Ледолазание на Храпова

Иван Друг
Как обычно, в последнюю неделю перед отъездом на работе полный завал. Поэтому рюкзак собирался в последний час и очень быстро, но что удивительно, практически ничего не было забыто. На точке сбора был тютелька-в-тютельку, причем третий! Это из компании в четырнадцать человек. Но критических опозданий не было, погрузились в микроавтобус с прицепом, поехали.

План Темы, нашего руковода, за ночь преодолеть 800 км, что мы и выполнили, практически без приключений, если не считать пробитого колеса. И еще не пробили склянки полдень, а мы уже разместились в шаговой доступности от водопада Храпова, что недалеко от Акташа (это на Алтае), в отапливаемом аиле турбазы с многообещающим названием «Маленький рай». Аил – это стилизованная бревенчатая избушка из одной комнаты в виде правильного многоугольника. В нем есть дровянной камин и электричество, а удобства во дворе.

Из настоящих маньяков ледолазного дела сформировали мобильную группу и отправили без обеда на водопад провешивать перила – это веревки, по которым можно зажумариться, т.е. подняться по ним с помощью жумара. Остальные двинулись следом, предварительно плотно закусив, но не удила, а великолепный завтракообед от нашего замечательного завхоза Юли.

Идем сначала по асфальту, гремим пластами и звеним железом. Пласты – так туристы называют двухслойные ботинки для высотных восхождений, раньше все они были из пластмассы, ботинки, я имею ввиду. А железо – это набор приспособлений для безопасного лазания, карабины, спусковухи, жумары и прочие приспособы, которые тоже далеко не все из железа. Что-то из стали, а что-то из алюминия. Наши карабины – это не огнестрельное оружие, а это разомкнутый овал, которым можно свое драгоценное тело прицепить к станции. Станция – это… эээ, нет, посмотрите, пожалуйста все непонятные термины в словаре, а то я тут сейчас целую энциклопедию напишу.

Затем сворачиваем, и между редколесья поднимаемся в гору, к началу льда. Там надеваем кошки. Кошки – это такие железные платформы на подошвы с когтями, без них никак. На головы каски – потому что дальше уже вовсю на наши бедные головы нещадно сыпят колотый лед те счастливчики, которые успели прорваться вперед и уже лезут по стене льда вверх.

Народу – тьма, Эверест отдыхает. Тут и какая-то коммерческая группа, приехали попробовать, что это такое. Тут же организаторы завтрашних соревнований. Самостоятельные пары ледолазов муж-жена, отец-сын. Но водопад большой, всем места хватило. В основном народ лазит на первой ступени. Но и выше, видимо, какая-то группа решила пойти до самого верха, и теперь активно сыпет сверху на нас льдинки, которые набирают скорость и бьют нехило по всем незакрытым местам, а закрыта только голова каской. Поэтому при виде летящей льдинки все дружно кричат: «Камень!» -- хотя, слава Богу, никакого настоящего камня так и не прилетело. Но как-то прилетел от верхней группы упущенный карабин, и хорошо, что он ни в кого не попал, потому люминь то люминь, но в данном контексте от железа он не очень отличается.

Полазили в свое удовольствие, попробовали и ледолазный инструмент, и фифы, покрутили буры. Макс, фотограф, сделал кучу великолепных снимков, да и тоже полазил, хоть и не собирался. Спускались уже в темноте, обернулись глянуть на водопад – а на нем светятся штуки четыре звездочек, ни дать ни взять светлячки ползают. Это та группа, которая пошла до самого верха и не успели по светлу спуститься.

Аил натоплен так, что кажется попал в лето. Наша прекрасная Юля успела и прогуляться по окрестностям и приготовила для ледолазов ужин. Потом сварили глинтвейн, пели песни под укулеле, играли в контакт. В процессе игры придумали несколько слов – люди, пользуйтесь нахаляву! – овертюра, глубизна, и что-то там еще было.

