По какому праву? Еще раз о литературном рейтинге

Ромм Наумович Михаил
Первое, что приходит в голову при упоминании литературного рейтинга, ну вот опять. Кто-то считает, что автор Петров лучше Сидорова, и решил указать на это таким хитроумным способом. Кто-то имеет нахальство расставлять оценки и выстраивать иерархию, да еще навязывать ее всем другим. При этом еще не известно, не отстегнул ли господин Петров известную сумму судьям, оплачивая их благосклонность. Субъективность, продажность и недобросовестность, такие слова приходят в нам голову.

Но как же иначе ориентироваться в море авторов? Полагаясь на интуицию или мнение знакомых, искать на ощупь? Может быть в девятнадцатом веке такое и работало, но кто сегодня сумеет не утонуть в этом море пишущих. Ведь ранее существовавшие институты теперь далеко не так эффективны. Публикуются все кому не лень, да и журнал может издавать каждый. А что уж говорить про публикации в Интернете!

И тут представляется рациональным единственный выход: выделить литературное имя автора как самостоятельную уникальную сущность и дальнейшие измерения проводить именно для неё.

Ведь каждый, кто придает свои произведения гласности и хочет сохранить информацию о своем авторстве, вбрасывает в литературное пространство свое литературное имя. Именно по имени читатели узнают автора и запоминают. Зачастую, мы берем в руки книгу только потому, что у автора узнаваемый псевдоним.

Литературное имя не обязано совпадать с паспортным. Несколько человек могут творить под одним псевдонимом, у многих авторы могут оказаться полными тезками и подписывать свои произведения так, как называли будущих творцов папа с мамой. Подобные нестыковки встречаются тем чаще, чем больше появляется пишущих. И если в 19 веке такая проблема не существовала, то сегодня поголовная грамотность превратила пустяковые недоразумения в серьезную путаницу.

Имен все больше, некоторые могут быть похожи друг на друга, некоторые просто совпадать. Разобраться в этом хаосе не просто. Так почему бы не составить реестр литературных имен, по крайней мере тех, что у многих на слуху.

По какому праву за это взялись мы? Да просто потому, что кто-то же должен. Нам это интересно, мы за это и взялись. Первоначальный список сформировать было совсем не сложно, достаточно опросить нескольких людей, профессионально занимающихся темой современной литературы. Далее, авторы уже известные, то есть попавшие в этот список получают возможность рекомендовать в список другие имена.

Известность сама по себе это некий капитал, чтобы заработать ее, нужно приложить определенные усилия. Поэтому, с большой степенью уверенности, можно ожидать, что авторы из первоначального списка не будут рекомендовать в него кого попало. Может быть, вообще никого не будут рекомендовать, ведь это же, отчасти, конкуренты. Стоит ли кого-то приглашать на литературный Олимп! Практика показывает, что будут. Но надеется только на это нельзя, ведь малоизвестные авторы вообще рискуют не попасть в ряды избранных. В то же время, нужно стремится к тому, чтобы список был максимально полным. Чтобы в нем оказались все значимые имена ныне живущих писателей и поэтов, и чтобы новые талантливые авторы могли входить в него по мере появления.

Поэтому реестр должен быть открытым. В нем могут регистрироваться все желающие, все могут публиковать свои работы, предлагать на продажу свои книги. Творчество новичков становится объектом внимания старожилов, и они получают их голоса. По достижении определенного количества голосов, новые авторы пополняют список, и сами получают возможность рекомендовать новых авторов. Так обеспечивается открытость и демократичность системы. Сама структура проекта защищает его от накруток и графоманов.

Можно зарегистрировать сколько угодно аккаунтов, но вес их голоса будет ничтожен. Никакого влияния на общую картину они не окажут. Если публикации неофита не вызывают интереса сообщества, он так и останется неофитом. Но это не помешает ему публиковать новые тексты, получать отзывы и расти над собой. Не исключено, что со временем он тоже окажется достойным войти в общий список. И следовательно, еще один независимый голос придаст картине еще большую объективность.

Если же такой соискатель просто заплатит одному из авторитетных экспертов, или найдет другой путь к его сердцу, то голосование других экспертов и авторов неизбежно нейтрализует коррумпированную оценку. Соискатель не получит желаемого, а репутация подставившегося эксперта пострадает.

Важно отметить, что литературный реестр, уже сформированный на сайте, это не список авторов данного конкретного ресурса. Речь идет обо всём обозреваемом пространстве современной русскоязычной литературы. Он существует объективно, и если сайт завтра закроется, то сам реестр никуда не денется. Разумеется список не полный. То, как быстро он будет пополнятся зависит от того, насколько приживётся сама идея. Насколько её поддержат участники литературного процесса.

И тут приходится возвратиться к такому аспекту нашего начинания, как рейтинг известности литературных имен, который формируется в результате подобного подхода.
Действительно, то, что получается в итоге всех усилий — это создание нового объекта для исследования — определенной области литературного пространства. Здесь выясняется, что некоторые имена известны в большей степени, чем другие, и следовательно, они могут привлекать больше внимания издателей и читателей, а их носители пользуются большим авторитетом внутри этого пространства. Более того, по мере повышения известности автора, она может аккумулироваться в виде его рейтинга.

Ясно, что само слово «рейтинг» не вполне тут подходит. Попробуйте, придумать другое.
Мы рады выслушать Ваши советы.

Первая публикация на сайте "Литературное имя".