8 - Лучше не спрячешь! Югославия-80

Юрий Мотин
Из Болгарии наша группа на том же автобусе переехала границу и попала в Югославию.
Долгое время жители Союза не имели возможности в качестве туристов посещать эту страну из-за конфликта по поводу независимой внешней политики Югославии. Сталин фактически был генсеком всего соцлагеря и хотел чтобы по его указке осуществлялась внешняя политика соц стран. Все подчинились кроме Тито, который был за самостоятельность компартии СФРЮ. Тогда же он отверг требование Сталина о создании федерации Болгария – Югославия. И тогда советское "Инфорбюро" выпустило резолюцию: "Югославская компартия во власти убийц и шпионов". Сталин готовил покушение на Тито, но не успел осуществить. И после смерти Сталина отношения между СССР и СФРЮ были весьма натянутыми из-за "социалистического самоуправления" внедряемого Тито, которое осуждала партийная верхушка Союза. Много было и других претензий к "неуправляемому" из Москвы маршалу.  И только в начале 70-х отношения снова нормализовались и советские туристы поехали в эту страну.
Но это уже была совсем другая страна, почти капиталистическая, как считали жители СССР. Хотя теперь, с высоты прожитых лет я понимаю, капитализмом в Югославии и не пахло. Методы управления экономикой были вполне социалистические. Те же национализация и индустриализация, те же политические репрессии врагов народа, хотя менее жестокие и не такие массовые, как в СССР. Но внедрение рыночной экономики, сохранение частного сектора в сельском хозяйстве и в промышленности, позволили заполнить прилавки магазинов большим разнообразием продуктов и промтоваров. Вот это и поражало воображение наших туристов, привыкших видеть у себя на прилавках "прожиточный минимум". К тому же в кинотеатрах Югославии без ограничения показывали весь голливудский ассортимент фильмов и даже эротику, которая свободно шла на вечерних и даже на дневных сеансах. Ну чем не капитализм!
Наш приезд в Югославию совпал с кризисом, вызванным смертью Иосипа Броз Тито, незадолго до нашего приезда в мае 1980 года. Поэтому мы с опаской ступили на её землю. Итак, по прибытии в Югославию нам поменяли всего 30 рублей на местные динары(как в капстране), не забыв вычесть по трояку с каждого на обязательное возложение венков к могилам героев ВОВ и строящемуся мавзолею Тито. Но в переводе на динары это была вполне приличная сумма в 3000 динар из-за большой инфляции в СФРЮ в то время. Одеты местные жители были по-европейски красиво и качественно Особенно выделялась молодёжь своей яркой одеждой и раскованным поведением. В квартирах была приличная обстановка, а на улицах было много иномарок, которые мы в глаза не видели в Союзе. Это время жизни в Югославии хорошо показано в замечательном для того времени фильме "Пришло время любить" 1978 года, который я до сих пор с теплотой вспоминаю. Улицы Белграда, первого города, который мы посетили уже тогда были по-европейски красивыми и современными.
Средиземноморские курорты Югославии на Адриатическом побережье, тоже выигрывали по сравнению с черноморскими в Болгарии чистотой воды, пляжей, красивыми пейзажами и оригинальностью застройки.
Особенно в этом ряду я бы выделил морской курорт Дубровник, в республике Хорватия, который поразил нас своими красивыми крепостями, фортами и черепичными крышами. И неудивительно, ведь когда-то город соперничал по богатству и могуществу с самой Венецией. В городе есть что посмотреть, особенно в его старой части, насчитывающей многовековую историю.
Я в запале в первый же день отснял целую плёнку слайдов в этом удивительном месте.
И, конечно, какой восторг мы испытали от тёплой, нежной и кристально чистой морской воды, из которой часами не хотелось вылезать.
Но первый день на пляже, чуть не был омрачён досадным происшествием. Моя дорогая супруга не удосужилась снять своё золото с рук и купалась с кольцами на пальцах. Вдруг в один момент она почувствовала, как одно из колец соскочило с её руки и упало куда-то под ноги. Спасибо ей хватило сообразительности позвать меня на помощь и я, и еще пара мужчин из нашей группы стали нырять к ногам Татьяны, в надежде найти его. Всё-таки, как здорово, что вода была такой светлой и прозрачной и через 20 минут один из нас увидел лежащее кольцо в метре от супруги, видно течение его чуть отнесло в сторону.  Всё равно это было чудо, что мы его нашли. Дно было галечное и оно запросто могло затеряться среди камней, вот тогда бы у нас точно были неприятности на таможне. Поди докажи, что ты его не продал. Учитывая возможные последствия от потери кольца, я категорически потребовал от супруги снятия колец при походе на пляж. Возник вопрос, куда их прятать, ведь не факт, что какая-нибудь недобросовестная горничная не "скоммуниздит" наше золото. Таня нашла "хорошее и надёжное", по её мнению, место – под подушкой. Я только посмеялся над этим и подошёл, как всегда, к этому процессу с фантазией и спрятал золото сам, не сказав даже супруге куда. Это было моей роковой ошибкой. Когда через два дня вся группа собралась уезжать с Дубровника и мы собирали вещи, Таня попросила меня достать спрятанное золото и отдать ей. А меня переклинило. От волнения я напрочь забыл место, куда я его спрятал. Мы пересмотрели все чемоданы и вещи, прощупали каждую складочку на одежде,  перетрясли всё постельное бельё, заглянули во все шкафы и тумбочки. Бесполезно – золота не было. Пора уже было уезжать, вся группа и его руководитель пришли к нам за объяснениями и подключились к поискам, но всё бесполезно. Конечно возникла версия о краже, но для этого надо было хотя бы вспомнить место и проверить его, а я не мог это сделать. Наконец я решительно попросил всех выйти с номера, чтобы в тишине попытаться сосредоточиться и вспомнить, куда я его положил. Когда все покинули номер, я обхватил голову руками и представил тот момент, когда отобрал у супруги кольца и стал их прятать. И тут произошло чудо. Как вспышка света предо мной встала двухдневной давности картина: - Вот я иду к столу, открываю крышку на коробке с конфетами ассорти, поднимаю "рифлёнку", в ячейки которой укладываются конфеты и под неё в пространство между углублениями укладываю кольца. В возбуждении я выскочил в коридор и поведал коллективу две вести – плохую и хорошую. Хорошая – я вспомнил, что место захоронения колец – конфетная коробка. Плохая – я забыл об этом и собственноручно выкинул пустую коробку, после того как мы съели все конфеты, в урну. Мусор с урны уже давно вынесла горничная.
