1 - В отпуск Ленинградский вояж - 77

Юрий Мотин
Работая на Севере каждый из нас, северян, с нетерпением ждал отпуска.
Два, а то и три года упорно работая и "глотая" пургу, человек Севера был просто счастлив, поднимаясь на трап самолёта, который унесёт его на "материк", в тёплые края, на море, где всё ярче и зеленей, а воздух, особенно весной, непередаваемо ароматен от запаха свежей листвы и молодой травы. Я не знаю, как проводили отпуск другие, но мы в семье, планировали наш отпуск заранее, расписывая маршрут, время пребывания где либо и примерные финансовые затраты на это. Наши планы всегда с успехом воплощались в жизнь. А поскольку мы с женой были люди спортивные и любознательные, то не сидели на месте в отпуске, а обязательно ездили в какие-нибудь республики бывшего СССР и большие города, брали путёвки на турбазы, в спортивные лагеря и за границу.
В нашем списке посещений Украина, Латвия, Грузия, Узбекистан, Казахстан, Туркмения, Таджикистан, Дагестан, Болгария, Югославия и Германия. А уж городов всех и не припомнить. Почти все наши путешествия были интересны, насыщенны и не обходились без приключений и казусов. Обо всём этом я расскажу в серии репортажей объединённых общим названием  - В отпуск. С собой в отпуск я непременно брал фотоаппарат, так как был заядлым фотолюбителем. Снимал в основном на немецкую слайдовую плёнку "Орвохром", отличающуюся очень высоким качеством для того времени и прекрасной цветопередачей. Плёнки такого качества, в то время, умела делать ещё только фирма "Кодак", но их у нас не продавали. А плёнки выпускаемые в СССР - "Свема", "Тасма" и в подмётки не годились немецким. А вот "Орвохром" я всегда оптом закупал в Москве, в фирменном магазине "Лейпциг", там же и реактивы для её проявления. Лет десять назад я отцифровал часть слайдов, самое интересное на мой взгляд и, поэтому все свои истории я иллюстрировал этими слайдами. Многие поэтому искренне удивляются – откуда у меня цветные фотографии такого качества в то время. А ларчик открывается просто. Это немецкие слайды. Часть фото взята из интернета, то что я или не сфотографировал по неопытности или получилось неудачно. Но это не важно, главное информативность и интересное содержание материала. Приятного всем чтения!

Весной 1977 года мы с молодой женой, которая заканчивала Горьковский пединститут, решили перед её госэкзаменами развеяться и поехать в Ленинград, куда приглашал нас приехать мой школьный друг Сергей Нечаев.  Он тоже был в это время студентом и грыз "гранит науки" в одном из Ленинградских технических вузов.
"Северная Пальмира" встретила нас пасмурно. Шёл небольшой дождь, но было довольно тепло. Город после майских праздников ещё был в праздничном убранстве – на домах висели флаги, на стенах патриотические лозунги. Сергей встретил нас ранним утром в "Пулково". Мы взяли такси и по дороге до города он просветил нас, как снять жильё. "Поезжайте в центр, - сказал он, там много гостиниц и все достопримечательности рядом и, не заходя внутрь (внутри делать нечего, всё равно вам скажут мест нет), обратитесь к швейцару на входе. За пятёрку он вам даст адресок местной одинокой бабушки, которая живёт рядом и сдаёт жильё приезжим. А с бабушкой уж сами договаривайтесь.
 В воскресенье, т.е. завтра, я вам проведу обзорную экскурсию по городу, а сегодня занимайтесь съёмом жилья и обустройством. Поскольку мне надо с утра на занятия в институт, заедем ко мне, в наш новый студгородок, это по пути, и я вам покажу кое что интересное. А уже оттуда, с метро  "Парк Победы", вы поедете в центр".
Когда мы подъехали, Сергей с гордостью показал нам красивые корпуса студгородка и кратко рассказал его историю, условия жизни и быта.
