Високосный 1980 год

Василий Дмитриевич Фёдоров
                К 40-летию памяти високосных событий
                поэта Василия Дмитриевича Фёдорова

ВИСОКОСНЫЙ 1980 ГОД

  14 декабря 1979 года в Свердловском зале Московского Кремля поэту Василию Дмитриевичу Фёдорову была вручена Государственная премия СССР в области литературы за произведения последних лет (стихи и поэмы), диплом Лауреата №000526 в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета министров Союза ССР от 1.11.1979 г.
Безымянная и расплывчатая формулировка фёдоровских произведений, как доказательство, отражала всю бескомпромиссную борьбу того времени в области советской и русской литературы…

   Видимо, неспроста, находясь, казалось бы, в зените славы, у поэта В.Д. Фёдорова вдруг зародилась мысль в канун нового наступающего високосного 1980 года написать душевное стихотворение-откровение с предчувствием наступающей беды…

   В своих воспоминаниях о поэте Василии Фёдорове в главке «Высшая правда века» из главы «Дыхание правды. Дыхание времени» в книге «И неподкупный голос мой… Поэты России» друг и соратник Ю.Л. Прокушев пишет:

         «Вспоминаю то потрясение, которое испытал, когда Василий Дмитриевич читал впервые своё стихотворение «1980 год» (позднее, в журнале «Наш современник», озаглавленное «Високосный год»). Читал по телефону. Так случалось часто. Раздавался звонок. В трубке — знакомый голос:

  — Знаешь, я, кажется, написал что-то любопытное. Вот послушай! — И Василий Дмитриевич читал новое стихотворение или отрывок из поэмы, над которой работал в то время.

   На этот раз раздумья поэта о земном и вечном, о том, куда движется Мир сегодня, как меняет его время, каким он станет в грядущем, — были особенно пронзительно-откровенными и трагически-озабоченными.
«Ты мне ужасен, Новый год, Как поздней истины приход, Когда обманутую память Смирить нелепее всего, Когда и праздника не справить И не исправить ничего. Ещё ужаснее прозренье, Что новый год Без обновленья»...

   Тогда же, весной восьмидесятого, Василий Дмитриевич прислал мне стихотворение «1980 год», с такими добрыми, сердечными, ныне особенно дорогими словами:
«Дорогой Юра! Жаль, что я не прочитал эти стихи на твоём вечере в твоём доме. Боялся, что для твоего юбилея они окажутся слишком грустными. Оценив их на слух, оцени глазами! Твой Василий Фёдоров. 26.У.80». 
 (16 мая 1980 г. Ю.Л. Прокушеву - 60 лет. – А.К.).
   http://www.stihi.ru/2011/07/23/2386

   Через неделю 3 июня 1980 года у трапа самолёта в кемеровском аэропорту семейная чета Махаловых уже встречала Фёдоровых – Василия Дмитриевича и Ларису Фёдоровну. Спустя три дня пребывания в Кемерово, Фёдоровы выехали в Марьевку… и там с поэтом «случаются курьёзные житейские происшествия и неурядицы…», о которых он позднее поведал в своей новелле «Чёрная прядка букета» из цикла «Сны поэта». Она была опубликована, как и две другие: «С Пушкиным на балу» и «Катаклизм» в журнале «Москва» в №7 за 1982 год.

   Предоставим слово Поэту:   

 «…Разгадывая одну загадку сна (с 14 на 15 июня – А.К.), я не знал, что уже на следующий день мне откроется и тайна чёрной прядки букета.
     Она оказалась пророческой. Утром я проснулся больным. (16 июня – А.К.) К обеду стало ясно, что нужно ехать в районную больницу. На своём мотоцикле поехать я уже не смог, пришлось просить соседа, который отвёз меня туда на своих «Жигулях», где я и остался. Вернее, пришлось упрашивать знакомого хирурга не отправлять меня в Кемерово, как хотело больничное начальство, а оперировать в райцентре.

