве государств живут и действуют в качестве рабочих муравьев, часть которых заботится о личинках, охраняет их, а большая часть из этих работников что-то двигает, переносит, строит и делает какие-то полезные вещи. Но продвинутое государство с воспроизводящимися ассемблерами не нуждалось бы в такой работе. Что более важно, продвинутые системы ИИ могли бы заменить инженеров, ученых, администраторов, и даже бесполезных политиков и чиновников, которые заняты только тем, что врут и воруют.

Комбинация нанотехнологии и продвинутого ИИ сделает возможным наличие разумных и эффективных роботов. С такими роботами государство могло бы процветать, уволив всех дармоедов, имитирующих целесообразную трудовую деятельностью.

Абстрактная деятельность трудом не является. Даже процесс мышления человека и его творчество - это естественные со-процессы выживания, а не труд. Вы думаете, что люди не будут стремиться ничего не делать? И что это для нормального человека в принципе невозможно? Возможно, возможно. Автор статьи на выходные дни рискнул экспериментально проверить гипотезу удовольствия от отдыха на себе. И вы не поверите - у него получилось!

В принципе всю "трудовую" деятельность человека можно свести к получению удовольствия. Почему? Потому, что человек разумный всегда выбирает из двух альтернатив более желанную, т.е., прежде чем осуществить что-то пытается сравнить последствия по степени возможного удовольствия. Угадайте с трех раз: если человеку предложат вместо работы отдых, что он выберет?

Таким образом, все, чем оперирует "физиологический разум" человека можно разместить на некой шкале мотиваций, удовольствий, желаний или рефлексивного приоритета намерений. Остальное - пустая болтовня, агитка барина поработать на него "на шару". А кто такой "барин"? А ничего особенного - обыкновенная алчная  сволочь, которая за копеечный труд по найму готова всю кровь у работяги выпить.

С развитием "искусственного интеллекта" и созданием сети "всемирного разума", где доминировать станут  продвинутые экспертные системы по всем жизненно необходимым проблемам человечества, отпадет необходимость во многих профессиях, паразитирующих на пороках и слабостях человечества. Например, отпадет нужда во врачах, живущих за счет болезней, политиках и брокерах, живущих за счет лжи, адвокатах и юристах, живущих за счет беды, преподавателях, живущих за счет невежества, банкирах, живущих за счет бедности и т.д. Пусть они сушат сухари. В  неизбежной безработице пригодятся.
 
Итак, труд, как безнравственная, античеловечная «философская категория», прекратит существование. Люди перестанут просыпать на работу и за гроши горбатиться на барина. Пусть дураки, если захотят, работают. Человек разумный рожден чтобы отдыхать, а не работать!

Труд - это своеобразная мера наказания за несовершенную провинность. Трудом наказывают и перевоспитывают уголовников в тюрьме. А за что люди отбывают трудовую повинность на воле? За какие такие грехи народ мается на трудовой каторге всю жизнь? Ради удовольствия? Век воли не видать – ради жалкой корки хлеба!

Труд - это искусственный механизм исправления ошибок природы, общества и ума. И ничего более. Потому человек предпочитает не работать, а воровать и отдыхать. А не горбатиться за гроши.

Итак, труд — это необходимость добывать средства на пропитание. Никакой эволюционной (по Дарвину), физиологической, философской или "духовной" роли он в себе не содержит. Труд всегда был и остаётся способом эксплуатации и насилия, инструментом принуждения человека к рабству.

И вообще, что такое механическая и творческая «работа»? Процесс преобразования энергии – геомагнитной, механической, духовной, мозговой и т.д. работы. Духовная, творческая и воспроизводительная деятельность человека трудом не является. Скорее — это наслаждение постижения красоты, гармонии и совершенства. Времяпровождение в такой целесообразной деятельности, которая обеспечивает человеку смысл жизни – БЕССМЕРТИЕ, является не трудом, а удовольствием, разновидностью приятного активного отдыха.