 Из всего сказанного я запомнил только то, что городок очень  комфортный для житья и быта, удобно расположен(метро и парк рядом) и жесткая дисциплина внутри. Вход на территорию по пропускам. Но главная "фишка", ради которой мы задержались на входе в метро – это студенческая "колбаса" – придуманный изобретательными студентами бесплатный вход в метро. Сергей завел нас в холл станции метро  "Парк Победы и поставив возле стенки, сказал: "Вот, смотрите. Видите там кучкуется группа студентов. Сейчас их наберётся человек 5-6 и они все пройдут по одному пятаку в метро. Только не отвлекайтесь на посторонний шум, а то прозеваете самое интересное".
Минут через пять указанная группа выстроилась "колбасой" перед одним из турникетов и ближний к турникету студент, бросил пятак в щель. Дверки турникета распахнулись  и вдруг, возле дежурной, бдительно посматривающей на входящих пассажиров, раздался звук рассыпанной мелочи. Её голова непроизвольно дёрнулась на этот шум и в это время вся пятёрка студентов, крепко обхватив друг друга за торс и прижавшись, так чтоб не было просвета, быстро засеменила через турникет. На это у них ушло секунд пять не больше.  И когда голова дежурной вернулась в прежнее положение, уже вся студенческая "колбаса" благополучно просочилась на перрон за 5 копеек. "Вот так, - сказал Серёга, - многие бедные студенты и экономят на проезде. Дело в том, что после того как ты бросил пять копеек, световой датчик срабатывает на закрытие, только когда его луч достигает приёмника сигнала на противоположной стороне турникета. А это происходит когда пассажир проходя, открывает дорогу лучу. А если между пассажирами нет просвета, то и луч достигает цели только с проходом последнего пассажира. Вот и весь фокус. Пока нас не ловили, но думаю это недолго, тут тоже не дураки сидят" - и с широкой улыбкой Сергей повел нас следом за собой в метро. Там мы и расстались.
Первый сюрприз ждал нас в Ленинграде, именно в метро. Минут через десять после начала поездки в вагон впорхнули две весёлые чукчанки, в которых Татьяна признала своих одноклассниц из Беринговского. Действительно - мир тесен. Встретить в многомиллионном в далёком городе одноклассниц с Чукотки, по теории вероятности, очень мизерный шанс. Но они, девчонки - вот рядом и это реальность. Девочки ехали на занятия в Институт Народов Севера им.Герцена, в котором они учились. Через две остановки девчонки вышли, а мы поехали дальше искать себе приют на неделю.
Сначала мы с Таней поехали по адресу старого друга отца, с которым он когда-то сидел в норильском лагере и время от времени переписывался. По его словам это замечательный одинокий мужчина, живёт с престарелой матерью в трёхкомнатной квартире и, конечно, приютит вас на недельку. Дверь по указанному адресу нам долго не открывали. Нас внимательно разглядывали в "глазок", а скрипучий старушечий голос из-за двери долго нас пытал, кто мы такие и зачем пожаловали. Убедившись, что мы знаем её сына (со слов моего отца), она, наконец, открыла дверь и вынесла на лестничную площадку стул, на который сама же села и стала расспрашивать про моих родителей, которые уже были ей знакомы, так как были в гостях у сына несколько лет назад. Вежливо ответив на её вопросы, я не стал задерживаться и, сославшись на то, что нам якобы пора уезжать, распрощался со старушкой. Ежу было понятно, что такая "гостеприимная" бабушка не горит желанием пускать постояльцев, а ждать с работы её сына было, во-первых долго, а во-вторых без гарантии, что и он к нам воспылает дружелюбием. Поэтому, распрощавшись, мы сели на метро и поехали в центр.
Приехав в центр и подойдя к первой попавшейся гостинице на набережной реки "Мойка", с названием "Пушка" мы, не послушав Сергея, на всякий случай зашли в фойе, где надменный администратор, не ответив на наш вопрос, просто ткнул пальцем в табличку "МЕСТ НЕТ", которая наверно стояла тут вечно. Повернув к выходу, мы столкнулись нос к носу со знаменитым актёром и режиссёром в одном лице, Ролланом Быковым, которого не узнать было невозможно. Рядом с нами, стоящими в лёгком шоке от встречи со звездой кино, тёрла полы уборщица, которая не преминула нам тут же выложить свежие сплетни про похождения по "бабам" этого "наглого, мелкого развратника". Вещи, которые мы услышали от неё, конечно, были шокирующие, такое не прочтёшь в журнале "Советский экран", суперпопулярном в то время. 
