По конк. соч. по фразеол. Заколдованный круг

Творческая Мастерская Алкоры
http://www.stihi.ru/2020/02/01/2457 - Конкурсная страница
http://www.stihi.ru/2020/02/29/3104 - Итоги конкурса

Заданием конкурса было написание поэтического сочинения на тему значения фразеологизма "Заколдованный круг". Именно значения фразеологизма, а вовсе не любых повторяющихся событий или процессов в природе, или жизненных ситуаций, не содержащих повторения при невозможности вырваться из этого повторения! 

Напомню: фразеологизм есть устойчивое выражение, где отдельные слова теряют свою смысловую самостоятельность, их значение передается только целой фразой и часто понимается в переносном смысле. Значение заданного конкурсом  фразеологизма - "безвыходное положение, нерешаемая проблема". Заколдованный круг здесь  подразумевает ситуацию, которая не имеет перспектив развития несмотря на прилагаемые усилия, потому что одни обстоятельства препятствуют изменению других, а те, другие, являются помехой для первых.

Далеко не все конкурсные стихи ясно иллюстрировали ситуацию "заколдованного круга". Содержание некоторых я никак не могла соотнести со значением этого фразеологизма. Одни стихи представляли собой философские советы, как "бороться" с неудачами в жизни, другие сообщали о скуке и однообразии дней, третьи были  любовной лирикой или рассказом о жизни, где описывались события, развивающиеся последовательно, но не было никакого "круга", из которого персонажам хочется, но невозможно вырваться. В пакете я нашла много прекрасных стихов, но не о том, о чем говорит фразеологизм, да и написаны многие были не специально к конкурсу.

Между прочим, задача ДАННОЙ КОНКУРСНОЙ СЕРИИ - тренировка написания новых стихов по заданной теме. Писать по заданию нам почти никогда не хочется: такие стихи редко сразу же получаются хорошими - и потому что они написаны в короткий срок (не вылежались), и потому что вело нас не столько вдохновение, сколько "понуждение". Но наша страничка ТМА - это не то место, где можно только заработать диплом, а то, где можно и необходимо трудиться. Одни авторы приходят сюда, чтобы научиться писать хотя бы без базовых ошибок стихосложения, другие (уже прекрасно пишущие!), могут здесь потренироваться делать то, что они не особенно любят или пока не пробовали. А уметь писать по заданию - это профессиональное и необходимое умение и долг каждого литератора, журналиста -  весьма полезное  умение, которое может каждый обрести тренировкой. Согласна, что качество  новых стихов наверняка будет хуже, чем стихов старых - СЛУЧАЙНО СОВПАВШИХ ПО ТЕМЕ С ЗАДАНИЕМ, но все мы находимся здесь в равных условиях, да и разве одна только победа нам нужна?
 
Команда Жюри, читающая анонимный пакет, никогда не знает, какие стихи являются новыми, поэтому победить могут любые стихи, набравшие большую сумму балов. Я,  как Председатель Жюри, единственная, кто знает время их написания, именно поэтому стараюсь включать в свой личный шорт только новые стихи - поощряю этих авторов. На суммарную оценку и на определение победителя это особо не влияет, но все-таки честно потрудившиеся авторы получают от меня небольшой аванс. И только новые стихи участников (независимо от их качества) я комментирую в статье по итогам конкурса.

Итак: конкурсная серия ПОЭТИЧЕСКИХ СОЧИНЕНИЙ НА ТЕМУ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ ставит перед ее участниками две цели:

1. Понять смысл фразеологизма и проиллюстрировать его стихами.

2. Если не удается найти что-то подходящее по теме из старых стихов, написать новые стихи на заданную тему - потренироваться в этом умении.

В этот раз из 30 принятых на данный конкурс произведений новых было 17. Немало. Но  это число - не точно. Я не уверена, что все 17 относятся именно к нашему конкурсу, многие авторы "свеженаписанных" стихов или не совсем поняли смысл  фразеологизма и суть задания, или писали эти новые стихи по другому поводу. Тем не менее, я прокомментирую здесь все новые работы, а неудачные (на мой взгляд!) фрагменты текста, как обычно, выделю заглавными буквами.

