Пятнадцать витков над Кольцом 5

Ольга Сафронова Таганрог
Виток пятый: Где дед Мазай зайцев спасал?

Глубинка… Берёзки, рябинки,
Не броских цветов красота.
Речушки… да леса макушки –
Простые родные места.

Далёко курганы степные
И Дикого Поля простор.
Глубинка… Глубинка России,
Ручьев-родников разговор.

Душа полноводным потоком
Сквозь время стремится вперёд.
А здесь – приникает к истокам:
Питается, любит и ждёт.

«Я взяла на завтра отгул - поедем в Вятское и дальше по левобережью. Посмотрим «замок» Понизовкина, рядом – Костромские разливы», - нарисовала вечером Светлана программу будущего дня.
Марина открыла свои «77 чудес»:
«В Ярославской области много старинных сёл с богатой историей. Наиболее известное из них – село Вятское… историко-культурный комплекс… более десятка музеев… включено в Ассоциацию самых красивых деревень России».
«… «замок» Понизовкина – усадьба начала XX века, выстроенная в стиле модерн…напоминает средневековый замок… принадлежала фабриканту Никите Понизовкину…» 
«…обширная Костромская низина с множеством озёр…подвергалась постоянным наводнениям во время разлива Волги. Именно эта местность описана в стихотворении Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»».
«Там и Некрасовские места рядом, - будто услышала Светлана: а вы знаете, что наш прадедушка Пётр был лично знаком с Некрасовым, они вместе на охоту ходили, Николай Алексеевич прадеду своё ружьё подарил. Его потом, уже в советское время, у нашего деда, Дмитрия Петровича, конфисковали…»
Марина удивленно замерла: историю с ружьём родители ей не рассказывали. Может, не знали? Хотя, скорее всего, проявили привычную для того времени осторожность…
На следующий день, Павел, Марина и тётя Мила рано утром погрузились в  автомобиль, Светлана села за руль. Впереди ждали «чудеса» Ярославской области.
Улицы Ярославля сменились светлыми берёзовыми опушками – путь лежал на северо-восток. Вокруг петляли изгибами, пробирались сквозь заросли, ныряли под мосты и мостики, чтобы бежать дальше, к матушке-Волге, многочисленные ручьи и речки. Павел читал названия: Барыня, Вопша, Ешка, Келноть, Кисма, Княгиня, Лихута… Сколько же их, маленьких, доверчиво поглядывающих синими глазами небольших заводей, застенчиво закрывающихся от проезжающих то кустом ольхи, то веткой черёмухи, что-то невнятно лепечущих тихо и настойчиво? Марина вспомнила родные степные края, бескрайнее, шепчущее море камыша, в котором прячутся притоки Дона. Там – совсем другое...
Наконец замелькали домики Вятского. Пожарная каланча. Церковь. На площади – весёлый экипаж-электромобиль, приглашающий всех желающих: «Эх, прокачу!». Решили, однако, прогуляться пешком. Объект ассоциации «самых красивых деревень России» встречал гостей ярко-зелёными газонами лужаек и белыми статуями (античных богов?). Берёзовая роща будто сошла с полотна художника Левитана, вода речки Ухтанки была зеркально-гладкой, без единой морщинки, в ней отражалось ослепительно-синее небо. Чувствуя себя гостями некоей венценосной особы, совершающими променад, чинно спустились по тропинке к переброшенному через реку ажурному мостику. С правой стороны выстроились тёмные избушки – «баньки по-чёрному», на другой стороне журчал минеральный Ерехтанский источник. Дальше, вдоль узкой улочки, нарядные штакетники окружали утопающие в цветах весёлые домики с резными наличниками и аккуратные ухоженные огородики. Что-то это всё напоминало… Во дворе дома с вывеской «Торговля Гороховых» вид расставленной под навесами домашней утвари разных мастей внезапно всё расставил по местам и в голове у Марины. Она тронула Павла за локоть: «Помнишь?» Конечно же, они помнили.
Всё было примерно так же: улочки, домики, огородики, домашняя утварь. Только вокруг не берёзовые рощи и зелёные лужайки, а жёлтые сухие бугры Таманского полуострова, и ветер – вечный ветер с Азовского моря. Этнографическая казачья станица Атамань – они провели там длинный чудесный день. Когда же это было? Давно… А будто бы – вчера. Вырвались на волю, закружились воспоминания:

Стеклянная бусина запылилась,
И нет вина в разбитом кувшине.
Здесь время тихо остановилось,
Увязло в глине.