Тема оглашает план на завтра. «Неспортсмены», Юля с Максом на лед не пойдут, а будут просто гулять и сварят ужин. «Младоспортсмены», Никита, Аня, Алина – продолжат шлифовать свое мастерство на первой ступени водопада с верхней страховкой. Из остальных Коля с Темой набирают себе по команде, ни дать ни взять торгаши на базаре невольников.

Наконец, команды сформированы. У Темы Полина, Иван, Рома, у Коли две Ани, Геля, Леха.

Поздно вечером кто-то сказал Теме, что группа с водопада еще не спустилась. Днем температура примерно минус пять, ночью конечно, понижается, но не критично. Но Тему, который недавно пережил на пяти тысячах метров высоты ночевку без спальников, этим не впечатлишь, и он выносит решение: «Спать. Трупы, если таковые найдутся, будем убирать завтра». На том и порешили.

Ночью дрова в замечательном камине прогорели, пришлось известный поход на улицу совместить с растопкой, благо в рюкзаке всегда для этой цели найдется кусочек плексиглаза и спички.

Вышел на улицу, глянул на водопад и ахнул – светлячки до сих пор маячали на горе. А было уже далеко за полночь. Помоги им Господи.

На следующий день две передовые группы встали рано, быстро собрались, позавтракали, налили термосы, взяли перекус и еще по темноте выдвинулись в сторону водопада. И вовремя – пока подошли, рассвело. Нас догнали пара ледолазов, отец и сын, оба Васи. Я бы их группу назвал «Вась-Вась». Они и рассказали, что вчерашние бедолаги с горы спустились уже в четыре часа ночи. Что же у них там приключилось?

Наш план быстро взойти, спуститься и еще успеть поучаствовать в ледолазных соревнованиях.

Лезем двумя связками, меняемся ролями, т.е. местами в связке, и одновременно обязанностями. А вокруг красота такая, что захватывает дух. Прямо царство Снежной королевы, сосульки, бирюзовый лед. Искорки абсолютно прозрачных капель романтично украшают нашу веревку, которая обледеневает, отчего жумары начинают проскальзывать, но это же мелочи.

Наша связка выходит на вершину водопада первой. Потом приходит двойка Вась, фотографируется и уходит на спуск. Потом пара из Красноярска. Наших все нет. Тема убедился, что у них все нормально, и мы отправились по гребню на спуск.

Хотели поучаствовать в соревнованиях, но опоздали. Рома, наш новичок, себя проявил самым лучшим образом – неожиданно пролез трассу сложности за время лучше чемпионского! Вот это да! Дружно решили, что на следующий год Рома не отвертится, и будет отправлен на эти соревнования за медалью.

Стало известно, кто был руководитель застрявшей группы – он настолько известен в сообществе горовосходителей, что я, пожалуй, не буду здесь озвучивать его имя. Скажу только, что раз уж они застряли, значит, были на то веские причины.

На базе нас ждал великолепный ужин, баня, шутки и веселье. Все довольны, перезагрузка сознания удалась. Окончив все дела, быстро собираемся, грузимся, едем домой.

Несмотря на то, что ночь, прямо на асфальте встречаются кони и коровы. Глядеть надо в оба. Тем более, что асфальт припорошен свежевыпавшим снежком. Но природа моей натуры берет свое, глазки закрываются, как вдруг каким шестым чувством организм ощетинивается – еще ничего не произошло, но я уже ощутил что машина идет юзом. Крутой поворот, а справа скала. Еще немного… но водитель справился, и со страшным грохотом затормозил на обочине на камнях. Все живы, но в шоке.

Потихоньку все успокаиваются, но мне было прямо скажем не до сна, пока не выехали на нормальную дорогу. Больше происшествий не было.

Большое спасибо руководителю поездки Теме и всем моим товарищам, которые превратили этот кусочек моей жизни истинно в маленький рай.

фото Ани Ивановой