**********************************************

3. УЧУСЬ. ЕЛЕНА ТОЛОКОННИКОВА 2 

Учусь снова жить на свете,
Не ныть от ФУТБОЛЬНЫХ ЗВУКОВ,
Учусь растворяться – в детях,
Любить – непокорных внуков.
Готовить учусь без соли,
Мужских сторониться взглядов.
На старенькой антресоли
Всё меньше моих нарядов.
Послушной и тихой стала,
А раньше была я – смелой.
Учусь обходиться малым,
Не сетовать на проблемы,
На солнышке зимнем греться,
Забыв о пустых печалях…
Найти бы такое средство,
Чтоб всё ИЗМЕНИТЬ ВНАЧАЛЕ.  (м.б. "в начале"?)
В каком-то году далёком,
Где был ты здоров и весел,
Где планов – настолько много,
Что мир становился тесен,
Прервать безысходность круга,
РАЗНЯТЬ ВРЕМЕННУЮ ПЕТЛЮ,
Сильнее любить друг друга,
Хоть – больше – я не умею…

Одна коротаю ночи,
С таблетками в изголовье.
Приснись мне, скучаю очень.
И одеваюсь по-вдовьи.

Я не увидела здесь темы "заколдованного круга": описывается ситуация, где персонаж вспоминает свое прошлое ("Где был ты здоров и весел, где планов – настолько много, что мир становился тесен") и сетует на своё одиночество. Здесь нет ситуации, в которой  одни обстоятельства препятствуют изменению других, а те, другие, являются помехой для первых", просто описан линейный процесс ухудшения. Не все хорошо в тексте и с выбором слов: не понравились "футбольные звуки", не точна по построению фраза "найти бы такое средство, чтоб всё изменить вначале" (понятно о чём речь, но плохо выстроено!), не совсем удачно выражение "разнять временнУю петлю", особенно сразу после не менее туманной метафоры "прервать безысходность круга" (оба образа туманны по выбору слов и по передаче смысла).Как раз КРУГА и ПЕТЛИ событий в стихах и не показано. 

5. ЧУЖАЯ ЖИЗНЬ. ПОЛИКАРПОВА ДАРЬЯ 

Когда ей исполнилось ровно сто лет в обед,
она поклялась себе, что бросит, к чертям, курить.
Вот бросил же пить беспутный её сосед.
Вот с понедельника... Позже... Как-нибудь...
0100100100101
01001000100101
010010100101
10010010101
Не горит... Настал понедельник. За ним поспешил другой.
Она опять клялась, ложась на рассвете спать.
Пустые пачки пинала в сердцах ногой,
сама себя готова была распять.
Пока она курила, мыслей зловещий рой
стихал, давал ей свободу от неотложных дел.
Болеет мать, и сын прогулял урок,
и муж зачем-то лучший костюм надел.
И всё на ней. Она для семьи - стена.
Побыть хотелось слабой - хоть пять минут.
01 01 01 001 01
01 01 01 001 01
00 01 01 001 01
01 01 01 001 01
... Я наблюдаю чужую жизнь из своего окна
и сигарету мужнину пальцы мнут.
000100101000101
10010100101

По содержанию здесь есть "заколдованный круг" - столкновение двух процессов: намерения бросить курить и невозможности справиться с трудностями быта, которые вынуждают персонажа снова "спасаться сигаретой". Изложено не языком поэзии, а языком фактов - констатацией происходящего. Теперь по форме... Не поняла форму. Очень похоже на акцентный 5-и Иктовый стих (1 строфа), но в последнем катрене это уже чистый логаэд (3 ямб, 1 анапест, 1 ямб). А в середине - ни то, ни то... Я не люблю мешанину ритмов и способов стихосложения, отсутствие четких строф и отсутствие единообразия выбранной формы, хотя задумано очень интересно - я бы еще поработала над этими стихами: они того стоят!

11. ДВА В ОДНОМ. ТАТЬЯНА ШАДУЯ 

Прекрасное во мне зарыто глубоко,
Его внутри так трудно обнаружить.
Признаться стыдно: что УПРЯТАНО ЛЕГКО  –
С УСИЛИЕМ НЕ ВЫТАЩИТЬ наружу.

