Легенда о Лавре

Игорь Апрельский
Эпиграф

При победе, непременно,
лавром грек венчался древний.
Из ветвей - плелся венок.
Символ - лавр. Его листок
был, в державных даже гербах.
Он известный, в мире, ценный.

Татьяна Турбина

Предисловие

Лавр благородный (LAURUS NOBILIS L.) - одно из наиболее известных священных деревьев в мире. От латинского laurus (лавр) происходят следующие имена: Лавр - «лавровое дерево», «Победа, торжество»; Лаврентий - «украшенный лавром»; Лаура - «увенчанная лаврами». Другие названия: Лавр настоящий, лавр душистый. Лавр благородный - вечнозеленый субтропический кустарник или пирамидальное дерево, которое относится к семейству лавровых. Лавр благородный может достигать высоты 10 - 15 м. Имеет бурую кору, заостренные продолговатые, жесткие, кожистые листья со слегка волнистыми краями. Цветет с конца марта до конца мая. Цветки мелкие, зеленовато-белые, собранные в пучки, формируются в пазухах листьев. Из них в ноябре появляются плоды - овальные костянки черно-синего цвета. Ароматом обладает все растение. Листья и плоды лавра благородного являются классической пряностью с горьковатым вкусом и устойчивым запахом. Лавр благородный широко распространен во многих странах мира с приморским климатом (Греции, Франции, Испании, Португалии, Турции, Албании, Гватемале). В России растет на Черноморском побережье. Признанным лидером по экспорту этой пряности считается Италия.
Как пряность используют лавровый лист в свежем или, чаще, в высушенном виде, а также плоды (семена) лавра и лавровый порошок. Лавровый лист содержит много полезных веществ: эфирное масло (4,5 %), циннеол, пинен, гераниол, эвгенол, уксусную, валериановую, капроновую кислоту. В листьях и плодах содержатся также дубильные вещества и горечи.
Родовое название растения, возможно, произошло от кельтского «lauer» - зеленый и латинского nobilis - благородный, так как лавровым венком в древности венчали героев. С древнейших времен ветви лавра символизировали отличия в искусстве и спорте. Лавровым венком награждали победителей в поэтических, музыкальных и спортивных состязаниях, в частности победителей Олимпийских игр. Вечнозеленый, он был эмблемой бессмертия. Лавр в разное время ассоциировался с разными богами, в том числе, и с Зевсом (Юпитером в древнеримской культуре). Согласно одной из теорий, Цезарь носил венок вместо короны, ведь он никогда так и не стал царем. Он начал гражданскую войну, отвоевал Рим и тем самым немало сделал для развития государства. За это Цезарь был назначен пожизненным консулом империи, его называли императором, отцом отечества, хвалили его и угождали ему, но для самого полководца главным символом власти был венок из лавра. Существует и другая версия, согласно которой, Цезарь рано начал лысеть и так как он был статным мужчиной и пользовался успехом у женщин, то пытался всячески скрыть этот недостаток. Лавровый венок подходил для этого как нельзя лучше, ведь по своему положению Цезарь мог носить венок постоянно. В целом лавровый венок как символ победы, триумфа отсылает нас, прежде всего, к мифу об Аполлоне и Пифоне. Согласно преданию, лавровое дерево (единственное из всех посаженных человеком деревьев) никогда не поражалось молнией - Зевс особо благоволил к растению, связанному с его сыном Аполлоном. Первые упоминания в летописях о лавровом листе встречаются в XXI веке до н.э.  В исторических источниках лавр благородный встречается довольно часто. Так как его родиной является Средиземноморье, он попал в античные источники – в частности, Гомер пишет о том, что Одиссей использовал лавр благородный в медицинских целях. Лавровый лист всё же был известен не только древним грекам и римлянам, он использовался также африканскими племенами, был знаком в Древнем Китае. На английских монетах Карл II, Георг I, Георг II и Елизавета II изображались с лавровыми венками. Как символ превосходства, лавровый венок включали в символы автомобильных компаний ("Альфа-Ромео", "Фиат", "Мерседес-Бенц"). Лавр - символ магической власти. Растение прорицателей и ворожей. Прежде чем произнести предсказание они сжигали или жевали лавровые листья. В Северной Америке лавр считается талисманом, а в Китае лавр - это дерево под которым, лунный заяц готовит эликсир бессмертия. В христианской традиции лавр - символ вечной жизни. В масонстве во время посвящения в 4-ю степень тайны Мастера на алтарь возлагают лавровый венок. В Греции лавровыми листьями украшали жилища, чтобы освежить помещение. В матрацы подкладывали лавровые ветки, чтобы снились вещие сны. Существовало поверье, что лавр спасает от удара молнии. Так, известен факт, что римский император Тибериус во время раскатов грома надевал лавровый венок и заползал под кровать. Лавр считали священным деревом, его венками украшали головы победителей в Древней Греции. Несколько тысячелетий эта традиция сохраняется и в других странах, например в Англии. От слова “лавр” произошло слово “лауреат” - “увенчанный лаврами”. Листья лавра использовали в религиозных целях или для окуривания помещения, мы же применяем лавровый лист как специю. В 1652 году Франсуа Пьер де ла Варенп, выдающийся повар французской королевы Марии Медичи, издал знаменитую в то время кулинарную книгу. О лавровом листе он написал как о специи, способной улучшить и исправить вкус блюда. Рекомендовал употреблять его в десерты, пудинги и мясные блюда. Единственное, что сохранилось, пусть и в сильно измененном виде, это использование листа в медицинских целях. Однако в наши дни сохранились многие приметы, связанные с лавровым листом. Пожалуй, всем известно: если человек находит лавровый лист в супе, примета говорит о том, что скоро придет письмо. Это суеверие знакомо многим еще с детства.
Общепринятой считается версия, по которой на территорию России лавровый лист попал ещё 25 веков назад - до образования у восточных славян государственности. Необходимо отметить, что лавр растет также на побережье Черного моря, поэтому постепенно Россия стала одним из производителей данной специи. По-гречески, Дафна - это лавр, поэтому в разных странах (в том числе и на Руси) вплоть до XVII-XVIII веков лаврушку называли дафнией. Эта специя прижилась скорее из-за удобства её использования и доступности.
Лавровое дерево было неразрывно связано с именем Аполлона. Поскольку, кроме искусств, Аполлон покровительствовал спортивным состязаниям, лавровый венок стали вручать не только искусным композиторам, певцам и художникам, но и победителям Пифийских игр, местом проведения которых служила Криссейская равнина. Из Греции лавровый венок перешел по наследству римлянам. Триумфальный символ лавра стал предназначаться не только для победителей в спортивных состязаниях, но и для героев, отличившихся в военных кампаниях. Лавр у римлян стал символом мира, который следует за военной победой. Такая награда вручалась воину за особые заслуги - например, за спасение товарища в бою, вхождение первым в неприятельскую крепость, за успешный штурм вражеского города. Богиня победы Ника всегда держала в руках триумфальный символ - лавровый венок, который возлагался на голову победителя. Традиция перекочевала с дельфийских Пифийских игр на Олимпийские игры в Греции. Это означало, что победитель своим непревзойденным мастерством и умением удостоился великой чести приблизиться к сонмну богов. А расхожее выражение о почивании на лаврах говорит, как раз о возможности наслаждаться своей уникальностью и величием, После французской революции 1789 года лавровые ветви были внесены в герб Французской Республики. С тех пор лавровый венок становится популярнейшим символом. Сегодня лавровые ветви можно увидеть в государственных гербах Алжира, Бразилии, Греции, Израиля, Кубы, Мексики и других стран. Герб I Французской Республики 1792-1804 гг. Герб Бразилии.
По большому счету все легенды и поверья вышли из мифа об Аполлоне и Дафне.

