С чистого листа

Рамиро Лебедев-Толмач
Жила-была девочка. Звали её Беатриса. Имя, конечно, редкое, но в наших краях иногда попадается. Правда, правда. Жила эта девочка с мамой, папой и бабушкой. Да, чуть не забыл – у них ещё был серый кот Антип, холёный такой и слегка ленивый. Он очень любил лежать на плече у бабушки и довольно урчать. Также ему нравилось бегать за солнечным зайчиком, драть когтями обои и мяукать громким басом поздно ночью или рано утром, когда все ещё спят. В общем, непростой был котик, с характером. Но всё же эта сказка не о нём, а о его маленькой хозяйке.
Так вот, когда к ней приходили гости, она надевала своё самое красивое платье. Бабушка повязывала ей  самый роскошный бант, а на её ногах были изумительные чёрные туфельки. Не девочка, а загляденье!
Сначала гости Беатрисы рассматривали её великолепные рисунки, потом она демонстрировала свои тетради с каллиграфическим почерком. За чаем наша девочка с выражением декламировала стихи на английском, а затем, по просьбе слушателей, переводила их на русский. Ну, чтобы все могли понять.
И уж под самый конец, Беатриса садилась за пианино и играла несколько классических пьес. По памяти, конечно, иначе – что здесь такого?
Когда поражённые гости уходили домой, они не могли скрыть своего восхищения талантами такой красивой и воспитанной девочки. В свою очередь, Беатриса смущённо опускала глаза, щекотала Антипа за ушком и обещала ещё больше поразить гостей в следующий раз.
И вот дверь за гостями закрывается, девочка поворачивается к своим родителям, и начинается совсем другое представление.
- Я не поняла, бабуля, - проговорила она не предвещающим ничего хорошего тоном, - почему у меня на голове противный жёлтый бант, а не синий, как я хотела, а???
- Но, милая внучка, - ответила бабушка растерянным голосом, - мы же не смогли его найти. Ты разве забыла, что перед приходом гостей была такая суматоха, и он потерялся.
- Бабушка, ты ничего не понимаешь! Почему ты не сбегала в магазин и не купила другой синий бант?
- Беаточка, я уже старенькая, чтобы с больной ногой бегать, да и магазин этот далеко от дома.
- Мне всё ясно, - не дала договорить ей внучка, - ты думаешь только о себе, а на меня тебе наплевать.
Недобро сверкнув глазами, Беатриса повернулась к маме:
- Скажи-ка мне милая мамочка, почему мне пришлось надеть платье, из которого я уже выросла? Мне в нём было так тесно, что я чуть не задохнулась. Ты, что, задушить меня решила?
- Но, доченька, - побледнела бедная мама, - мы же вчера его меряли, и всё было нормально.
- А сегодня было ужасно! Ты, что, не могла купить платье размером побольше?
- Видишь ли, на новое модное платье надо много денег, а у нас с папой зарплата только в конце месяца.
- Боже, что я слышу? Вам денег на меня жалко? Вы на мне экономите?
- Но, лапочка моя, - попытался заступиться папа за маму, - нельзя покупать дорогие платья каждую неделю.
- А с тобой у меня будет отдельный разговор, - отрезала Беатриса. – Почему я сегодня рассказывала старые стихи? Разве ты не знаешь, что некоторые гости уже не раз их слышали в моём исполнении? Где новые, я тебя спрашиваю?
- Но я же предлагал тебе, а ты отказалась, - попытался оправдаться покрасневший папа.
- Да, отказалась, и правильно сделала. Они были длинные и тяжёлые. А мне нужны короткие и интересные. А ещё лучше смешные.
- Хорошо, хорошо, ты только не расстраивайся. Я сегодня же поищу в интернете.
- Не можешь найти, сам напиши. Например, Лизе Анохиной дедушка целую поэму написал. А я чем хуже?
- Доченька, я не поэт, а учёный.
- Ничего не хочу знать! Раз ты пишешь длинные статьи, то короткий стишок тебе сочинить тоже раз плюнуть! И не зли меня!
Дошла очередь и до кота:
- Ты что, Антип, за бабушкой прячешься? Почему ты при гостях не стал прыгать через обруч? Почему лапу мне не подал? Почему, когда я спросила, сколько будет дважды два, ты мяукнул три, а не четыре раза? Я же всем похвасталась, что ты дрессированный кот из цирка. А теперь получается, что я обманула гостей? Меня теперь будут врунишкой обзывать!
Антип испуганно сжался в комок и боялся поднять глаза. Он никак не мог понять, в чём он провинился перед хозяйкой, но ему всё равно было стыдно.
