9 - Эх, дорога 80

Юрий Мотин
Возвращаясь с отпуска в 1980 году, мы были нагружены, как никогда. Мало того, что мои любимые тётки т.Галя – справа, моя крёстная мать и т.Вера- слева
 из г.Красный Сулин, когда я у них был в гостях, нагрузили меня гостинцами килограмм на 20, родственники из г.Новомичуринск, родители, брат и сестра.
тоже постарались, так была ещё куча личных вещей и сувениров из-за границы, а главное югославский ковер, который тоже тянул кило на 20. Вроде лишнего ничего не взяли, но всё равно, упаковав все вещи перед отъездом и взвесив их, мы были озадачены.  Бесплатно мы могли провезти по 20 кг. на человека. Нас трое с сыном – итого 60 кг., а багаж потянул на все 90. Лишних было целых 30 кг. И проблема была в том, что денег у нас осталось впритык, хватало только на дорогу, питание и оплату за перевес багажа. Всякие форс-мажоры исключались, иначе нам не хватит денег. А где гарантия, что погода в Анадыре будет лётная и нам не придётся там месяц сидеть, а кушать на что-то надо. Но мы рискнули и поехали с минимумом денег. По прибытии в "Домодедово", пока ждали регистрации, обходя от безделья зал ожидания, я вдруг увидел, совершенно неожиданно, в одном из киосков, волейбольные мячи фирмы "Gala". Да это же большое счастье играть в зале таким мячом, лёгким, красивым и прочным. Да и стоили-то всего 30 рублей штука. Но у нас не было лишних рублей. Я стоял и пускал слюни, глядя на эти мячи, а потом вернулся к Татьяне посоветоваться. Решили так, если в очереди на регистрацию, найдём кого-нибудь мало-мальски знакомого, то займём денег и купим. Обойдя всю очередь, мы нашли единственного мужчину с нашего посёлка, которого знали в лицо, но не знали по имени. Минут 10 уговаривали его занять денег, которых у него тоже было в обрез, с расчётом на плохую погоду. Но мы пообещали, что по прибытии в Анадырь, займём денег у знакомых и отдадим ему. Расчёт был на одноклассника Татьяны – Валеру Спичка, который работал в аэропорту и жил рядом с ним. Взяв у него 60 рублей, я кинулся к киоску и купил два заветных мяча. Ну всё, полетели.
Северный маршрут полёта Москва – Анадырь, обычно проходил по маршруту Амдерма –Хатанга – Тикси, с посадкой для дозаправки в этих портах. Но в этот раз, почему-то, маршрут изменили и вместо Хатанги, должны были сесть в Норильске, на моей "Малой Родине", где до сих пор жила моя третья и самая любимая тётя Майя с мужем Володей, которых я обожал с детстве за их доброту и щедрость.
На снимке рядом с ними я, сестра Лиля и ещё маленький брат Витя. Очень хотелось их увидеть после многих лет разлуки и я позвонил прямо с Домодедово в Норильск и попросил их, если это возможно, приехать в аэропорт для встречи, пообщаться хотя бы те пару часов, которые мы там проведём.  В Норильск мы прилетели ночью и там нас ждал сюрприз. Встретившие нас радушно родственники, попросили нас погостить у них хотя бы пару дней. "Да мы бы с радостью, - ответил я, - Но это невозможно!" "Ничего невозможного нет, - ответил дядя Володя, - Я уже всё организовал". Да многих вещей я не знал. Оказывается в любом порту пересадки или дозаправки, можно оформить задержку на несколько дней и улететь другим попутным рейсом. Что и организовал нам д.Володя.
"А как же вещи, - спросил я, - как в этой куче багажа найдут именно наши сумки и чемоданы". "И это не проблема, - сказал д.Володя, - Ваши вещи, по правилам перевозки, лежат точно под вашими креслами в салоне самолёта, Сейчас мы кинем червонец грузчику и он достанет ваши вещички. Только тащить их придётся нам самим, грузчик один не дотащит, а тележку нам никто не даст, я узнавал". Дядя Володя куда-то исчез на пять минут и вернулся с грузчиком, который провёл нас в салон пустого лайнера, ловко снял кресла, вскрыл люк, под которым действительно лежал весь наш багаж. Вся процедура заняла ровно 5 минут. О таких вещах я даже и не подозревал, да и вы, уважаемые читатели, я думаю, тоже. Подхватив вещи, мы вынесли их и погрузили в УАЗик, на подобии машин "Скорой", тех времён, который предусмотрительно нанял д.Володя!  "Эх, всё-таки золотые у меня родственники", думал я, садясь с семьёй в машину.
В Норильске, в это время, стоял крепкий морозец под 30°, хотя был только октябрь месяц, но за полярным кругом, это уже был разгар зимы.
По прибытии домой и, разместив нас в квартире д. Володя, сказал: "Времени у нас в обрез, поэтому план у нас на завтра такой. С утра, я договорился, мы с племяшом на озёра, на рыбалку. Пока мы ловим муксун на "сугудай", девочки готовят праздничный ужин, По возвращении, все сходим в баньку нашу при комбинате. У нас отличная сауна. А по возвращении, отметим ваш приезд и отъезд в одну кучу, так как на следующий день вам уже улетать". Не буду останавливаться на зимней рыбалке, она такая же, как у нас на Чукотке – сверлим лунки, кидаем блесну, ловим. А вот такого блюда, как "Сугудай", мы не знали до Норильска. Муксун, а это тоже лосось, только пресноводный, который является разновидностью северного сига с изумительным вкусом и белым, практически прозрачным мясом. Нежное мясо муксуна, буквально тает во рту. Рецепт  "сугудая" я у дядьки взял, больно уж мне понравилось эта закуска. А желающие могут посмотреть его в интернете.