Садись-ка рядом, мой читатель,
Друзей зови, пусть шире круг.
Легенду новую, мечтатель,
Я расскажу тебе, мой друг.

Красив и статен Аполлон*),
Как сладостны его флюиды,
Ему все на девы шлют поклон.
Желает каждая планиды.
Но с ними он высокопарный,
Он не разбрасывает чувства
Не зря зовётся лучезарным.
Муз покровитель и искусства.
Бог – исцелитель, врачеватель,
И будущего предсказатель.

Совсем недавно им сражён,
В бою был змей, зовут Пифон**).
Что охранял узилищ двери,
Он был любимым сыном Геи.

Поступком этим возбуждён,
Красавец бог наш Аполлон.
Хвалясь одержанной победой
Идёт, гордясь, лучом согретый.

И в райских кущах у ворот
С ним повстречался бог Эрот***.

В Любви был богом именитым,
Помощник, спутник Афродиты.
Был бог влеченья на заре,
И рода, жизни на земле.

Наш Аполлон решил шутить,
Эрота – бога, поддразнить.

«Малыш! Зачем тебе игрушки,
Лук, стрелы – это не хлопушки,
Стрелять – искусство, не шути,
Меня ль ты хочешь превзойти?!
Стреляй по неподвижной цели,
Вон в древо, что стоит, ужели.
Ты никогда не сможешь стать,
Как я из лука так стрелять!»

