Эмпатическая поэзия Илины Гумер

Владимир Иксанов
 

 ...Чудо, что когда-то ты получил шанс воплощения, чудо, что не умер в детстве и молодым. Чудо, что так много вещей тебя волнуют и радуют, чудо, что много ещё хочется и во многое верится. Чудо, что есть друзья, с которыми тебе хорошо и дурачиться, и болтать, и молчать, и тащиться по промозглому прекрасному Питеру, мешая кашу ногами в одно из культурных мест... Чудо, что есть любовь и что у неё столько ликов, ипостасей... (Цитата из переписки Илины ГУМЕР)

Часто непосредственность поэта, скрытая за яркой индивидуальностью, преподносит примеры изящного служения Музам. Ощущение возникающего чуда испытываешь при знакомстве с творчеством Илины ГУМЕР.
Мне посчастливилось стать обладателем авторского экземпляра поэтического сборника «ЧАС СТИХА», оформленного издательством «МЕДИА-ПОЛИС» в Ростове-на-Дону, 2019. Иллюстрации и художественное оформление представлены в стиле изящного эксклюзива с использованием портретных фоторисунков, совершенной графики, оформленной в манере миниатюрной изысканности.

В предисловии – лаконичное, ёмкое наставление читателю, три темы для прочтения: «жизнь как страсть, жизнь как творческое горение и жизнь как философское осмысление». Три цвета времени.

Для читателя выделил несколько удивительных страниц и объединил в небольшой обзор.
Начало выбрано неслучайно – «Я осколок, упавший с небес».

Ты же знаешь, что я несравненная –
Я осколок, упавший с небес.
Я звучащая, нежная, пенная,
Как весной оживающий лес.

Бог не поскупился, одарив поэтессу небесной красотой, совершенством и грациозностью. Так бывает, Ему виднее на небесах, обращая взор на неординарность и талант. Женщина-поэт – существо особого сорта, ребро Адамово с заветным яблоком в корзине для цветов. Соблазнительница-вещательница пророческих снов.
В женской лирике главенствует любовь, колдовство, магия и таинство мгновения: переживания как взлёты и падения как сердечные, дела присущие женской половине.

Откроешь сборник и поймёшь, что всё давно продумано любовью... Нет искушения – значит, чувства нет. Такой мотив эпической Эллады и гениальность грациозной кисти Боттичелли. «Рождение Венеры» в священном хранилище Уффици иконным ликом воплощено. Пленительное, одухотворённое лицо с глазами небесной синевы. Воплощение грации... И «Барыня», и арабеск балетный!.. И всё это о ней!

Сомнений не существует, и, начиная путешествие по «Часу стиха», читатель незаметно для себя оказывается в тихой, почти забытой Богом обители высокого слога,одновременно погружаясь в магию духовного очищения... Не врывается неистовством чувства, а погружается в поэтические грёзы любви, встретив верных друзей и поклонников. Как много обаяния, великой красоты и совершенства – то свет мудрого стихосложения. Будто просыпаешься в объятьях воображаемых образов Серебряного века, блуждаешь в лабиринтах мыслимых и немыслимых откровений... Нить Ариадны – не только надежда на спасение, но и окно в мир волшебного прочтения.

Начнётся бесконечный круг... Я приглашаю на премьеру как к театральной постановке, где всё сольётся песней ангела небес и, ухватившись за «Перила», раскроется особый мир.

Зажав холодные перила
до пальцев лунной белизны,
тебе я что-то говорила,
перемежая явь и сны.

Стоял, безмолвный и бескрылый...
Метался в небе бледный круг.
И вод лиловые чернила
глотали приглушённый звук

и мне как будто бы шептали:
«Спускайся! Ныне, присно, днесь…»
Лишь в обжигающем металле
присутствие живое здесь

своё в тот миг я ощущала…
Земли заваливалась ось.
И пухло скорпионье жало,
Что в сердце намертво впилось.

Друзья дорогие! Поэты, мечтатели! Взгляните повнимательнее, вот суть и обнажённое чувство как великая красота Ренессанса. «Земли заваливалась ось...» Это почти физическое состояние любви!

