6 - Анкета за Бугор-80

Юрий Мотин
Восьмидесятый год был для нас с женой Татьяной весьма удачным. Нам посчастливилось приобрести путёвки в Болгарию и Югославию. Выехать за границу в советское время, даже в соц.страны, было довольно тяжело. Существовала специальная система различных инструктажей, в ходе которых человек расписывался, что не будет разглашать информацию, а также должен был ознакомиться с определенным сводом правил. Кроме того, потенциальный турист должен был сдать что-то вроде экзамена. Например, если человек собирался в ГДР, он должен был назвать председателя Компартии Германии. Иногда эти вещи были формальными и не влияли на отъезд, а иногда могли стать препятствием. Как правило, отбор на уровне комсомольской или партийной организации уже отсеивал какую-то часть кандидатов на выезд. Всёвидящее и всёзнающее КГБ тщательно проверяло личные дела потенциальных туристов на предмет их благонадёжности.
 Во-первых, надо было написать подробную автобиографию, ничего не утаивая, особенно факты судимости и приводы в милицию.
С этими фактами рассчитывать на поездку уже не приходилось. Во-вторых, заполнялась специальная анкета, где самым подробным образом выяснялось, был ли ты до этого за рубежом. Если был, то не совершал ли чего противозаконного. Были или есть родственники за границей. Были ли когда судимы родственники. Где все они живут, адреса. Происхождение родителей: (Не дай бог буржуазное или того хуже дворянские корни). Чем занимались родители до Октябрской революции. Где работают, чем занимаются братья и сёстры. Находились ли близкие родственники на временно оккупированных территориях, в плену или принудительных работах в Германии. Служил ли кто из родственников в Белой армии и т.д.
В общем, мне не светило попасть за границу с моими родственниками. Но после заполнения анкеты, где я всё честно описал, меня вдруг по телефону вызвали в наш районный отдел КГБ для беседы. Зайдя в кабинет, я увидел знакомое лицо молодого мужчины, с которым мы пересекались частенько на районных соревнованиях по волейболу, где он играл за команду райисполкома.
"Ну, проходи, проходи, не стесняйся, - приветливо сказал он мне, - Вижу, узнал. Да я работаю в органах, в звании капитана, но не афиширую это. Сам понимаешь ни к чему. Ты вот за границу собрался с женой. Анкету заполнил. Читаю и думаю – это каким же идиотом надо  быть, чтобы хотеть выехать за рубеж и весь свой семейный компромат выложить на бумагу. Давай по порядку. Вот ты пишешь - дед воевал в Белой армии. Об этом кто-то кроме тебя ещё знает? Мама, папа не в счёт. Вот в нашем ведомстве об этом не знают. Дальше. Второй дедушка эмигрировал в Грецию и там возможно до сих пор проживает. Тот же вопрос, кто знает? Мы не знали, до твоего откровения. Родители сидели в лагерях. Мать была угнана на работу в Германию. Дед туда ездил её забирал. Да ты с ума сошёл! Тебя не то, что за границу, тебя из погранзоны удалять надо, как неблагонадёжного. Судимость с родителей снята? Снята! Поэтому больше и не вспоминай нигде и ни в каких анкетах об этом. И вообще тебе мой совет, никогда не афишируй то, что здесь написал. Всё это ты мог и не знать. Ну не рассказали тебе родственники об этом. Ведь часто бывает именно так. Тебя, за то, что ты не знал, судить не будут. А вот твоя дурацкая честность, напрочь лишает тебя шансов поехать за рубеж. Твоё счастье, что я тебя неплохо знаю. Ты же секретарь комсомольской организации БРЭС, член профкома, депутат райсовета. Ты достоин поехать, но не с такой анкетой. Садись и переписывай. Никакого компромата. Запомни, мы тоже люди и не будем посылать запросы в архивы, откуда надо ждать месяцами ответа. Если бы это было так просто, то мы бы и анкеты такие не давали, а сами всё выясняли". Капитан дал мне новый бланк анкеты, который я на его глазах заполнил, уже без "компры". "Ну, вот другое дело, - сказал капитан, И ещё, запомни, в каждой группе, выезжающей за рубеж, присутствует наш сотрудник и даже не один. Поэтому, ведите себя прилично, лишнего не болтайте. Знайте - абсолютно всё фиксируется и будет отражено в докладе по возвращении". "А что можно делать и вывозить? - просил я у него? – Давай так я тебя кое в чём просвещу, но только я тебе этого не говорил, договорились?  За рубеж можно вывозить 300 рублей в Болгарию и 30 в Югославию, так как она приравнивается к капстранам. Все понимают, что этого мало, поэтому закрывают глаза на то, что туристы провозят некоторые суммы сверх лимита, конечно в пределах разумного. Никто не запрещает брать сувениры, опять же в пределах разумного, которые можно обменять на что-то полезное у жителей братской страны. Это не противозаконно. Поменьше берите ювелирки с собой, не дай Бог потеряете, дома потом не "отмажешься", скажут продал, А это уже статья.
Если кто-то будет спрашивать зачем вызывали, то я вызывал тебя для инструктажа по поводу поездки. Его я сейчас и проведу, как положено.
 Итак: Пребывание советского человека в странах социалистического содружества должно всемерно способствовать дальнейшему укреплению братской дружбы и сотрудничества между Советским Союзом и социалистическими странами, а пресловутый гражданин, находясь в стране соцлагеря, обязан высоко нести честь и достоинство гражданина СССР, честно и добросовестно выполнять свои служебные обязанности, быть дисциплинированным и безупречным в своем личном поведении, строго соблюдать принципы морального кодекса строителя коммунизма. Туристам необходимо в умелой форме разъяснять миролюбивую внешнюю политику советского государства и достижения советского народа в развитии экономики, науки, культуры и других областях коммунистического строительства.
 Надо всегда помнить, что во время пребывания за границей необходимо постоянно проявлять высокую политическую бдительность, помнить о том, что разведывательные органы империалистических государств стремятся засылать в социалистические страны свою агентуру, получить интересующие их сведения и нанести ущерб дружественным отношениям между социалистическими странами.  Враг не дремлет даже в братских странах, бдительность, бдительность и еще раз бдительность! Советские граждане обязаны строжайшим образом хранить государственную тайну, и, разумеется, о всех контактах с иностранцами следует докладывать компетентным органам. Всё понятно по инструктажу? Тогда свободен, привет Татьяне!"
Покидал я кабинет "особиста" с двояким чувством. Мне было неприятно сознавать, какой я ещё молодой и глупый и в то же время понимать, что и в "органах" тоже бывают хорошие люди. Через пару месяцев пришло подтверждение о том, что наши анкеты положительно прошли проверку и нам разрешен выезд по турпутёвке. Мы были на седьмом небе от счастья и кинулись закупать сувениры для поездки. Особенно нам повезло со "Счётным набором" – это такой деревянный ящичек, где лежал набор хохломских матрёшек (штук сто) разных размеров для обучения детей счёту. Их мы взяли целых две штуки, по одному для Болгарии и Югославии. Взяли так же кучу олимпийских монет с "Олимпиады-80", сувенирные открытки и конверты со спец гашением, с той же олимпиады. Всё это можно было "толкнуть" за местную валюту за рубежом.
О самой поездке в Болгарию и Югославию, я расскажу в двух последующих заметках.