На глубине живёт САМО И ПО СЕБЕ,
Обычно, мне нисколько не мешает.
Когда мечтаю О ВОЗВЫШЕННОЙ СУДЬБЕ,
Оно, порой, СТИХАМИ ПРОШИБАЕТ.

Жить с Непрекрасным <очень> муторно. ПО ЧТО         лишние слоги
Я сталкиваюсь с ним ежеминутно?
Средь Серых Шеек одинаковых  – Никто!
Ворчу, топчу, и ПОМНЮ ОЧЕНЬ СМУТНО…                что помню?

Живу как все...Но хочется другого!                смена рифмовки строфы
Прекрасное ведь живо и не спит.
А Непрекрасное  – всё то, что ново,
Безжалостно ЗАТОПЧЕТ и сбежит.                кого затопчет? Что?

Так жизнь проходит между тем и этим,
И стыдно ЗА ОБОИХ мне порой.
Не проявив себя на этом свете,
Как все отправлюсь, видно, в мир иной…

Борьба между "прекрасным" и "непрекрасным" в душе - это неплохое решение заданной темы, но очень уж туманно её изложение -  очень плохой русский язык, мешанина мыслей, незаконченность их, о поэтическом языке пока вообще здесь не приходится говорить. Что касается техники - у меня нет претензий только к рифмам, а ритмика 5 стопного ямба строф нарушается в 3 строфе, в 4 и 5 строфах изменился вид рифмовки катрена.

12. РОЯЛЬ И СКРИПКА КАМЕРНО ЗВУЧАТ. ЕЛЕНА ЧАЛИЕВА

Рояль и скрипка камерно звучат,
Собою восторгаются, как дети,
Забыв все партитуры и печаль,
Как будто бы одни на целом свете.

Они друг друга слушают, молясь,
ЧтобЫ судьба играть им не мешала,
Чтоб не исчезла тоненькая связь,
И ПОТЕРЯЛИСЬ НОТЫ ИЗ ФИНАЛА.

Но у рояля можно надавить
НА ВСЕ ЕГО БЛЕСТЯЩИЕ ПЕДАЛИ,
И скрипке кажетсЯ, что визави
ГОТОВ ЗАБЫТЬ ЕЁ НА ПЬЕДЕСТАЛЕ. ?

«Но я же – скрипка! Я пою сама!
Зачем же мне его сопровожденье?»
Но он опять сведёт её с ума,
Чтоб ПЕРЕЖИТЬ СОЗВУЧИЯ МГНОВЕНЬЯ.

И стоит страху скрипку одолеть,
Рояль ведёт мелодию СНАЧАЛА               (с начала?)
И заставляет и рыдать, и петь,
Чтоб музыка прекрасная звучала.

Играют ИЛИ ВМЕСТЕ, ИЛИ ВРОЗЬ,
НЕ ДУМАЯ СОРВАТЬ АПЛОДИСМЕНТЫ,
Сражаются не в шутку, а всерьёз,
Но это ИХ СЧАСТЛИВЫЕ МОМЕНТЫ.

Не поняла, к чему тут можно употребить фразеологизм "заколдованный круг"? Описан процесс игры на двух инструментах как аллегория отношений двух людей (если я правильно поняла авторский замысел). Что именно хотел рассказать нам автор этим описанием игры? Возможно, стихи о другой проблеме отношений персонажей, где нет повторения нерешаемых ситуаций при желании (и невозможности) из них вырваться. Или здесь вообще все нужно понимать только буквально? Язык стихов местами слаб и наивен, местами упрощен и неточен. По технике - есть места, где положение Иктов не согласовано с фонетическими ударениями значащих слов. И еще: избыток слова "чтоб" мне тоже не нравится.

14. НАСТАСЬЯ. ГАЛА ГАЛКА

Покосившийся дом в два окошка
У дороги, как нищий стоит.
Из хозяйства корова, да кошка,
Верный пёс скудный скарб сторожит.

Одинокая вдовствует Настя,
Как заложник проклятой судьбы.
Позабыв, про далёкое счастье,
Доживает безрадостно дни.

Муженёк БЫЛ ПРОКОПИЙ, ВЕРЗИЛА,
Но война его В ПАСТЬ ЗАБРАЛА,
И сыночка давно схоронила
Вот и мается век свой одна.