Подойдя к швейцару, мы получили за вознаграждение заветный адресок бабушки, живущей неподалёку на набережной канала Грибоедова, аккурат возле знаменитого "Львиного мостика". По указанному адресу проживала древняя бдительная старушка, свидетель блокады Ленинграда, которая тщательно проверила наши паспорта, на предмет прописки и того, что мы муж и жена и только после этого провела нас в маленькую комнатку, где нам предстояло жить. Паспорта она нам не отдала, сказав, что вернёт в день выезда, если всё будет нормально. Мы не возражали. Кормить нас бабушка не обещала, но разрешила пользоваться чайником и чашками на кухне. А поскольку мы с дороги проголодались, то пошли в ближайший гастроном прикупить хлеба, чая, сыра, да колбаски на бутерброды.
Тут нас ожидал сюрприз. Вежливая пожилая продавщица предложила широкий выбор колбас и сыров, которого мы отродясь не видали на просторах СССР. Мы даже не знали названий некоторых, привыкнув к "Российскому" сыру и "Любительской" колбасе. А тут тебе и "Советский", и "Голландский", и "Костромской", и "Пошехонский", "Степной", "Сливочный". Не менее крутым был и выбор колбас. Но добило нас то, что после выбора сыра и колбасы, продавщица поинтересовалась: "Вам порезать или куском?"
Я сначала не понял вопроса и уточнил, что значит порезать? Продавщица приветливо улыбнулась и пояснила: "Я вижу, ребята, вы приезжие, а приезжим часто в гостинице или на съёмной квартире просто нечем порезать сыр и колбасу, да и немногие умеют это делать, как положено. А я это делаю быстро и профессионально, мне не трудно. Так что порезать?" "А сколько это будет стоить? – поинтересовался я. – Продавщица рассмеялась, - Да нисколько, это входит в мои служебные обязанности. " Тут мне стало ещё интересней и я спросил: "А это входит в служебные обязанности только продавцов Ленинграда или касается продавцов гастрономов всего СССР?"  Продавец недоумённо пожала плечами: "Конечно, касается абсолютно всех продавцов. Ведь этому учат, перед тем как поставить продавца за прилавок, по крайней мере, у нас в Ленинграде." "Видно только у вас, - вздохнул я, - сколько объездил городов по Союзу, а такое только у вас встретил, даже в Москве мне ни разу не предлагали подобную услугу." "Не предлагают, потому что, просто не хотят себя обременять лишней работой, а мы, если вы слышали, "Культурная столица" СССР  и высоко несём это звание", - гордо заявила женщина и взялась за нарезку. Этот процесс надо было видеть. Это действительно был профессионал своего дела. Нож просто мелькал в её руке и за считанные секунды куски сыра и колбасы превратились в тонкие, ровные и аккуратные ломтики, которые так и просились в рот. Цирк, да и только.
На следующий день, подъехавший Сергей, поводил нас по центру, коротко рассказав самые интересные факты из жизни Санкт-Петербурга, дал список культурных объектов, обязательных к посещению и заторопился домой, отказавшись с нами пообедать, сославшись на необходимость готовиться к экзаменам – сессия на носу. А мы, изрядно проголодавшись, решили быстро где-нибудь перекусить и продолжить прогулку по городу. Перекусить на Невском не получалось. Везде, куда бы мы не заходили, стояли огромные очереди гостей города, которым тоже надо было питаться. Стоять целый час мы не хотели, поэтому пройдя чуть дальше по Невскому, мы увидели красивое здание с вывеской ресторан "Кавказский" и решили испытать судьбу здесь. Ресторан был двухэтажный и уже на входе нас насторожило то, что в фойе было абсолютно пусто, ни очереди и вообще никого. Тут же к нам подскочил галантный метрдотель в смокинге и предложил пройти с ним в залы на второй этаж. Пройдя залы, которых было несколько метрдотель назвал их по цветам – золотой, голубой, розовый и т.д., он поинтересовался, в каком пожелаем отобедать мы. Нам больше понравился "голубой" и мы были усажены за столик в центре. Зал, впрочем, как и весь ресторан был практически пустой, единственным посетителем, кроме нас оказался красивый мужчина через пару столиков от нас. Пока мы изучали меню, то не обращали на него внимания, но когда определились с выбором и жена присмотрелась, то её глаза округлились и стали выпазить на лоб: "Юра, Юра, смотри , да это же Виталий Соломин!" Да это был он знаменитый "Доктор Ватсон" и герой  оперетты "Летучая мышь" – главный исполнитель в этих и десятках других шедеврах русского кино.