Народ был в шоке! Это же надо быть таким идиотом, чтоб так поступить. Но надежда ещё была. Мы кинулись к администратору и выяснили, что мусор горничные вываливают в контейнеры стоящие во внутреннем дворе. Побежали к контейнерам, поснимали крышки и прямо сверху кучи мусора, в одном из них, красовалась наша пустая коробка из-под конфет. Трясущимися руками я снял крышку, поднял "рифлёнку" и, О ЧУДО, там лежали в целости и сохранности три Таниных кольца. Вздох облегчения, вперемежку со смехом пронёсся по рядам, ещё никогда не видевшим ничего подобного, туристов.
"Бесплатный аттракцион невиданной щедрости", вспомнил я вслух, как нельзя более подходящую для данного случая фразу героя Ганжи из фильма "Большая перемена", когда-то очень любимого советскими зрителями.
"Ладно, остряк, хватай вещи и неси их в автобус, - скомандовал руководитель группы, - Мы и так уже на целый час выбились из графика из-за вас".
После Дубровника, мы на автобусе вернулись в Белград, откуда должны были улетать в Москву. Последний день нам разрешили посвятить магазинам, чтобы каждый мог купить что-то полезное для себя, благо выбор там был богатейший. Мы с женой решили не распылять деньги на мелочи, а купить себе ковёр, о котором давно мечтали. В Союзе в то время считалось модным и престижны вешать ковёр на стену. Так все и делали, если получалось купить. Но расцветки у советских ковров были все тёмных красных цветов, не радующих глаз. Поэтому нам хотелось чего-то светлого и необычного. В одном из универмагов в центре Белграда, куда мы пришли, консультант на входе поинтересовался, что мы хотим купить. Узнав нашу цель, провёл нас на третий этаж здания, который целиком был отдан под ковры, где и передал нас по эстафете, следующему продавцу. Продавец поинтересовался, какой суммой мы располагаем. У нас было около 3 тыс.левов и те ковры, что можно было купить за эти деньги были в отдельной секции, куда он нас и привёл. В ней были тысячи ковров разных размеров и расцветки. Уточнив желаемый размер, продавец подвёл нас к длинному стеллажу, где лежали и висели на больших вешалках ковры подходящие нам по цене и размеру.
Буквально через пять минут мы нашли то, что желали - светло-бежевый ковер с красными оригинальными узорами 2х3 метра. Таких ковров в Союзе мы ни у кого не видели. Нам тут же свернули его конвертом, небольшого размера и тщательно бесплатно упаковали для перевозки. Такого сервиса в нашей стране я не видел! Мы были рады, как дети, получившие долгожданную игрушку. Этот ковёр верой и правдой служит нам вот уже 40 лет и до сих пор лежит на полу в нашей спальне.
В оставшееся время мы прогулялись по уличным рынкам Белграда, где сдав наш второй счётный набор, на вырученные деньги купили пару сувениров.
Оставшихся денег и времени, нам хватило, чтоб сходить на пару сеансов в кино, где я в первый раз в жизни увидел боевик "Игра смерти"с участием легендарного Брюса Ли.
По выходе из кинотеатра наши туристы громко восхищались невиданным зрелищем необыкновенных трюков и ударов Брюса. Затем мы ещё вечером сходили на комическую эротику, где посмотрели три весьма остроумных новеллы с сексуальными сценами. Зал был полон и все зрители, как один были мужчины, которые с недоумением посматривали на мою жену, сидящую рядом со мной, наверное единственную женщину в этом зале. Как мы поняли, у них было не принято посещение женским полом подобных кинокартин. Но мы-то этого не знали, да и любопытство перебороло стыд. Между рядов сновали юные мальчишки-бизнесмены, громко кричащие: "Сэманки, сэманки!" Продавали они, как вы поняли жареные семечки, попкорн, ещё тогда не дошёл до югославских кинотеатров. И зрители охотно у них покупали этот товар, хотя кулёчки были так тонко скручены, что туда, наверно влезало от силы штук сто. По окончании сеанса весь пол в кинотеатре был густо усеян шкурками от семечек, видно это тоже было у них в порядке вещей. Но сама комедия очень рассмешила и подняла нам настроение перед отъездом!
Вот так, на позитивной ноте, закончилось наше путешествие по Югославии, оставившее яркие радостные воспоминания и такие же яркие переживания.