Почтальон ей исправно раз в месяц,
ПЕНСИОННЫЕ НОСИТ ГРОШИ,
Да заглянет работник СОБЕСа
И опять ни единой души.

За работой на ферме и в поле
НЕ ЗАМЕТИЛА ЖИЗНЬ, КАК ПРОШЛА.  (не заметила, как жизнь прошла)
Перед дождиком кости всё ломит,
Знать, Петровна, сдавать начала.

На печи греет спину в ненастье,
Из дубовой коры пьёт отвар,
Хлеб печёт по старинке Настасья,
Кипятит на углях самовар.

Глянь, дровишки кончаются снова,
Не забыть леснику позвонить,
Ведь зима на пороге уж скоро,
Чем же печку зимою топить?

Сруб колодца подгнил, обвалился,
От забот не уснёт до утра.
Задремала, Прокоп вдруг приснился,
Не сулил он сегодня добра.

Тема достойная - тяжелая судьба человека труда, вдовы, но "заколдованного круга" тут нет - просто прямая линия тяжелой жизни. Язык слабый, язык фактов, а не образов, и очень упрощенный (он годится для прямой речи персонажа стихов, но рассказывает здесь не Настасья, а автор, а для авторской речи данный стиль речи плох...)

16. В ГОРОДЕ ПРОБУЖДАЮЩЕГОСЯ СТРАХА. ВИКТОР ДВАНОЛЬОДИНВОСЕМ

В городе пробуждающегося страха –
С башнями особняк.
Нежный и растормаживающий сахар
Сгладывает меня.

Радужными видениями окутан
Выверенный маршрут.
Полночь приостанавливает минута –
Будущего не жду.

Замкнутость многочисленных коридоров.
Мраморная стена.
Лезвиями запущенности распорот
Транспортный терминал.

Только воображение помогает
В раковинах пространств.
Связывает объятиями другая –
Вламывается в транс.

Вычеркнуть из законченного абзаца
Собственную судьбу
Надо целенаправленно постараться –
Вырубить как-нибудь!

Выстраданность затёртых предубеждений –
Скомкать и разорвать!
Вырваться из охватывающей тени
Яростью колдовства!

Можно ли считать эти стихи, специально написанными для данного конкурса, я не знаю: они появились на сайте спустя 3 часа (!!!) после публикации объявления о конкурсе, но каких только чудес не бывает: формально, я обязана эти стихи прокомментировать... Тем более, что автор часто в наших конкурсах участвует, справедливо в них не побеждая...

Я не случайно в каждом новом учебном конкурсе вставляю в объявление фразу "Не приветствуется подача твердых или игровых форм (они могут обеспечить вам  дополнительный успех лишь на специальных конкурсах!". Данное произведение написано экзотическим пятисложником - пентоном1 (10000 10000 10 / 10000 1), а данный автор постоянно пишет только пентонами, и здесь он тоже все свои силы направил вовсе не на раскрытие содержания фразеологизма, а на трудный поиск подходящих слов, чьи фонетические ударения ложатся в заданный пятисложник. За этот труд его можно похвалить, но я не люблю и не понимаю игровых форм: они хороши для тренировки ума (как кроссворды), но к написанию содержательной поэзии отношения не имеют. О чем эти стихи? Образ на образе и образом погоняет. Одна красивая метафора сменяется другой,  и это ничем не заканчивается. Читая, я с трудом вникала в смысл, пытаясь уловить настроение, но к концу мысль автора все равно потерялась в лабиринтах тропов и экзотической ритмики. Я не знаю, как это можно комментировать. Не моё, не нравится и совсем не по теме конкурса!  Поэтическое сочинение - это не перебор образов на заданное звучание. Может быть, судьи эти стихи  высоко оценят - это их право. Я - не в состоянии.