- Ох, замучили вы меня! – произнесла Беатриса. – Ладно, я сегодня добрая. Итак, мама ставь чайник на плиту. Папа, беги в магазин за пирожными. Бабушка, возьми книжку и найди мне сказку поинтересней и с картинками. А кот … садись ко мне на диван и грей мне ноги, а то я что-то замёрзла. Через мгновение всё в квартире пришло в движение – никто не хотел огорчать нашу девочку.
Поздно вечером, когда все уже спали, бабушка лежала в кровати в своей комнате, а на её плече пристроился кот. Как обычно, они обсуждали прошедший день. То есть, бабушка говорила, а Антип слушал и кивал головой.
- Хорошая у меня внучка, умница и красавица, но …
Бабушка не закончила фразу, но кот её прекрасно понял: что-то с Беатрисой не так, и с этим «не так» что-то надо срочно делать.

Кот пристально посмотрел своими зелёными глазами на бабушку, и она, сладко зевнув, мгновенно заснула. Убедившись, что хозяйка крепко спит, Антип вышел на балкон и три раза промяукал. В ответ с улицы другой кот, но уже чёрный-пречёрный, мяукнул два раза и один раз чихнул. Через пять минут с крыши на балкон спрыгнул тот самый чёрный кот, и два хвостатых существа стали тереться друг о друга мордашками и перешёптываться. Со стороны могло показаться, что один кот чешет ухо другому.
На самом деле, обладатели роскошных хвостов решали, как помочь девочке. Дело в том, что в прошлой жизни чёрный кот был молодым и подающим надежды волшебником по имени Амаретто. Но, говорят, у него была какая-то тайная страсть, которая и сгубила его карьеру. А ведь его хотели провозгласить королём всех волшебников! Увы, вместо этого Великий Совет Магов превратил его в кота. Однако Амаретто почти не растерял своих способностей и кое-что ещё умел.
Наконец, коты довольно фыркнули, и чёрный кот спрыгнул вниз. Антип вернулся в комнату, закрыл задней лапой балконную дверь, чтобы бабушку не продуло, лёг на коврик и заснул. Завтра в этой семье всё изменится – он это знал наверняка.
А в это время Амаретто колдовал в своей коморке. Он собирался произнести специальное заклинание для исправления избалованных детей, но никак не мог сосредоточиться – все его мысли были о мышах.
Отогнав от себя очередное аппетитное наваждение, он напрягся и произнёс:
- Беатриса – это такая крыса, которая бегает по углам …  Фу ты, опять еда мерещится! Эх, придётся начинать заново:
- Беата, Беата, ты будешь богата,   
А эти, блин, мыши пусть мёрзнут на крыше ..
Ох, ветеринар меня побери, что ж я на них так зациклился! Соберись, тряпка, - рявкнул сам на себя Амаретто и произнёс нараспев:
«Беатриса, как актриса,
Скоро сменит в жизни роль
Ей поможет в этом киса,
(В прошлом – будущий король …)»
Ладно, сойдёт и так, - радостно пробормотал хвостатый маг и направился к своей миске с жидкостью, похожей на компот, но почему-то без фруктов. Через пять минут он уже довольно посапывал на своём коврике, а рядом с ним валялись несколько дохлых мошек. Вечер определённо удался.
Утром бабушка, как всегда, собиралась проважать внучку в школу. Само собой, все одноклассники нашей девочки уже не первый год добирались до школы сами. Однако бабушка не могла отпустить Беатрису одну в такое рискованное путешествие. А потом, кто-то же должен нести тяжёлый ранец?
К сожалению, в этот раз у бабушки разболелась правая нога, да так сильно, что она даже не могла наступить на неё. Папа с мамой уже ушли на работу, и, после долгих стенаний, Беатриса нехотя поплелась в школу одна, с тяжёлым портфелем.
У школьного забора стоял небольшой микроавтобус с надписью «Усть-илимское телевидение». Когда Беатриса поравнялась с ним, из кабины выпорхнула известная телеведущая Людочка Шик и спросила её:
- Девочка, ты, случайно, не знаешь Беатрису из пятого «В»?
- Конечно, знаю, - с достоинством ответила наша героиня, - это я и есть.
- Ах, какая удача! – воскликнула Людочка с ослепительной улыбкой. – Нам тебя как раз и не хватало. Ты ведь знаешь о всероссийском конкурсе «Молодые таланты Щёлковского района»?
- …. Ну….  да, что-то слышала.
- Ну так вот. Сейчас в нашей команде девять человек, ты будешь десятой. Согласна?
- Я, конечно, не против, а как же школа?
- Хороший вопрос, умница! – похвалила её Людочка. – Вот бумага от директора школы и от твоих родителей, что они дают согласие на твоё участие в нашем проекте. На, сама посмотри.