Только избавившись от рабства трудом с помощью интеллекта и интеллектуальных технологий человек станет, наконец, разумным и сможет остановить свою дальнейшую деградацию в борьбе за кусок хлеба. Тем более, что нет никаких технических проблем накормить человека и сделать его свободным от рабства работы по найму. И тогда исчезнет главный источник наживы эксплуататоров – прибавочная стоимость. Зато свободные от трудового рабства люди получат возможность творчески «трудиться» над своим духовным и культурным совершенством, что само по себе искоренит проблему зла и насилия.

Мир без эксплуататоров, лукавых кровопийц и олигархов станет другим. Всем ,кто в лихие 90-ые годы носил малиновые сюртуки, а также вождей профсоюзов надо бы заковать в кандалы и послать по этапу в Сибирь. На перевоспитание трудом. Пусть бесплатно потрудятся на благо народа и лично познают то "счастье в труде", которое обещали народу. А насилие трудом добропорядочных граждан впредь надлежит преследованию как уголовное преступление.

Фантастика? То, что сегодня представляется фантастикой, завтра станет фактом действительности. Наука опережает время. Автоматы в умном доме уже сейчас успешно заменяют адскую работу домохозяек. В чем пафос, величие труда? Умение зарабатывать пайку трудом, чтобы не умереть от голода? "Своим трудом" - это да. В истории человечества гипотеза пользы труда, пропитанного потом и кровью рабов хорошо проверена.

Труд - это самая изощренная форма рабства. И только. Никакой потребности в труде нет. Именно тяжкий труд сделал из человека обезьяну. А не наоборот. Труд - это самая примитивная форма выживания. И ничего духовного он в себе не содержит. Именно принудительный труд с утра до вечера во имя выживания является альтернативой духовному развитию. И прямо способствует не развитию, а деградации личности. Что мы сейчас и наблюдаем.

Но если все будут это понимать, то кто будет на барина работать? Трудиться с удовольствием во благо своей семьи - это благо. Ну, так в чем проблема? Сделайте условия жизни в государстве, как в родной семье, и проблема мотивации к труду исчезнет. Не так ли? Работать на барина будет механический раб, а трудиться с удовольствием на себя во благо семьи станет внутренней потребностью разумного человека.

Рабочему люду давно пора вправить мозги. Во всем виноваты стереотипы мышления - как продукт общества и среды, в которой «работяга» обитает. А на самом деле «горбатиться» на благо семьи - это не труд, а священный долг, традиция, безусловный рефлекс выживания и удовольствие продолжения рода, а не обязанность ходить на работу. Как-то язык не поворачивается удовольствие продолжения рода называть «трудом».

Самая парадоксальная утопия социализма в том и состоит, что идеологи «втюрили» в мозги трудового народа как единое целое два взаимно исключающих понятия – «труд» и «счастье». Счастье в труде? Это как? Если в труде на себя и меня, то я понимаю. Хотя и с трудом. А на барина? Интересно, как это можно получать удовольствие от труда? По экспериментально доказанному и проверенному на практике убеждению, удовольствие можно получить как раз наоборот – от отдыха. В том числе и от отдыха от труда. А в чем смысл бесплатного труда? Счастье от добровольного рабства? И «труд» ли это вообще?

А ведь маразм быть «счастливым» от труда и в труде начался не при социализме, а гораздо раньше – сразу, как только у жрецов возникла идея жить счастливо за счет эксплуатации верующих. То есть, за счет "лохов", обманывающих себя и своих потомков возможностью невозможного – познать счастье в труде.

И что характерно: там где появляется труд, там сразу же появляются и паразиты - профсоюзы, чиновники, налоговики, милиция, тюремщики и т.д. Безжалостная эксплуатация рабов - в этом вся «фишка» труда. А если художники, писатели и поэты "работают", то тогда это не художники и мыслители, а ремесленники, отбывающие трудовую повинность.