Кстати, есть среди новых, специально написанных стихов к этому конкурсу, и еще одно "игровое" произведение, которое судьи тоже оценили, а я в нем ничего не поняла, это:

27. ЗАКОЛДОВАННЫЙ КРУГ. ЕЛЕНА ИВАНОВА 97 

З|аколдованный круг. А куда он ведёт и откуда?
А|ктуальный вопрос: где две точки, где А и где Б?
К|то сидит на трубе, кто надеется только на чудо,
О|казавшись средь белого дня в озверевшей толпе...
Л|едоходы КРУГИ НАРЕЗАЮТ по стылому морю,
Д|ирижабль потерял управленье в седых облаках,
О|диноко кружа в промежутке меж счастьем и  горем,
В| голубой вышине, где активно господствует страх.
А| на льдине НЕМОЙ, что вчера ледокол потревожил,
Н|е обычные люди, а крошечный белый медведь.
Н|енароком без мамы остался, напуган до дрожи...
Ы|гыатта - река где-то слева, но как посмотреть?
Й|одный дождь почему-то закапал с холодного неба,
К|то-то так пошутил, или это ошибка небес?
Р|азбивается лёд моментально, ни вмятин, ни щепок...
У|бежать бы, уплыть, улететь... не бывает чудес!
Г|де начало берет заколдованный круг, непонятно...
Э|кипаж дирижабля читает молитвы и пьёт.
Т|от, кто был на трубе, тот останется там, вероятно.
О|динокий медвежий ребенок спасения ждёт.

Стихи написаны, как акро - это игровые, фигурные стихи. Если бы меня спросили, я бы сказала про них так: за технику составления акро - пять, за содержание - 2. Поясню. На первый взгляд, все фразы этого стихотворения литературные, выстроены хорошо, но о чем они повествует всё вместе, и при чем тут тема конкурса - значение фразеологизма "заколдованный круг",  я совсем не поняла. Особенно поразила странность факта использования дирижабля в арктических зонах, где бродят белые медведи, и прием вставки в текст поговорки "А и Б сидели на трубе" - красиво, но непонятно зачем. Мне кажется, не поставь себе автор цель написать именно акро, он создал бы отличные стихи о том, что его действительно волнует, о ситуациях "заколдованного круга событий", которые были бы понятны читателю. Но автор все свои силы и несомненные умения потратил на игру - на красивое, но бессюжетное многословие. Весь его "пар ушел на свисток", к сожалению!

17. По ЗАКОЛДОВАННОМУ КРУГУ. СЕРГЕЙ БАРНЕВ 2

По ЗАКОЛДОВАННОМУ КРУГУ,
момент  удобный улучив,
мы раз в году несёмся к югу -
под благодатные лучи.

ВОЛШЕБНЫМ следуя ОБРЯДАМ,
когда-нибудь, морозным днём,
чаёк заварим, сядем рядом
и карту Крыма развернём.

Готовясь в путь, хлебнём мороки –
тьму важных дел и мелочей,
но предвкушение дороги
острей движения по ней.

…Вагоны вздрогнут. Сердце ёкнет,
а поезд  выгнется дугой
и, обновив пейзажи в окнах,
помчит нас к  жизни отпускной.

Конечный пункт не проворонишь -
пересекаем всю страну:
Рязань проскочим и Воронеж,
Ростов, который  на  Дону.

Ну, вот и юг: морские волны,
жара, сгоняющая в тень…
Мы заколдованы ПО ПОЛНОЙ,
и расколдовываться лень.

Лежу, расслабленный, небритый,
и жду, глаза прикрыв рукой,
как ты богиней Афродитой
из пены явишься морской.

Пройдут  отпущенные  сроки,
нас ждут дела, в конце концов,
но не исчезнут эти  строки,
замкнув волшебное кольцо.

Что тут сказать! Тема - совсем не та, даже близко! А стихи хорошие с точки зрения техники исполнения и владения поэтической речью - рассказ о летнем отдыхе! Почти хорошие - то, что я бы еще подправила в них, выделила заглавными... Жаль, но я не могу их номинировать - задание совсем не выполнено! Колдовство очарования путешествием есть, а смысла фразеологизма нет! Даже "кольцо" - и то в данном тексте не очевидно, это слово притянуто за уши!

19. ЗАКОЛДОВАННЫЙ КРУГ. ВАСИЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ ПУЗЫРЁВ

По лесу семья «нарезает» КРУГИ:
Вожак, прибылые, волчица…
А выхода нет и повсюду флажки,                рифма            
Да где-то в засаде убийцы.