     Сыграл психологический момент: если в Кемерово — дело уже серьёзное, если в райцентре — обычное и рядовое, тем более я вполне доверял резчику по живой плоти — человеку сравнительно молодому, с тёмными подкороченными усами правоверного семьянина. Через день (18 июня – А.К.) Геннадий Григорьевич сделал мне операцию. (фамилия хирурга Халаман – А.К.) Может быть, сама по себе она была и не сложной, но, как он потом говорил, каверзной по своим возможным последствиям. Это была не просто информация, а деликатное предостережение… Две недели пробыл я в больнице. (с 16 по 28 июня (?) – А.К.)
(Из письма Л.Ф.Фёдоровой от 22.06.80 года: "Ну, всё в порядке, Вас.Дм. дома, хотя каждый день ездит в Яю на перевязки...")

    Возвращался я домой (22 июня - А.К.) в полном сознании, что все мои мистические загадки разгаданы. Чёрный цветок, выпрошенный мною во сне, выходит, предупредил меня об опасности. «Как же всё это получается? — думал я в пути. — Конечно, мозг знал о моей болезни задолго до того, когда она стала болью. Боль — тоже ещё предупреждение, но уже на грани добра и зла…
    Так в размышлениях я быстро добрался до своей Назаркиной горы. Своим внешним взором я окинул диковатое поле двора и ощутил небывалый прилив нежности…»
    Месяц оставалось Поэту до своего первого творческого выступления в Кемеровской филармонии 24 июля, а до приезда гостей из Кемерово для съёмок фильма и того меньше.

   В хронологии лет жизненного пути В.Д. Фёдорова 14-ти дневное пребывание в больнице и сама операция не отразились в каких-либо источниках. И мало кто знал тогда в 1980 году, что ослабленное физическое состояние потребует от поэта дополнительных духовных и энергетических сил перед двумя событиями: 24 июля и 19 августа. Через два года новелла «Чёрная прядка букета» дала читателю авторское повествование июньских марьевских событий и подсказку к разгадке года. Возможно, так захотел сам Поэт для углублённого прочтения и изучения потомками данного факта из своего автобиографического жития…  заставив уточнять, сопоставлять, анализировать, устанавливать даты и фамилии действующих лиц…

   В настоящее время,  к 40-летию со дня выступления поэта Василия Фёдорова на Земле Кузнецкой, воссоздан в подробностях план Вечера с использованием фото и видеоматериала, воедино собраны девять воспоминаний разных лет о знаменательном событии – 24 июля 1980 года:

1.Л.Ильина. «Ищу прекрасное на свете». Газета «Комсомолец Кузбасса» от 26.07.1980.

         Книга «Воспоминания о поэте ВАСИЛИИ ФЁДОРОВЕ». Кемерово. 1987:
2. Виктор Баянов. «А сердце великое миру он нёс…» с.156-174.
3. П.М. Дорофеев. «Мы говорили обо всём…» с.174-186
4. Герман Захаров. «Судьбой дарованные встречи» с.194-203
5. Валентин Махалов. «Наедине с памятью» с.204-238

6. Тамара Махалова «Жил по совести поэт».
Из Книги «Три имени: Ф.Достоевский, В.Фёдоров, В.Чивилихин». Кемерово, 1990. с. 47-98.

7. П.М. Дорофеев. «ВЫСОТЫ, КОТОРЫХ ОТДАВАТЬ НЕЛЬЗЯ».
Из Книги П.М. Дорофеева «Во власти долга»: Воспоминания, очерки, стихи. (1995-2005г.) – Кемерово, 2005. - 352с.

8. Из автобиографической книги Людмилы Михайловны Чех «ЗАПАХ ЧЁРНОГО СНЕГА». Кемерово, 2010.
(Главка) 7. ГАЗЕТА: Неполитическая газета «Родник Сибирский»,
1991 – 1993, до марта 1994 гг.

9. Книга Тамары Махаловой.
«Только свет и слово. О поэте Василии Фёдорове».  Кемерово. 2018. с.161-169.

   Второе творческое выступление поэта Василия Фёдорова состоялось 19 августа 1980 года в районном центре пгт.Яя в клубе ЛПК. 
   До наших дней Т.С.Арышева – ведущая данного мероприятия – сохранила сценарий вечера-встречи с В.Д. Фёдоровым «Он – марьевский и поступью, и родом».
   Районная газета «Вперёд к коммунизму» в №67 от 21.08.1980 года опубликовала статью журналиста П.Мёдова с фотографиями.


Александр Кочетков
11.01.2020

*
Геннадий Григорьевич Халаман (1945-2012)