После этого мы окончательно поняли, что попали в элитный ресторан и надо готовиться к крупному счёту за это удовольствие. Но это нас не сильно испугало, мы же северяне и деньги у нас были. Больше интересовало, то какого качества блюда нам принесут. Судя по обслуживанию и кухня здесь должна быть на высоте. Подошедший официант поинтересовался, что будем заказывать. Названий половины блюд мы не знали и чтобы не попасть впросак попросили официанта посоветовать то, что нравиться большинству посетителей. "Ну, на первое я бы вам посоветовал или "Суп из рябчиков с орехами" или "Хочу-харчо". На второе - "Сакартвело" – это хачапури по аджарски и… - Всё, - прервал я его, несите по порции первого и того и того, одно хачапури, какой-нибудь салатик, бутылочку "Хванчкары" и если что, то потом закажем десерт. Первым нам поставили на стол "салатик". Салатиком это было назвать нельзя – это был САЛАТИЩЕ. На огромной тарелке конусом, сантиметров в 30 высотой, возвышался Он – наш"салатик". Честно говоря, я уже и не помню из чего он был сделан и название забылось, но было очень вкусно, да к тому же под бокал прекрасного вина. Салат мы только попробовали, потому что хотелось оставить место в желудке и для других блюд, а этой порцией можно было накормить человек шесть.  Через полчаса принесли первое и, то ли мы были слишком голодны, то ли действительно здесь были искусные повара, но они нам показались просто восхитительными. Причём мы только наполовину поняли, состав этих блюд. Многие вкусные компоненты супов нам были просто неизвестны, но придавали блюду неповторимый экзотический привкус. Каждый из нас ел свою порцию и делился впечатлениями. Потом мы решили, что лучше не описывать все прелести блюда, а попробовать самому и мы с Таней поменялись наполовину опустошенными тарелками. Порции были большие и когда принесли хачапури, то мы уже были сыты, но восхитительный запах свежей выпечки с тонким сырным ароматом, не оставил нас равнодушными и мы решили, что лучше лопнем, чем оставим нетронутым такую вкуснятину. Подошедший официант поинтересовался, будем ли мы заказывать десерт, но я, глядя на него сытыми глазами волка из мульфильма "Жил был пёс", сказал: "Спасибо, но это выше наших сил. Вы лучше скажите мне, почему при такой прекрасной кухне у вас так мало посетителей?" Официант  улыбнулся: "Так сейчас только обед, солидные люди будут вечером, когда играет музыка и выступает варьете. Вот тогда подтянуться и  знатные иностранцы, и расторговавшиеся гости с Кавказа, и воры в законе. А вообще ведь кроме обслуживания обычных посетителей, ресторан организовывает банкеты новоиспеченным докторантам, юбилеи значительных лиц. Вечером к нам попасть можно только по предварительной записи или по блату. Наши постоянные клиенты ценят хороший выбор грузинских вин, полный ассортимент кавказской кухни, знаменитый шашлык по-карски, подающийся с живым огнем. А днём мы рады и таким как вы туристам, хотя и они нас не балуют своим вниманием, боясь высоких цен. А зря – дневные цены у нас вполне демократичные. Вот с вас, к примеру, за всю эту роскошь всего 25 рублей". Мы были приятно удивлены, я рассчитывал, по крайней мере, на сотню. Дав пятёрку на "чай", приятному работнику ресторана, мы покинули с хорошим настроением это прекрасное заведение.
Описывать наши походы по музеям и дворцам в последующие дни, я не буду, это бесполезно. Столько всякой информации получаешь от экскурсоводов и смотрителей музеев, что она просто не укладывается в голове, да и не всем это интересно.
А вот то, что особенно запомнилось, я вам рассказал. Спасибо за внимание!