В кругу заколдованном звери не зря,
Не ангелы волки, по сути.
В овчарне они порезвились вчера,
Наелись «от пуза» на сутки.                рифма

И жизнь у волков – заколдованный КРУГ,
Ну как не пойти к человеку?
Лосей с кабанами тот выбил ВОКРУГ,
Где волк обитал век от веку.

Легко тем, кто не был в подобном КРУГУ
Сказать: «Я бы точно прорвался».
Но вот уже первая кровь на снегу,
И сдвоенный выстрел раздался.

В этих стихах я нахожу их  соответствие заданию: обстоятельства вынуждают волков идти к человеку, но человек вынуждает волков идти "на флажки"- стать добычей охотника, и  это то, что можно именовать "заколдованным кругом". Стихи хороши  - побуждают к размышлению. И по исполнению неплохо, за исключением рифм: "флажки-круги", "сути-сутки" - бедные рифмы, "круг-вокруг" - однокоренные. Впрочем, однокоренные к слову "круг" аж 5 раз употреблены в тексте, в том числе, 4 раза - в качестве концевых рифм!! Хочется окончательной доработки этих стихов!

20. ЗАКОЛДОВАННЫЙ КРУГ? СЕРГЕЙ СУВОРОВ 60
 
Жизнь - заколдованный круг,
          превращается в знак бесконечности.
Множество знаков -
          В РОМАШКУ на чистом лугу.
Ты лепестки посчитаешь,
          получишь то чёт, а то - нечет,
А может закручивать будешь судьбу
          в нескончаемый жгут?

Если захочешь однажды,
          подкову на счастье получишь:
Стоит навек разорвать
          свой ДВУСМЫСЛЕННЫЙ путь.
Будешь ПОДКОВУ ВЫТЯГИВАТЬ -
            ангелы солнечный лучик
В душу твою постараются снова вернуть.

Попытка написать философскую поэзию - поразмышлять о знаках судьбы, о метафизике жизни. Получилось интересно, но туманно - все мысли до конца не раскрыты, многие оборваны. Многие слова заявлены, но не объяснены. Как я поняла, основная идея: заколдованный круг - это жизнь человека (интересное решение!). Рифмовка строк (пусть и разносложных - как в вольном стихе) здесь не имеет стройной системы. Неплохое начало с  рифмовкой  аБаБаа фрагмента:

«Жизнь - заколдованный круг,
превращается в знак бесконечности.
Множество знаков -в ромашку на чистом лугу.
Ты лепестки посчитаешь, получишь то чёт, а то - нечет,
А может закручивать будешь судьбу
в нескончаемый жгут?»

Если бы и остальную часть  стихотворения подкорректировать под аналогичное шестистишие, то было бы даже неплохо. Но пока этого нет...

21. УЖ ПОЛГОДА НИ СЛУХУ, НИ ДУХУ. ГАЛИНА ЕВДОКИМОВА-КИСЕЛЁВА   

  Заскучала по детям и внучкам,
  Ожидая, в окошко глядит...
  Баба Нюра привычна к разлукам,
  Что то доченька ей не звонит.
   Уж полгода ни слуху, ни духу,
  Кабы там не случилось чего...
  А сегодня лампадка потухла,
  Но на кухоньке нет сквозняков.

  Донимала весной её Рита:
  «Надо, мама, домишко продать».
  Нюрка бросила мыло в корыто:
  «Проще будет меня закопать!
  Не смогу я жить в городе вашем,
  Здесь покоятся предки мои,
  Не оставлю покойного Пашу,
  Что удумала! Мать не серди!
  Я садовник, доярка и знахарь-
  Всё что нажито, дорого мне...
  У меня здесь две кошки, собака,
  Буду жить на родимой земле.
  Нет удобств современных, да ладно...
  Но какая в колодце вода!
  Пусть у вас будет всё шоколадно,
  Приезжайте вы лучше сюда...»

  Заскучала по детям и внучкам,
  Ожидая, в окошко глядит:
  «Что й то стала я нынче плакуча,
  Да сердечко частенько щемит...»

  Сон короткий и без сновидений,
  Просыпалась старушка не раз,
  Сон держал её лапою цепкой...                рифма
  За окошком заря занялась.