И всё же… Вятское не было только напоминанием об утраченном, оно было живым сочетанием прошлого и настоящего! Вот и белые статуи в оказались вовсе не «богами», а вполне себе «людьми из народа»: «Хулиган», «Волгарь», «Бегущие от грозы», «Есть женщины в русских селеньях»… Хотя… Может быть, это и были настоящие Боги-хранители Вятского? Обыкновенные люди, живущие на своей земле, созидатели и собиратели, полные любви к родным местам. Будто подтверждением этому, в ближайшем окне мелькнул  и скрылся за занавеской смутно знакомый розовый вязаный берет…
В жизни всё бывает уравновешено, и за всплеском положительных эмоций всегда следует череда разочарований. И романтическая история о том, как молодой богатый купец-промышленник Никита Понизовкин* полюбил прекрасную иностранку Розу** и построил ей в подарок на берегу Волги необыкновенной красоты замок в готическом стиле, разбилась вдребезги о суровую действительность: чугунная ограда, на воротах – внушительного размера замОк.
- Частное владение. Войти можно. Через пруды. Входная плата, как за рыбалку, – пояснила недовольная особа, восседавшая на пластмассовом стуле у входа в здание по ту сторону ограды: только что там смотреть? Ведутся ремонтные работы.
Путешественники переглянулись. До «входа через пруды» было около километра, и столько же, соответственно, обратно по территории. Павел с Мариной, пожалуй, сбегали бы, но тётя Мила… К тому же, оплата за мифическую рыбалку, помноженная на четыре лица… и всё для осмотра строительных лесов и прочих ремонтных атрибутов? Они решительно повернулись спиной к надменным башням «дворца» и, отсекая прежние намерения, пересекли Рубикон асфальтового шоссе. Там, всего в десятке метров от дороги, окаймленная низкими травянистыми берегами, вправо и влево бескрайней синей скатертью расстелила свои знаменитые Костромские разливы Волга. Вот где воля-вольная, ни заборов ни оград… Мелкие волны покачивали привязанную у берега лодку. Может быть, и дед Мазай где-то недалеко? Зайцев проведывает перед зимовкой, морковкой угощает… Здесь, у воды, было так хорошо и спокойно… но пора было двигаться дальше.
Уже через несколько минут они озадаченно разглядывали спуск с шоссе к дому-музею скульптора Опекушина***. Довольно крутой глинистый уклон оканчивался топкой грунтовой площадкой внизу.
- Если спущусь на машине, могу назад не выбраться, - рассудила Светлана.
Подходящая для парковки обочина нашлась только метров через сто. Оставив усталую тётю Милу в машине, Марина, Павел и Светлана вернулись к дому-музею. Он сегодня - не работал!!!
В любой ситуации можно в одинаковой степени найти поводы как для расстройства, так и для веселья. Решили выбрать второе и, радуясь отсутствию ограды,  совершили круг почёта вокруг закрытого музея. Были обнаружены: постамент без памятника с надписью «скульптору-академику А.М. Опекушину», два плотно затянутых ряской небольших, но о-очень живописных прудика, круглая площадка под липами и множество белых садовых скамеек различной формы, расставленных там  и тут под деревьями. Сам дом виновато поглядывал синеглазыми окнами на своих не вовремя пришедших гостей. Кружевные узоры наличников будто смущенно улыбались: «Приходите в другой раз, будем рады…» С этим тёплым ощущением и отправились сначала по обочине к машине, а потом дальше, вслед за склоняющимся к закату солнцем.
Когда вся дружная компания подходила по серым плиткам дорожки к часовне-усыпальнице Некрасовых****, длинные вечерние тени уже тянулись к красной кирпичной стене усыпальницы, касались белых стен церкви Благовещения, терялись в зелёной траве среди могил маленького церковного погоста. Здесь тоже никого не было в этот вечерний час, но заботливо сложенная в углу двора поленница дров, яркие цветочные грядки вокруг храма, расписание богослужений в рамочке возле входа – всё говорило о скромной непреходящей жизни этого места, одного из многих, и единственного своей причастностью к судьбе великого русского писателя.
Где-то рядом была знаменитая Карабиха*****, но на сегодня  впечатлений пожалуй было достаточно. Серая лента дороги начала отматывать километры назад, к дому.
.

*) - Никита Андреевич Понизовкин(II), наследник купеческого рода,
предприниматель- промышленник, наследственный владелец крахмало-
                паточных заводов в Ярославской обл.;
**) - Роза Павловна Бурсиан, австрийка по происхождению;
***) - Александр Михайлович Опекушин, русский скульптор, академик и
Действительный член Императорской Академии художеств, автор памятника
А.С.Пушкину в Москве, уроженец Ярославской обл.
****) - в часовне-усыпальнице в селе Аббакумцеве Некрасовского р-на
                Ярославской обл. покоятся родственники поэта Н.А.Некрасова:
                отец А.С.Некрасов, первая жена брата Фёдора С.И.Некрасова и их
                дети Николай и Мария.
*****) - Карабиха – музей-заповедник Н.А. Некрасова