А можно ли вообще трудиться, в смысле "горбатиться" на красоту, гармонию и совершенство? Или пахать с утра до вечера на душу? Совсем наоборот! Это - сфера получения удовольствия и способ духовного развития, а не примитивного труда.

Работа может доставлять наслаждение. Например, если работаешь жуликом. Энтузиасты труда предпочитают мозолить глаза, а не руки. Если родители в самоотверженном труде нищенствуют на благо Отечества, а дети трудятся на повышение благосостояния олигархов, то внуки будут любить родину в эмиграции. Бесспорно - труд делает человека счастливым. Особенно, когда в поте лица он трудится над продолжением рода. В этом смысле каждый патриот делает для страны всё, что может – орудием труда воспроизводит средства производства.

Вся наша цивилизация, мораль, взаимоотношения между людьми построены на том, что мы в поте лица должны добывать свой хлеб. Работать хорошо, не работать - плохо. Это хребет культуры. Когда хребет переламывается, что остается инвалиду? Только получение доступных удовольствий, уход в наркотики, электронные или химические, те, что не вызывают привыкания и не наносят существенного ущерба организму.

На защиту отдыхающего человечества, свободного от "труда" на проклятых могильщиков - олигархов, политиков, газетчиков, рекламных бандитов, страховых агентов, менеджеров по продажам, банкиров, юристов, аптекарей, ювелиров, врачей и т.д. - встанут бескорыстные блюстители закона и порядка - терминаторы и робокопы.

Все наши по-существу животные устремления прикрыты легким флиртом "социальности". То есть, набором красивых слов о долге, чести, работе, смысле жизни. Конечно, чувств и эмоций у машины не будет. Просто потому, что у нее другое устройство, не биохимическое. Но будут другие внутренние стимулы, побуждающие машину к действию - электронные сигналы. Не менее значимые для машины, чем для нас наш адреналин. А это - умный процессор мотивации если не к разумной, то хотя бы целесообразной деятельности на основе здравого смысла.

Таким образом, развитие цивилизации сводится к автоматизации. Труд станет творчеством, как духовная потребность, а не как способ получить компенсацию за пролитый пот и натруженные мозоли. Почувствуйте разницу! Займемся воспитанием детей, будем развиваться духовно. А то какое может быть духовное развитие на диване перед телевизором после тяжелой работы? Тем более, что аппетит потребителей растет в адской погоне за средствами ко всё более благополучному существованию.

Таким образом, именно Её Величество Лень, а не Труд (застрявшей в процессе эволюции обезьяны) является двигателем прогресса. Мы не зря пытаемся спихнуть машинам наши обязанности. И вот наступает момент, когда нам удается все "трудовые" манипуляции перепоручить машинам. Как жить дальше? Элементарно - наслаждаясь отдыхом!

Начинать наслаждение следует с запрещения женского труда. Пусть Клары и Розы в Чикаго работают. Никакого равенства в труде для лучшей половины человечества! Пусть женщины занимаются счастьем воспитания детей. Причем, за счет государства.  Если государство считает семью своей основополагающей ячейкой, то пусть позаботится о её здоровье и благополучии. Дополнительные ресурсы для этого найдутся , если отнять ворованное у олигархов и национализировать все стратегические производственные и природные ресурсы.

Постепенно человечество перейдет к натуральному обмену целесообразными, в глобальном смысле, ценностями. Главные из них будут знания, а не труд. Возникает вопрос: а что мы будем делать, когда нечего будет делать? Внимание, ответ: станем дольше и лучше жить! Чем плохое занятие?

Речь, конечно, идет о том, чтобы не платить, а наоборот - как можно больше получать за удовольствие не работать. Мало кто откажется от такого "профсоюза". Устанем от ничегонеделания? Вряд ли! Человек столько напахался на барина в течение всей истории человечества, что это ему не грозит. Долой рабский труд! И никаких профсоюзов!