Гектор Берлиоз. Симфония Гарольд в Италии

Юрий Тригубенко
Перед собой не ставя цели - брать вершины,-
Бывал и я не раз, счастливейшим, в горах.
Лишь пару раз взбирался вверх. А чаще шины
Прекрасной «Явы» и любимейшей машины
Несли меня под облака, не чуя страх.
Я не бродил в горах Абруццких с Берлиозом.
Не Гарольд Байрона, а зодчий и поэт.
И мне дарил Кавказ восторг по крупным дозам.
И только летом, веря радужным прогнозам,
Я там бывал на протяженье разных лет…
И вот теперь стою на склоне. Откровеньем
Звучит Симфония о Гарольде. А я
Глаза закрою и представлю на мгновенье,
Что это я брожу в горах, где дуновенье
Любви и ветра ловит молодость моя.
-----------------------------------------


Часть первая.

Рассвет в горах. Ступаю крайне осторожно.
Ущелье мрачное со скалами встает.
И как красиво! Как волшебно и тревожно
Так тихо-тихо, что услышать невозможно,
Фагот чудесную мелодию ведет…
Она пройдет по всей Симфонии мотивом.
И с первых звуков зачарованно молчу.
И отдаюсь всецело этим переливам,
Как водам Терека, шумящим и игривым,
В которых я лицо прохладой намочу…
Оркестр все громче и рисует мне картины,
Как будто в сказку я все глубже захожу.
Еще немного, сквозь тревоги паутины
Протянет солнце луч в ущелье, яркий, длинный,
И перейдет оркестр минорную межу.
И вступит альт!
Тепло, спокойно и мажорно:
Грудной регистр, души доверчивой окрас.
И это соло для Симфонии так спорно:
Концерт для альта! Ярко, солнечно, Buongiorno!
И поведет смычком неспешный свой рассказ,
Рисуя мой портрет своим волшебным звуком.
А, может, это Гарольд, Байрон, Берлиоз?
Вот мелкий камень из-под ног летит со стуком…
В горах, где я, нет места горечам и скукам,
Лишь по скале течет вода подобьем слёз.
Альт продолжает свой рассказ, как здесь чудесно,
Что нахожу в горах я счастье и покой…
Громады скал нагромождая звуком тесно,
Оркестр срывается, как в пропасть, где отвесно…
То пасторально вдруг послышится гобой.


Часть вторая.

Как фантастически красиво, колоритно
Звучит вторая часть Симфонии! Нет слов!
То пилигримы, приближаясь монолитно,
Поют вечернюю молитву хором, слитно.
В монастыре им вторит звук колоколов…
А я услышал в этой Музыке другое:
Как жизнь прекрасная прокладывает путь,-
Путь к совершенству! По прямой или дугою.
Как мы взбираемся к вершине, и рукою
Пытаясь крепко ухватиться как-нибудь…
А нам валторны трубный звук напоминает:
Дамоклов меч всегда висит над головой!
Когда опустится, никто того не знает.
И наша жизнь, как снег, когда-нибудь растает.
А ты живи и будь доволен сам собой.


Часть третья.

Народным наигрышам Музыка подобна.
В Абруццах горец серенаду распевал
Своей любимой под окном… А мне угодно
Забраться в горы было. В место, где укромно
Я мог устроить в полдень тайный свой привал.
Трава сверкала неподдельным изумрудом,
И куст кизила рядом, с ягодами, рос.
От глаз чужих вдали нет места пересудам.
Лишь синева небес. И ветер ниоткуда.
И на траве волна роскошная волос…
И до сих пор звучит напев неистребимый,
Звучит мажорно, как и я, неутомим.
Как деловито пчелы пролетали мимо…
И, не нарушив чести женщины любимой,
Скажу, что здесь, в горах, был счастлив и любим.


Часть четвертая. Финал.

И вновь оркестр! Слетают звуки так обильно!
Задумка автора: герою здесь конец…
Не принимаю это. Жизнь звучит всесильно!
Дорога с гор в долину спустится пусть пыльно,
Пыль на ногах. Но с головы не снят венец.
И нужно жить! Жизнь из Любви берет начало.
И лишь Симфонии настал апофеоз!
И нежным альтом, лейтмотивом прозвучала
Любовь, которую воспел мне Берлиоз!




04.12.2019 г.
Фото из Ин-та.