О Рейтинге произведений. Суть проблемы

Сообщество Поэзия Русского Мира
            __________________________________________
            
            «Ничто так не унижает человека и не делает его таким жалким, как тщеславие.
             Оно – ярчайшая примета посредственности».

            Люк де Клапье Вовенарг,
            выдающийся французский философ.
            __________________________________________


            В современном мире, вместе с ростом потребительских настроений, мы наблюдаем примитивизацию (падение качества, опошление и упрощение) искусства. К сожалению – примитивизация искусства (далее - ПрИс) – это данность, свойственная обществу, в котором во главу угла поставлены интересы личности безыдейного / эгоцентричного типа. Когда в социуме на первый план выходят понятия «статус», «бренд», «количество подписчиков» и «выгода», - неизбежно отодвигаются на второй план такие категории, как «нравственность», «высокая идея», «беЗкорыстие» и «талант». И от подобных тенденций не уйти, они - дань сытой и толерантной комфортности, на которую потребительские общества новой эпохи променяли некогда господствовавший «тоталитаризм».

            ** Из социо-культурного пространства пост-советских людей изъяли Идеологию, нивелировав понятия «Коммунизм», «Безкорыстный труд», «Вожди народа» и «достижения Советской Отчизны», проведено искусственное опустошение умов.

            Вопрос: А ЧТО ЖЕ СОВРЕМЕННОМУ ОБЩЕСТВУ ПРЕПОДНЕСЛИ ВЗАМЕН?

            На каждом шагу мы с вами встречаем проявления ПрИс, будь то реклама в метро или новости в газетах, передача по ТВ или псевдопоэтические тексты на литературном портале в сети Интернет. Если в советскую эпоху из молодых людей создавали творцов, ориентированных на развитие, духовность, идею и категории служения своей стране, то в современном мире архитекторы «рыночной экономики» активно формируют в гражданах – сознание потребителей, из мировоззрения которых максимально изъяты такие категории, как «созидание», «беЗкорыстие», «служение обществу / государству» и «нравственный ориентир».
            - Вместо чтения классической литературы – короткие заметки в интернет-сети.
            - Вместо нравственных ценностей и морали – пляски с полуобнажёнными девицами в ток-шоу.
            - Вместо честной работы и скромного образа жизни – поощрение кредитования и иждивенческих стереотипов.
            - Вместо высокой Поэзии и Прозы – примитивные тексты, в коих – «приколы» и «сальные» аллегории, глупость и бездарная напыщенность, а зачастую - и смысла то нет…

            Всё больше и больше времени мы проводим в Сети. Что видим здесь? Сеть – это проекция реальной жизни, оцифрованная на тысячах ресурсов в оптоволоконных сетях. Своеобразный индикатор общества, его чаяний и эмоций, убеждений и стереотипов, олицетворение (для многих) устремлений и несбыточных надежд.
            Если сама идея создания и поддержки литературного / поэтического сайта – замечательна в сути своей, то рано или поздно общественные стереотипы берут верх и в рамках пусть даже самого полезного и позитивного ресурса формируются деструктивные поведенческие отклонения среди отдельных пользователей Сети, находящие своё выражение в конкретных действиях организованных групп личностей, направленных на достижение определённого, продиктованного эпохой бездуховности, результата.
             _________________________________________

             КОНКРЕТНЫЙ ПРИМЕР.
             Сайт «Стихи.ру» - в целом позитивная идея, организация некоторого сообщества любителей поэзии, своего рода – социальная сеть для общения многих людей, понимающих (или не очень) толк в искусстве. Отбросим коммерческую составляющую (да, организаторы ресурса, как и многих других сайтов сети Интернет, преследуют одной из первоочередных задач - извлечение прибыли, но, учитывая, что поддержка государства в культурных проектах традиционно минимальна, - без ориентации на прибыль дальнейшего развития не получить). Положительные аспекты функционирования ресурса: авторам предоставлена возможность донести до читателей свою мысль, познакомить неограниченный круг людей с разнообразными произведениями, озвучить идеи и предпочтения – БЕЗУСЛОВНЫЕ ПЛЮСЫ, являющиеся позитивом, за что организаторам ресурса – несомненная благодарность от многих читателей и коллег.
              В рамках сайта опубликованы многие сотни тысяч текстов. Не секрет, что большинство из них не являются стихами / прозой и не представляют значительной художественно-культурной ценности. По моим наблюдениям, основанным на детальном изучении творчества нескольких тысяч авторов портала на протяжении ряда лет – стихами / прозой, в том или ином понимании, можно считать порядка 2-5 % текстов, от всего количества, опубликованных на портале. Из них – качественная Поэзия – есть уникальная редкость, а Поэтов, которые пишут Стихи можно без преувеличения поместить в три разномастные сотни. Целью данного эссе не является анализ идеологической составляющей в произведениях (мудрые люди понимают, что Идеология в том или ином виде присутствует всегда и везде там, где создаются значимые, умные и перспективные проекты), проблеме значительного разобщения умов в творческой среде мы посвятим отдельную работу.
             Сегодня же обратим внимание на такой раздел сайта «Стихи.ру», как «Рейтинг произведений» и проведём краткий анализ явления.