В самом деле, на всех бумагах стояли печати, также был указан домашний адрес Беатрисы и телефоны её родителей. Когда девочка перевернула одну из бумаг, то увидела отпечаток кошачьей лапы.
- Ой, а это что? – удивилась она.
- А, ничего страшного, это мой кот наследил, вон он на крыше греется.
И, действительно, на крыше автобуса сидел чёрный кот и щурился на солнце.
- Что ж, если вопросов больше нет, то нам надо спешить, - всё также улыбаясь, проговорила Людочка. – Итак, сейчас полдевятого, а в десять нас ждут в подмосковном пансионате «Одинокая чайхана».
- Кто ждёт? – насторожилась девочка.
- Гримёры, хореографы и стилисты, - рассмеялась телеведущая и призывно открыла дверцу. – Ну, залезай и поехали.
Беатриса вздохнула и села в кабину. Конечно, никто не смог бы устоять перед таким соблазном. Может, именно с этого телепроекта и начнётся её путь к мировой славе.
Машина просигналила два раза, кот спрыгнул с крыши и залез на дерево. Естественно, это был наш знакомый Амаретто. Он был очень доволен – всё шло по плану.

Через час поездки автобус застрял на просёлочной дороге. Машина забуксовала в грязи и не хотела ехать дальше. На счастье, неподалёку виднелась одинокая ветхая избушка.
- Что ж, попросим помощи у местных, - вздохнула Людочка, вышла из машины и направилась к домику. Девочка поспешила за ней.
- Тук-тук, можно к вам? – спросила Людочка, стоя на крылечке.
- Заходите, люди добрые, не стесняйтесь, - ответила ей невысокая сухонькая старушка, выходя из сеней. – Я как раз пирогов напекла с мясом и с повидлом.
- Ой, это мои любимые! – воскликнула Беатриса, - я их попробую, ладно? – и, не дожидаясь разрешения прямо в обуви забежала в дом и накинулась на выпечку.
Старушка как-то странно на неё посмотрела, но ничего не сказала. Тем временем, Людочка вернулась на улицу, чтобы разобраться с застрявшей машиной, а девочка всё ела и ела пироги и не могла остановиться. Наконец, она наелась досыта и задремала прямо за столом.
Когда она проснулась, было раннее утро. Беатриса лежала на печке и никак не могла вспомнить, как она тут очутилась. Наконец, девочка заметила хозяйку и несмело поинтересовалась:
- Где я, бабуля?
- Ты у меня в гостях. Но разлёживаться некогда – вставай и иди за водой к колодцу.
- Вы чо, бабуля? Какой колодец? Я на конкурс еду.
- Накрылся твой конкурс, потому что машина ещё вчера уехала. Людочка не смогла тебя добудиться, а времени у неё было в обрез.
- Да как она посмела? Я же будущая звезда их проекта.
- Хватить болтать, звезда. Раз я тебе сказала идти за водой, значит, вставай и иди. Я по два раза не повторяю, - и бабка так глянула на девочку, что у той во рту всё пересохло, а платье почему-то прилипло к спине. Беатриса пулей вылетела из избушки и через мгновение была у колодца с двумя вёдрами. Обратно идти было очень тяжело, вёдра тянули руки, да она ещё и подскользнулась и … плюх: растянулась на траве. Естественно, вся вода разлилась и, вдобавок, она ещё ободрала коленку. Беатриса с трудом поднялась и увидела, как на неё из окошка строго смотрит хозяйка. Было ясно, что без воды обратно в дом её не пустят.
Из глаз потекли слёзы, но делать нечего – пришлось возвращаться к колодцу. Второй раз нести неподъёмные вёдра было намного тяжелее: руки и спина ныли, в ушах шумело, а глаза заливал пот. Поставив вёдра с сенях, Беатриса повалилась на тахту, но строгий голос бабки заставил её идти копать картошку на огороде. Кто бы мог подумать, что это такая пытка! Прошла целая вечность, прежде чем она закончила свою работу.
Вернувшись в избушку, девочка взмолилась:
- Милая бабушка, можно я родителям позвоню?
- Мне-то что? – Хочешь, звони.
Беатриса с трудом набрала распухшими пальцами мамин номер, но связь отсутствовала.
- Бесполезно, - обескуражила её хозяйка, - место у нас тут глухое, связи отродясь не было.
- Как же вы родным звоните?
- Нет у меня родных, одна я живу.
- А в магазин вы ходите?
- Нет, не хожу. Незачем мне.
- Разве дачники тут не проезжают?
- Господь с тобою, какие дачники? Вы с Людочкой были первыми за последние 30 лет. Что-то ты много вопросов задаёшь, девочка. Иди-ка лучше кур моих покорми. Но будь осторожна: у меня петух очень недобрый.