Стихи похожи на стихи автора 14 ( Гала Галка) по содержанию, но выполнены они лучше: народный язык здесь принадлежит персонажу - бабе Нюре, поэтому уместен. И тема раскрыта убедительнее и логичнее: обстоятельства жизни создают персонажу "заколдованный круг": баба Нюра не может покинуть свой родной дом и, в то же время, страдает, тоскуя по своим детям и внучкам. Стихи удачно и к месту обрамляются двухстрочным рефреном: "Заскучала по детям и внучкам,/ Ожидая, в окошко глядит". Хорошая работа!

22. ЖИЗНЬ В ЗАКОЛДОВАННОМ КРУГУ. ИВАН КИПАЕВ

Кому-то жизнь ковром пушистым стелет
Весь путь с младенчества до самых ДО седин.
Других - в труху безжалостно размелет.
Сожжет дотла. Разрушит до руин.
3 стр. 01 01 00 01 00 01
Так почему же жизнь - ТАКАЯ СУКА?
Одним даёт все даром, без проблем,
Другим же остается только скука,
Да безнадёга, беспросветная совсем.
3 стр. 01 00 01 01 01 0
4 стр. 00 01 00 01 00 01
И раз за разом, выбраться пытаясь -
Лишь глубже погружаешься в беду,
В тоску и горе, в первозданный хаос
И новых отступлений череду.               
4 стр. 01 00 01 00 01
А каждая попытка все ИСПРАВИТЬ,
Приводит только к новому витку.
Не удается крылья вновь РАСПРАВИТЬ
В проклятом заколдованном кругу.

Еще один образец философских размышлений на тему "жизнь - это заколдованный круг". По содержанию - нормально, а по языку, по технике написания пока плохо: если сравнить одноименные строки катренов, то в звуковой схеме сразу видны сбивки ритма. Недопустимая однокоренная рифма "исправить -расправить", есть бедные (хотя и допустимые, интересные) рифмы "витку-кругУ", "проблем-совсем".

24. ЗАКОЛДОВАННЫЙ КРУГ. ЛОРА КАТАЕВА   

Занавешенный слог                нет сказуемого, строй фразы
Пропустив на бегу,
Предрекавший итог
На другом берегу,

Я на этом пытаюсь                (на котором пытаюсь...)
Дорогу найти,
Только снова сбиваюсь
С прямого пути.

И опять как во сне
Под соленый прибой
Прихожу при луне
К нашей встрече с тобой,

ГДЕ В СВЕЧЕНЬЕ ОГНЕЙ
ТАЙНЫЙ ВХОД МЫ НАШЛИ,
Где в туманности дней
Нам не видно земли.

ОПРОКИНУТЫЙ СТЯГ,
Засурдиненный звук,
Зашифрованный знак,
Заколдованный круг. ???

Незаконченное стихотворение - тема его толком не раскрыта, это этюд любовной лирики, но не иллюстрация ситуации "Заколдованного круга". Плохо сформированы отдельные фразы, туманны отдельные мысли автора - требовался не лирический набросок с личным настроением, а конкретное раскрытие заданной темы.

26. ВСЁ БЫЛО МИЛО ПОНАЧАЛУ. НАТАЛИЯ МЕДВЕДЕВА 

Всем обольщённым поначалу
Ничто беды не предвещало...
Был обаятельным, активным
Служитель секты деструктивной!

Он знал и цель свою, и средства...
Умел в доверие втереться
И ослепить игрой-любовью,
Жить без которой было больно

Для тех, кто ею наслаждался...
"Любимчик" - в секту попадался,
А в ней - воздействие собранья, -
Манипуляция сознаньем...

Там "братья" в голову заложат,
Что он без них и жить не сможет...
Ему расскажут, чем заняться.
Он будет секте подчиняться

И ситуацию узнает:
Тому, кто с нею разрывает,
Грозят суровые бойкоты...
Как уберечь от кукловода

Мою наивную подругу, -
Вот-вот окажется прислугой,
Ведь одурманена сектантом,
Его прельстительным талантом...