             ** Изначально смысл введения т.н. «Рейтинга произведений» заключался в том, чтобы при помощи голосования читателей, которое они осуществляют путём нажатия на разные «кнопки» под авторскими работами, выявить наиболее читаемые / популярные из них. Видимо, предполагалось, что таким образом посетители сайта смогут знакомиться с произведениями наиболее талантливых поэтов, оценивать своеобразный уровень поэтического мастерства. Но всё получилось как всегда и Рейтинг испортили сами авторы произведений. Так, на протяжении ряда лет в среде пользователей Сети, публикующихся на портале «Стихи.ру», сформировалась отдельная группа, назовём этих авторов - «рейтингисты», узурпировавшая вершину Рейтинга, использующая его в своих, сугубо меркантильных целях. Список личностей хорошо известен, классифицирован и изучен, речь идёт о нескольких сотнях страниц. В указанной группе есть свои «фавориты» (я специально не буду указывать интернет-адреса персонажей, дабы не создавать рекламу таким, как они).
              Суть функционирования группы «рейтингистов» заключается в следующем: по ПРЕДВАРИТЕЛЬНОМУ СГОВОРУ между собой, десятки авторов портала УМЫШЛЕННО и РЕГУЛЯРНО проводят своеобразную игру - написание МАССОВЫХ, КОРОТКИХ и БЕЗСОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ РЕЦЕНЗИЙ другим АВТОРАМ, СОСТОЯЩИМ в ДАННОЙ ГРУППЕ (фактически – сами себе), с целью продвижения на вершину Рейтинга строго определённых работ, тем самым - обеспечивая при помощи СОГЛАСОВАННОГО НАЖАТИЯ на «зелёную кнопку» «понравилось» под публикациями, ПОСТОЯННОЕ НАХОЖДЕНИЕ в «топ-30» Рейтинга определённых персонажей. Особую ценность для «рейтингистов» представляют «топ-10» мест Рейтинга, которые можно визуально наблюдать на Главной странице портала Стихи.ру, что безусловно делает им бесплатный пиар (ведь остальным авторам портала, которые «не в теме» - за попадание своих стихов на Главную страницу всегда приходится платить) и удовлетворяет тщеславие тех, кто повышает при помощи дешёвого популизма свою психологическую самооценку.
               Для того, чтобы выяснить – кто составляет актив указанной группы, необходимо открыть позиции Рейтинга: http://www.stihi.ru/rating.html и несколько дней подряд бегло проанализировать – кто именно из авторов портала (как правило – в начале каждого месяца список наиболее актуален) регулярно занимает места в первых 30 позициях. Ознакомьтесь с рецензиями к их «стихам» - это от 45 до 110 рецензий у каждого, отличительная черта таких рецензий: все они написаны одними и теми же «статистами» и 90% из них являются формализированными, односложными (часто на два – три слова), не несущими смысловой нагрузки отписками, под копирку, направленными на результат: повод к нажатию «зелёной кнопки» под всеобщий клановый «одобрямс!».
               В данном случае присутствуют две стороны медали. Как может показаться, - нет ничего плохого в том, что группа людей (видимо не утомлённых общественно полезной работой, имеющих много свободного времени) занимается пустяшными играми (далее - «рейтингизм») по  искусственному удержанию друг друга в первых позициях Рейтинга. Ведь многие из нас мечтают, чтобы их стихи читали и писали отзывы, пусть даже и читали очень бегло и не вдумчиво, пусть даже эти отзывы фальшивые… НО!
               У медали всегда есть и другая сторона. В нашем случае, другая сторона проблемы гораздо более значима и несёт откровенный негатив, причём, - негатив, угрожающий самим основам душевной, истинной Русской поэзии. В сути своей – явление «рейтингизма» очень распространено в реальной жизни (отнюдь и не только в рамках сайта «Стихи.ру»). Надутые и необъективные рейтинги окружают повсюду: в политике и ток-шоу, в магазинах и на ярмарках, в рекламе и в кино… Во всех случаях – это МАНИПУЛЯЦИИ, ОБМАН и НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ. Безусловно – подобные явления всегда пагубно воздействуют на социальные процессы, устраняя с игрового поля многих созидающих, порядочных и творческих людей.
               В отношении поэзии – «рейтингизм» является ПОДМЕНОЙ ПОНЯТИЙ. Кроме того, что подавляющая часть «рейтинговых» «стихов» - это полнейшая безвкусица, пошлость и графоманский эрзац, засоряющие собой не только рейтинговые списки, сколько умы и сознание читателя, ищущего ПОДЛИННЫЕ Стихи, так ещё и при помощи таких псевдопоэтических текстов ПРОИСХОДИТ РАЗМЫВАНИЕ КОНТУРОВ СОВРЕМЕННОЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ и КУЛЬТУРЫ, примитивизация искусства, подмена чистого, духовного и Светлого начала в душах читателей и других творческих людей.
               __________________________________________________

               «Псевдопоэзия – это стихотворные произведения, лишённые художественной ценности, мнимая поэтичность».