Молчит в отместку тот Эрот,
Не открывает свой он рот.
Решил: «Стрелу свою пущу,
И Аполлону – отомщу!
В своих желаньях буду смел».
Колчан Эрота полон стрел.
Есть среди них стрела желанья,
Любви и страсти обладанья.
Но среди прочих нужных стрел,
Стрела есть – отвращенья тел.

Он знал, в лесу есть своенравна,
Красавица и нимфа Дафна****.
Дочь Геи и речного бога
Пенеем***** звать того давно.
От них набрала понемногу,
Всё - то с рожденья ей дано.
И гармонично, и удачно,
Прелестна среди прочих лиц.
Обет был дан ей о безбрачье.
Жила лишь обществе девиц.

Но знал Эрот, что Аполлон
Пойдёт чрез лес, тому и быть.
«Там будет Дафна», - думал он,
«Я должен месть свою свершить».

Стрелой Любви, да без укора,
Он ранил дерзко Аполлона.
А Дафну деву, всё без слов
Стрелой отврата меж кустов.

Увидев нимфу Аполлон
Враз воспылал любовной страстью,
И к ней спешит скорее он
Поведать ей о той напасти.

Да о победе рассказать,
Правдиво, дерзко, без смущенья.
Но Дафна холоднА, как стать,
На Бога смотрит с отвращением.

Но прИнять это он не смог:
«Прельщу! Во что бы то ни стало!
Бог солнца я! Великий Бог!
Сын Зевса, рода – суть, начало!»

Словно стена стоит меж них,
Не хочет нимфа больше слушать.
Бежит сквозь чащу напрямик,
Чрез скалы, камни, голос глуше.

«Голубка нежная моя,
О, стой! Зачем бежишь трусливо.
Горит в груди моей заря,
К тебе прелестница и дива!
Ты ранишь ножки, я - не враг,
Я – Аполлон, сын громовержца,
Хочу тебе я только благ,
И подарить любовь, от сердца!»

Но наконец, её река,
Отца, что звать давно Пенеем.
Чернеет синью глубина,
И Дафна встала на колени…

«Несёшь поток своей реки
Чрез перекаты, камни, склоны.
Отец, родимый, помоги,
Спаси меня от Аполлона!»

Приняв мольбы, отец и бог,
Внял просьбам дочери так быстро:
Твердеет тело под корой,
А волосы уже как листья.

Врастают ноги в суть земли,
Немеет быстро тело девы.
И вот зелёный ЛАВР стоит,
И шелестит листвою древо.

А прибежавший Аполлон
Был удручён, глаза во плене.
Прижался к дереву, сражён,
И встал влюблённый на колени.

Он гладил ствол, шепча слова,
Он слышал нежное дыханье.
Биенье сердца, голова 
Кружилась, размешав сознанье.

Из ЛАВРА ветки с чувством рвёт,
Венок, сплетая для кифары.
И песню грустную поёт
В ней лишь Любовь одна без пары…

*)Аполло;н (др.-греч. ;;;;;;;, лат. Apollo) -в древнегреческой и древнеримской мифологиях златокудрый сребролукий бог света (отсюда его прозвище Феб - «лучезарный», «сияющий»), покровитель искусств, предводитель и покровитель муз, предсказатель будущего, бог-врачеватель, покровитель переселенцев, олицетворение мужской красоты
**)Пифо;н, или Питон (др.-греч. ;;;;; от ;;;; «Питон») - в древнегреческой мифологии змей, охранявший вход в Дельфийское прорицалище до занятия его Аполлоном и считавшийся сыном Геи (вариант - Геры)
***)Эро;т, Э;рос (др.-греч. ;;;;), Аму;р (лат. Amor), Купидо;н (лат. Cupido) - божество любви в древнегреческой мифологии, безотлучный спутник и помощник Афродиты, олицетворение любовного влечения, обеспечивающего продолжение жизни на Земле.  По Эврею, сын Гефеста и Афродиты.
****)Да;фна (др.-греч. ;;;;; «лавр») - персонаж древнегреческой мифологии, прекрасная нимфа. Наиболее известен миф о ней и Аполлоне - преследуемая им, охваченным к ней страстью, она - давшая обет целомудрия, взмолившись, была превращена в лавровое дерево, ставшее священным у Аполлона. Дочь земли Геи и фессалийского речного бога Пенея (в Элиде) .
*****)Пене;й (др.-греч. ;;;;;;;; лат. Peneus) - персонаж древнегреческой мифологии, бог реки Пиньос в Фессалии, один из трёх тысяч речных богов, детей титанов Океана и Тефиды, брат трёх тысяч океанид.