Здесь сообщаются конкретные факты и дается мнение автора, но не показано само противоречие, при котором  одни обстоятельства препятствуют изменению других, а те, другие, являются помехой для первых - то есть, нет того, что составляет суть выражения "заколдованный круг". По исполнению мне не хватило языка поэзии - это рифмованная проза, причем, самой скучной парной рифмовкой строк, где требуются только точные и (желательно!) яркие рифмы (которых маловато), нет и ни одного интересного поэтического образа, не чувствуется художественного подтекста, который бы дал читателю стимул к раздумьям или к сопоставлению темы с  личными впечатлениями. Автор сам все утверждает за нас, что хорошо для жанра статьи, но не годится для поэзии.

28. В ЗАКОЛДОВАННОМ КРУГЕ. ОЛЬГА СВЕТОВА 

Мой милый, от меня
Спасай себя, спасай!
Запрись хоть на замок -
Мир обо мне напомнит.
И в старый таксофон
Монетку не бросай, -
Дыхание твоё
Тотчас мой слух наполнит

И выдаст с головой.
И я не удержусь,
И следом побегу,
И пропаду в погоне…
Я как последний снег,
Весенний снег, кружусь, -
Так дай ему пожить,
Не подставляй ладони.

Жанр интимной лирики, но, как ни странно, стихотворение отлично передает состояние ситуации "заколдованного круга" в непростых и, возможно, мучительных отношениях двоих, где одновременно присутствует и "мой милый, от меня спасай себя, спасай!", и "я не удержусь, и следом побегу, и пропаду в погоне…" Как-то зацепили меня эти стихи искренностью и поэзией слов!

29. СРОК ДЕЙСТВИЯ. ОЛЬГА ИВАНЫЧЕВА

Копии, справки, свидетельства, подписи, чеки...
Бюрократизма такого не знать бы вовеки.
Времени уйма, терпение, также лекарства
Необходимы идущим на эти мытарства.
С ними столкнувшись, едва не лишилась ума я,
Важности миссий чиновничьих не понимая.
Мечемся, как муравьи и несём беспокойство
В тщетных попытках постичь бюрократоустройство.
Сколько написано писем и данных анкетных!
Так посодействуйте, боги дверей кабинетных!..
Вот и последняя справка. Но фраза с упрёком:
"Первой - срок действия вышел" - пронзила, как током.

Стихи точно к заданной теме - найден правильный сюжет, иллюстрирующий заколдованный круг бюрократических препон - безвыходного положения с нерешаемыми  и бесконечными препятствиями. И к исполнению стихов у меня нет особых замечаний.

30. СОРОКА-ВОРОВКА. ГАЛИНА НАГОРСКАЯ

Сорока - воровка. Качается ветка.
Здесь ли ты детка? Спишь ли крепко?
Мягка ли подушка, и сладок ли сон?
Тот ли он, тот ли он?
010 010 010 010
10 010 10 010
010 010 010 01
101 101
Опять вижу вдаль уходящей дорогу.
Я забываю тебя понемногу.
И снова я мчусь по звенящей росе
И нет тебя, нет тебя вообще!
010 010 010 010
10 010 010 010
010 010 010 01
010 010 000 1
Какое забвение, утрата быть может...
Ах, что же я плачу? На улице дождик
По-прежнему льет, размывая следы.
И я ухожу и ты уходи.

При чем тут сорока-воровка (строка, поставленная в заглавие)? Автор ответ знает, а читатель не понял - начатая фраза не раскрыта дальнейшим текстом. Стихи об отношениях, но все фразы - только штрихи разных настроений плюс уступки нужной рифме - сюжетная линия размыта. Какой уж тут "заколдованный круг"! Тему спасает только единственный значимый фрагмент, имеющий отношение к  этой теме - "ОПЯТЬ вижу вдаль уходящей дорогу. Я забываю тебя понемногу. И СНОВА я мчусь по звенящей росе". Но для поэтического сочинения одного этого маловато. Исполнение тоже требует доработки - нет единообразия ритма.
________________________________________________________

На этом все. Спасибо всем участникам, приславшим стихи. Надеюсь, что количество энтузиастов - участников новых конкурсов-сочинений по значению разных русских фразеологизмов - в дальнейшем только возрастет, а вам понравится эта непростая работа, вы оцените ее пользу для себя. С уважением, Ваша Алкора. 29.02.20.