               «Новые слова и значения»,
               словарь-справочник по материалам прессы и литературы 80-х годов, под ред. Е.А. Левашова.
               __________________________________________________

               Что такое Поэзия? Это нравственность и мораль. Порядочность и беЗкорыстие. Созидание и портрет. Краски образа и мечты. Это ДУХОВНАЯ КВИНТЕСЕНЦИЯ высшего интеллектуально-созидательного творчества.
               Что такое «рейтингизм»? Это фикция и подлог. Корыстный расчёт и дешёвая популярность. Сговор и соглашательство вкупе с бездарностью, ловко маскируемая ложь. Это ОТСУТСТВИЕ ОСНОВНЫХ КРИТЕРИЕВ подлинно Светлой Поэзии. Пыль в глаза всем тем, кто ищет НАСТОЯЩИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ.

               Отдельный аспект пагубного воздействия «рейтингизма» заключается в том, что подобная деятельность не только наводняет информационное пространство дешёвыми подделками под стихи, но и БЛОКИРУЕТ ПРОДВИЖЕНИЕ В РЕЙТИНГЕ (а соответственно – и узнаваемость) ИСТИННО ТАЛАНТЛИВЫХ ПОЭТОВ, депопуляризирует качественные стихотворения, скрывает от взора читателей всю гамму чистой Поэзии. Сборище «рейтингистов», как сито, – отбрасывает от вершин Рейтинга других авторов, всех тех, кто отказался нажимать на кнопки по указанию группы окололитературных фриков, всех тех, кто не приемлет меркантильный расчёт и малодушный популизм, всех тех, кто пишет Стихи, а не пошлые куплетики для статистики местных «стихоплётов».   
               Со временем рейтинговое «валяние дурака» часто входит у таких авторов в патологическую привычку и многие изначально талантливые публицисты, вместо того, чтобы писать Стихи и творить литературное Искусство – начинают «прыгать» по различным конкурсам, «фондам», «клубам» и рейтинговым «танцплощадкам» публикуя работы низкого «ширпотреб»-качества только с одной целью: насобирать как можно больше формальных литературных «достижений», чтобы затем поместить все свои «регалии» на странице и бахвалиться перед глазами завистливых коллег, демонстрируя им – «какой же я всё таки талантливый и высокочтимый!». Данное поведение ведёт к одному из самых чёрных пороков человеческой души – ТЩЕСЛАВИЮ. А тщеславие, в свою очередь, - неизбежно выжигает бездуховным огнём Светлую творческую душу.

               ** Резюмируя изложенное выше, мы приходим к выводу о том, что «рейтингизм» является КРАЙНЕ ПАГУБНЫМ ЯВЛЕНИЕМ В ЛИТЕРАТУРНО-ТВОРЧЕСКОЙ СРЕДЕ, занятием, недостойным истинного Писателя и Поэта. Своеобразная мелочная игра, подменяющая праведную суть и неизбежно уводящая талантливых людей в бездарное меркантильно-эгоистическое болото.

               КОНСТАТАЦИЯ ФАКТА: в творческих коллективах, участники которых ставят целью писать стихи, изучать и любить Светлую поэзию, воспевать Искусство, помогать начинающим молодым коллегам и созидать – такое явление, как «рейтингизм» В ПРИНЦИПЕ НЕДОПУСТИМО и должно пресекаться на корню (и в первую очередь – методами просвещения и убеждения), как явление, прямо угрожающее развитию и популяризации подлинного Русского творчества.

                Быть «рейтинговым статистом» или творцом? Превратиться в «пустышку» или писать Стихи? Опошлять и похабить современное Искусство или внести свой беЗсмертный вклад в развитие Русской Поэзии? Прыгать за достижениями, тщеславно кичась на своих страницах в Сети рейтинговыми «статусами», «премиями» и «медальками» или скромно создавать поэтические шедевры, воспевая истинные благодетели чистой души? Быть ярмарочным шутом или быть Поэтом?

               Пишите Стихи, уважаемые Друзья и не гонитесь за дешёвой популярностью, «статусами» и «рейтингами». Достойные читатели, мудрые и позитивные люди, ценящие истинную Поэзию всегда найдут ваши Стихи и по достоинству их оценят, ведь для Поэзии Света реклама не нужна. Развивайтесь, читайте классическую литературу, постигайте новые горизонты своей жизни, творите и беЗкорыстно помогайте другим. Господь каждому из нас даёт возможность сделать свой выбор.

_________________________________________

С уважением,
читатель ваших стихотворений Сергей Михайлович Восточный,
06.01.2020, Русский Мир.

__________________________________________

# Настоящее эссе – лишь краткий анализ явления, изучение его сути, изложение личного мнения автора,
на которое он, безусловно, имеет полное право, без цели нанести кому-либо репутационный или иной ущерб.


© Copyright: Сергей Михайлович Восточный, 2020