Попарившись в сауне, где под холодное пивко, мы наслаждались "сугудаем", мы вернулись в квартиру и пообщались за праздничным столом, где норильчане подарили нам на память северный сувенир – деревянную маску ненецкого шамана.
Маску я храню до сих пор, как память о нашей встрече но, к сожалению, подлая моль сожрала все волосы шамана, сделанные из оленьего меха. Встреча наша с моими северными родственниками была весьма короткой, но запомнилась на всю жизнь, как образец гостеприимства и прекрасных родственных отношений. К сожалению, через 4 года дядя Володя умер от болезни сердца, еще молодым в возрасте всего 47 лет.
 А сердце у него было большое и доброе. Ведь это именно он в моём детстве, когда приехал к нам в гости, подарил мне первую бамбуковую удочку, новое пальто и сводил меня, 12-летнего пацана, в настоящий ресторан. Ну как такое забыть.
После душевной встречи родственники, на следующий день, таким же путём привезли нас в Норильский аэропорт и проводили на посадку.
Прилетев в Анадырь, мы застали всех пассажиров предыдущего рейса в аэропорту. Уже неделю погода в Беринговском была нелётной и они ждали завтрашнего дня, который метеорологи прогнозировали ясным. Встретили и того мужчину из очереди на регистрацию, у которого заняли деньги. Он не преминул нам напомнить о нашем обещании отдать долг. Мы ему рассказали о нашей неожиданной задержке в Норильске и пообещали завтра рассчитаться в надежде на Таниного одноклассника Валеру Спичка.
 Вечером поехали на ночёвку к этому однокласснику в посёлок при аэропорту, где жили все работники аэродромной службы, лётчики, техники и их семьи. Валера тоже был техником и сыном наших соседей по подъезду Виктора, который работал мастером КИПа на БРЭС и Вали - машиниста турбин из нашей 3-й смены. Ребята встретили нас радушно, накормили, но огорчили известием, что сами на мели в финансовом плане и тянут до получки последние рубли, так что занять денег не смогут. Встав пораньше утром, чтоб быть в первых рядах на регистрацию, мы пошли на автобусную остановку, куда должен был вскоре подойти первый рейсовый автобус в аэропорт. Было темно и холодно и настроение было такое же пакостное, как погода. Не давала покоя мысль о несдержанном обещании рассчитаться утром. Вдруг погода не наладится  - нам придётся ещё сидеть неизвестно какое время, самим голодать и обманутому мужчине смотреть в глаза всё это время. С этими мыслями, я предложил присесть жене на лавочку в деревянной коробке остановки, которую мы нашли в темноте, буквально на ощупь. Сидя на лавочке, я неожиданно услышал слабый хруст под ладонью моей руки, которой я опёрся на лавку. Я приподнял руку в перчатке и, приглядевшись, буквально обомлел – это была почти новая, хотя и немного помятая десятка. Я обрадовано сообщил эту новость Тане и мы уже вдвоём, начали шарить и дальше руками, в надежде на продолжение чуда. Наверно Господь услышал наши молитвы. На лавке и под ней валялась целая куча купюр разного достоинства, вплоть до четвертных. В сумме оказалось, после пересчёта, около ста рублей. А ещё чуть дальше на лавочке мы обнаружили две пустых и одну недопитую бутылку водки и большую гроздь ещё не замёрзшего винограда, которую мы тоже прихватили с собой, не пропадать же такому добру! Картина вырисовывалась вполне отчётливо. Видно кто-то здесь ночью в темноте хорошо гулял и по пьянке, доставая из кармана сигареты и спички, ронял небрежно засунутые туда же деньги. Спасибо неведомый спонсор за твою своевременную финансовую поддержку!
Дождавшись автобуса, мы прибыли в аэропорт и, найдя нашего кредитора, со спокойной совестью, рассчитались с ним. В этот день мы так и не улетели. Погода была лётной, но скопилось слишком много народа на Беринговский и всех не успели вывезти. Поэтому, мы остались в аэропорту и вечером пошли поужинать в ресторан аэропорта, благо деньги теперь у нас были. Там было весело, играл ВИА и танцевали пары. Наш сын Максим, которому тогда было 2,5 года, быстро поев, побежал к эстраде, где было веселее. Когда заиграла весёлая, заводная танцевальная музыка, он неожиданно для всех заскочил на сцену к музыкантам и начал выделывать под музыку различные па. Причём делал это синхронно с музыкой, высоко подбрасывая ноги и хлопая в ладоши. В зале громко смеялись невольные зрители этого "шоу", а потом начали дружно хлопать в ладоши, поддерживая юного танцора. Когда стихла музыка, сынок соскочил со сцены и направился к нам. Благодарные зрители совали ему в руки конфеты, шоколад и фрукты. Принеся охапку, честно заработанного десерта к нам за стол, он с довольным видом, уселся пить чай. "Кормилец ты наш", - умилённо сказала жена и погладила сына по головке.
На следующий день мы улетели домой и на этом закончились наши дорожные приключения. Не часто дорога бывает такой весёлой и удачной!