Когда Беатриса вошла в курятник, злобный петух сразу набросился на неё. Он был таким огромным, и его глаза горели таким недобрым светом, что девочка попятилась от страха назад, опять подскользнулась, но всё-таки не упала. Сердце её бешено колотилось, руки дрожали, куры раскудахтались, так что, бросив кастрюлю с пшеном в сумасшедшего петуха, она выбежала из сарая.
- Покормила кур моих? – спросила её хозяйка.
- Угу, - только и смогла выдавить из себя девочка и разрыдалась. – Я ничего не умею, у меня всё из рук валится.
- Ничего страшного, - успокоила её старушка. – Первый год всегда тяжело.
- Что значит «первый год»? Я здесь до пенсии буду жить? – только и смогла вымолвить Беатриса и упала в обморок.
Когда она пришла в себя, было раннее утро, и ярко светило солнце.
- Ну, что, оклеймалась, красавица? – приветствовала её старушка. – Голова не кружится?
- Да, вроде, всё нормально.
- Тогда иди за водой, помощница моя, - произнесла старушка и указала на два пустых ведра.
Прошли ещё две недели. Беатриса стала потихоньку привыкать к хозяйственным делам, подружилась с петухом Филимоном, научилась варить каши и прибираться в хате. На её щеках появился здоровый румянец, а взгляд её карих глаз стал намного мягче.
И, самое главное, злобная старушка оказалась весьма милой женщиной. Звали её Алевтина Мироновна. Так как в её избушке не было ни радио, ни телевидения, ни, тем более, интернета, то по вечерам она рассказывала о своей жизни. Беатриса слушала её и не могла скрыть своего удивления – в её понимании это была не жизнь, а сплошной кошмар: тяжелый ежедневный труд без выходных и отпусков и никаких развлечений. Во время одного из таких рассказов у Беатрисы неожиданно полились слёзы из глаз.
- По дому соскучилась? – вздохнула бабушка и погладила девочку по голове.
- Конечно, соскучилась. Но плачу я, потому что мне вас стало жалко. Господи, да у вас вся жизнь прошла в глухом лесу среди волков и медведей!
Баба Аля как-то странно посмотрела на неё, поднялась и молча вышла в другую комнату. Этим вечером они больше не разговаривали и рано легли спать.
Утром Беатрису разбудил гудок автомобиля.
- Ну, наконец-то, мы тебя нашли! – радостно закричала Людочка, выходя из микроавтобуса. - Мы уже и в полицию обращались, а всё без толку. Поторопись, у нас времени в обрез. Садись в машину и поехали домой!
Беатриса вопросительно взглянула на бабушку, и та утвердительно кивнула головой:
- Езжай, голубушка, езжай. Я без тебя не пропаду, хотя и буду скучать.
Они крепко обнялись, и Алевтина Мироновна поцеловала девочку в лоб. Бабушка подарила ей лукошко с пирожками и старинное зеркальце
Через три часа Беатриса уже была дома. Людочка торжественно вручила ей почётный диплом финалистки конкурса с золотой тесёмкой и огромной печатью.
Дома её ждал праздничный обед. Бабуля с мамой суетились на кухне, папа доставал фужеры из серванта. Кот Антип заискивающе тёрся об её ноги. Вскоре все были в сборе.
- Я хочу поднять тост за нашу любимую дочурку, - начал папа свою речь, но его прервала Беатриса:
- Извини, что перебиваю тебя, - она повернулась к бабушке:
- Бабуля, у тебя опять нога болит?
- Да, внученька, хотела с утра помазать её, а нечем.
- Что ж ты не сказала? Я сейчас мигом сбегаю в аптеку, - она схватила деньги из своей копилки и выбежала из квартиры.
Через 15 минут девочка уже вернулась и стала осторожно смазывать бабушкину ногу. Потом она пошла на кухню и стала, напевая, что-то готовить. Ошарашенные взрослые сидели за столом и не знали, что сказать. Только кот был невозмутим и нежился у бабушки на коленях.
Вскоре Беатриса вернулась с тарелкой овсяной каши, поставила её перед папой и с доброй улыбкой покачала головой:
- Милый мой папа, на столе столько всяких копчёностей, а у тебя гастрит. Поешь моей кашки, а потом допиши лучше свою очередную статью. Иначе опять будешь до утра корпеть над ней на кухне.
- Доченька, ты ли это? – изумлённо прошептала мама. – Ты не заболела, часом?
- Наоборот, мамочка, мне кажется, что я выздоровела, - тихо произнесла Беатриса и посмотрелась в старинное зеркальце. На какое-то мгновение ей почудилось, что вместо своего отражения она увидела бабушку Алевтину, которая ободряюще ей улыбнулась.


Конец