Притча об одуванчике

Адела Василой
Идёт полем маленькая девочка, несёт невесть откуда букет пуховичков-одуванчиков. Одуванчик - гениальное творение Матери-Природы - что цветок, что "пуховичок", что отдельная пушинка-парашютик. В них всё - на десятку: и математическая точность построения, и гармония формы, всех её составных частей, и безупречная симметрия красоты, и - как ни странно - способность пробуждать эмоции. Какое значение имеет этот букетик для огромного поля, на котором нет ни одного одуванчика? Но подул ветерок, и букетик рассыпался, пушинки-парашютики ввзвились и полетели... Когда ветерок улёгся, они опустились и цепко ухватились за малейшие бугорки, штопором ввинчиваясь в почву. А через год... это было поле одуванчиков. Растворилась ли гениальность уникального произведения - одуванчика - в бескрайнем поле скучной, ничем не примечательной травы?

Нет, не растворилась! Возьмите любой одуванчик с этого поля - он так же прекрасен как и тот, который поделился с ним своим естеством и красотой, а букет одуванчиков - это уже новое качество, красота, возведенная в степень. Интернет не уничтожает и не унижает красоту, как поле одуванчиков не уничтожает и не унижает красоту и совершенство отдельного цветка. Отдельный цветок - это нота, а поле цветов - это симфония. И пусть на поле ещё много скучной, ничем не примечательной травы - она тоже необходима, она играет роль фона, на котором сверкает великая красота каждого отдельного цветка.

***

Красота мира - не в уникальности, а в повторяемости его лучших произведений и их отдельных элементов, недаром в основе красоты стоят законы симметрии. Повторяемость на атомном уровне порождает такие совершенные с математической точки зрения объекты, как кристаллы - и разве не удивительно, что даже ум ребёнка признаёт это совершенство и красоту, и тянется к ней? Почему природа заложила в нас эту тягу к "правильным" формам, к яркому цвету, к блеску гладких поверхностей и граней, к повторяемости деталей? И ведь этот интерес проявляют не только люди, но даже животные, особенно высшие животные. B отчаянном стремлении к вечности жизнь создаёт дубликаты самой себя, тем самым порождая симметрию, основными свойствами которой являются подобие и повторяемость. Поэтому всякое живое существо упорно ищет симметрию в окружающей мёртвой среде. Это - признак того, что там есть жизнь. Добыча, которую оно должно съесть, для продления себя, либо хищник...

Отсюда - наши сложные отношения с симметрией. Она порождает в нас восторг и/или страх, в разных пропорциях. Уважение к законам природы, порождающим с достаточной точностью похожие предметы и существа есть гарантия нашего восхождения к лучшим формам, гарантия нашего развития и стабильности. Это то, что противостоит силам разрушения, которые тоже "не дремлют", воплощая пресловутый диалектический закон единства и борьбы противоположностей.