Гетера Кампаспа

Оскар Хуторянский
О, несравненная Кампаспа!  (1)
Перед твоею красотой
Не устояла сила власти,
Ни мудрость, творчества покой!

Была гетерой ты Лариссы, (2)
Где Александр тебя узрел.
Хоть женщин не любил он близость,
Но от тебя воспламенел.  (3)

Он не хотел тебя оставить.
Великий воин - он был слаб…
Его учитель и наставник
Сам Аристотель был неправ -

Он осуждал то увлечение -
Студент с ней пропускал урок...
Гетера то услышав мнение,
Решила: “Дайте только срок!”

Она пустила свои чары
Ну, и мудрец не устоял...
Пускай он для неё уж старый!
Ведь бес "в ребро его поддал".

Он в детсво впал, как в развлечение,
Себя позволил оседлать!
Да, от любви мозги немеют,
Что можно здесь ещё сказать?  (4)

Ещё был Апеллес великий -  (5)
Художник, Александра друг.
Портрет гетеры именитой
Нагой ему заказан вдруг.

Художнику не вновь модели,
От обнажённых не краснел,
Но от Компаспы - ясно дело
Влюбился враз и осовел.

А Александр - великий воин
И величайший из владык
Сказал, что “С чувствами не спорят,
В подарок ты её прийми!” (6)

Одна гетера покорила
Трёх величайших всех времён!
Кампаспа - помните то имя…
Любви поход не завершён!

 11-13-17 ред

(1) Кампаспа — любовница царя Александра Македонского (правил 336-323 до н. э.), гетера из фессалийского города Лариссы, ставшая источником вдохновения для художника Апеллеса (~ 370—306 гг. до н. э.).

(2) Ларисса - город в Фессалии (Центральная Греция)

(3) В возрасте 19 лет в 335 г. Александр направляется на подавление восстания Фив. После осады и разграбления города, на обратном пути в Македонию Александр останавливается в городе Ларисса в Фессалии. В честь победителя Фив местная аристократия устроила роскошный пир, на котором очевидно Александр и познакомился с Кампаспой.

(4) Аристотель, пытаясь положить конец увлечению Александра, предупредил его, что женщины могут довести до гибели даже очень сильных мужчин. Разгневанная Кампаспа, дабы взять реванш, ловко разожгла страсть философа, а затем потребовала, чтобы он, в качестве доказательства своей любви, позволил ей проехаться на нем верхом. Она приказала мыслителю встать перед ней на четвереньки и ползать, а он, готовый на все в своем безволии, позволил превратить себя в шута; повинуясь ей, он смиренно ползал по земле, выступая в роли животного для верховой езды у своей повелительницы.

(5)  Апеллес, друг Александра Великого, был одним из наиболее именитых греческих живописцев древности, которые процветали в начале эллинистического периода

(6) Во время написания портрета Апеллес влюбился в фессалийскую красавицу. Видя это Александр, охладевший уже к этому времени к своей возлюбленной, подарил её художнику со словами: "Александр не победим, Апеллес не превзойдён!"