У Илины Гумер ни единой строчки без любви – всё неизменно вращается вокруг её Планеты. Сборник «Час стиха» вполне мог претендовать на звание «Романса о влюблённых». Но тогда могла «вылезти» неувязочка с авторскими правами...

Один из самых талантливых литературных критиков Валерия САЛТАНОВА, открывшая для гурманов поэтическое слово автора, не случайно выражая мнение о музыкальности «Часа стиха», иронизирует в адрес обывателя:
«Но люди с недоразвитым сердечным клапаном их не поймут. Для восприятия такой поэзии необходимы очень натренированная область чувств, сильнейшая способность к эмпатии, да ещё, плюс по всему, и не размякшие от попсы и всяческих шоу мозги».

Илина Гумер безусловно эмпат, сверхчувствительная натура. Сочувствующая, по-настоящему понимающая своего литературного героя, она мгновенно перевоплощается в создаваемый образ. Для поэта – удивительный дар и большая ответственность одновременно. Если в глубине её чувства затаилась любовь, она выступает в виде убеждения, уговаривания, магического внушения. Сравнений в арсенале сборника достаточно.

Происходящее во время эмпатического отражения подобно резонирующей деке. Корпус скрипки представляет собой резонатор для струн. Функция – направить струны звучать яснее и громче. Это делает слышимыми обертоны, нюансы и полутона. Качество скрипки зависит в основном от её корпуса. Он делает слышимыми тонкие штрихи касания струн смычком, но, сам не добавляет ничего.

Нечто близкое происходит при эмпатическом отражении: тот ,кто отражает, похож на резонатор для своего партнёра.

Применительно к теме иллюстраций немало. Есть обида, есть сопереживание. Есть замечательный стих, в фигуральности которого главное слово – «скамья» узника, приговорившего себя на вечную нелюбовь. Эмпат-поэт тому создатель. Не без иронии, но с чувством сопереживания воспроизвёл сюжет. Рефрен как камень на сердце литературного героя. А разве жаль его? Конечно, да...

Скамья.
Семья.
Обширный сад.
Краса июля.
А он всё мыслями назад –
туда, где Люля...

Дремотный полдень.
Треск цикад.
Борща кастрюля.
А он всё мыслями назад –
туда, где Люля...

Налажен быт.
Семейный лад.
Воркуют гули.
А он всё мыслями назад –
туда, где Люля...

И держит
прошлому давно
в кармане дулю.
А сердце...
Сердце всё равно
навылет: «Люля!..»

Детей дарившая,
твой взгляд
разит как пуля –
ты знаешь:
всё отдать был рад
за то же... с Люлей...

Читателю не может не импонировать эмоциональная схожесть автора с «цветаевской оголённостью души». Лирическое попадание, заимствование, но исполнение собственное и особое переосмысление тонов. Песня отдалённо напоминает знакомую мелодию, звучит по-своему, как и подобает индивидуальному исполнению... Сила стиха воплощает образ самоотдачи, самопожертвования. Видится безумная Маргарита... Она во имя любви совершает подвиг, преодолевая страх и слабость, и как оправдание:«Со мною земная страсть!»

О мой босоногий Бог,
Ты светел и чудно наг.
Под нами течёт песок,
И лёгок бесплотный шаг.

Неужто конец борьбе?
Чело озаряет нимб.
Я буду Землёй – тебе.
Ты Космосом будь – моим.

Искристая звёздная взвесь
И матовый лунный звон.
Дремотно и мирно здесь
Струится песок времён.

Я в алом плаще, мой Бог.
Со мною земная страсть.
Позволь же у белых ног
Кровавым цветком упасть.

В сборнике более сотни великолепных стихов. Они почти в первозданном виде дышат типографской краской, преломляются в свете настольной лампы и каким-то магическим притяжением «предлагают» совершить ещё не одно путешествие по часовой стрелке.
Всё же «Час стиха» – это событие в мире современной русской поэзии.