Похвальное слово глупости. Подражания

Людмила Борман
  ПОХВАЛЬНОЕ  СЛОВО ГЛУПОСТИ
попытка  вольного изложения бессмертного произведения в стихах

                Я многословие мудреца Эраста
                перескажу для тех,
                кто тешится не чтением книг,
                а слух ласкает и глаза
                картинками и звуками экрана.
                Но  Слово вдруг зацепит глаз их
                и осознает Глупость глупость.
                И вряд ли мне все главы одолеть,
                суметь бы треть!
                Ты не взыщи, читающий читатель,
                Коль я добавлю собственную чушь
                и несколько смешных, на мой взгляд,
               
                отсебятин!

 Не буду я  преамбулу Эраста превращать в стихи
 Мне неподвластно это  многословие.
Последую сестре таланта, напишу такое предисловие:
« Там не пути из солнечной Италии в туманный Альбион,
решил верхом на длинной хворостине  сыграть в бирюльки он
и в радость тем, чьи уши способны только дифирамбы слушать,
воздать Хвалу прекрасной Мории, так Глупость звали с древних пор,
и другу посвятить, чье имя было Томас Мор»

       Главы 1- 6 (Глупость о себе)

Пусть грубияны говорят, что им взбредет,
хоть каждый мнит, что Глупости он чужд,
но  посмотрите, как  светлеют лица,
когда на кафедру взойдя, несу я чушь,
скучнейшее  собранье начинает веселиться
так, будто   выпило  горячий  пунш!
А  ведь до этого умнейший  ректор
пытался научить, как сбросить груз забот
все слушали, имея лица, такие,
будто завтра всей толпой идти на эшафот.

Подобно тем, кто воздавал умело похвалу Уму
я  вместо  менторской  тоски, как  скоморох  иль  шут
воздам хвалу самой себе и пусть все мудрые от зависти умрут!
Пусть глупо, только как  мне  не  трубить об этом,
когда  сама  себе  глупец и на дуде себе  игрец ? При этом,
скромнее я того, кто скромностью ведомый и стыдом,
 боясь себя, найдет продажного ритора-пустозвона
чтоб   слушать похвалу себе из чуждых  уст,
да и поверит сам, не  мухе он  подобен, а  слону!
Тогда, как я открыта и честна  и не  в  обиде,
что вместо благодарности выслушиваю вечную хулу.

Я не желаю остроумием блистать,
им  блещут те, кто пишет речи 30 лет,
потом читают так, как будто  сочинили на лету,
иные просто мысль чужую проскрипят,
так, между дел, как будто бы  свою.
Тогда как я, ведомая божественною  силой,
что в  голову  взбредет, тем и палю!

К чему слова, когда мое лицо, глаза, чело
все   обо  мне  вам  говорят!
И если кто- то вздумает представить все иначе,
мое обличье опровергнет этот  взгляд!
Всегда и всюду неизменна я,
а  те, кто  прикрывается  личиной  мудреца,
как  обезьяны в  мантиях, ослы во львиных шкурах
пусть  притворяются, но  уши  их  ослиные  торчат!

Когда б хотела быть мудроподобной,
тогда вставляла б я мудреные словечки,
чтобы звенели словно  бубенцы, иль
извлекла из древних рукописей пыль,
чтобы в глаза пустить тому,
кто ни  черта не понимает,
но громко хлопают ушами,
чтоб не сочли их дураками.»

                Вы предисловие прочитали.
                О главном дале
       Глава 7 ( о происхождении  Глупости)

«Итак… мужи? Ах да, глупейшие мужи!
Иначе не назвать всех сопричастных Глупости,
отец чей  Плутос и по велению которого вершится
все : мир и война, власть и суды,
советы и собрания, законы, браки,
игрища, искусства и  научные труды 
- не перевести дыхания!
А на кого прогневается он,
не  выручит  того  сама  Паллада!
Кому  благоволит, тому Юпитера благоволения не надо!
Вот он каков!
И родилась я  от  свободной  страсти свободного отца
и от  нектара, что хлебнул он  на  пиру  богов!»

                пожалуй подведу итог:
                На пиру богов  богатый, пьяный Плутос
                зачал дочь  Глупость!
                Подчеркиваю — на пиру Богов!

   Глава 8 (о том, где Глупость родилась)

« Где  родилась  я? Уж не там,
где сеют, пашут, жнут,
а там, где нет труда, но житница полна!
Где на полях ты  не  увидишь  всякой  дряни,
подобной луку иль бобам,
но  розы и фиалки, лотосы и панацеи
ласкают взгляд и обоняние там!
Не козы грубым молоком,
две нимфы нежные нектаром
меня вскормили!»
                Да, кто бы сомневался в силе всемогущих!
                родиться Глупость может только
                в  райских кущах!

        Глава 9 ( о слугах Глупости)

«Вот  список  слуг, кто  помогает подчинять
мне смертных и отдавать приказы власти:
Филавия и Лета, Колакия и Месопония,
Анойе, Гедонэ, Трюфо, Котос и
Негритос Гипнос.»

                У вас  не  закружилась голова?
                Перевожу для тех, кто с  райским миром не знаком:
                В забвении и самолюбовании своем
                прими лишь лесть и лень, и  наслаждайся
                в безумии чревоугодием, разгулом, чтоб потом
                сорваться в беспробудный  сон!

       Глава10 (о божественной силе Глупости)

« Теперь вы знаете, каков мой круг,
мой род  и  воспитание, и свита
и если кто подумал  вдруг,
что зря зову  себя  богиней,
ты  ошибаешься, мой друг!
Ведь у  меня божественная  сила!
Коль боги помогают смертным
дав им вино, хлеб и огонь,
так я щедрей богов!
Всеобщей глупостью моей кормлю
самих богов, не только смертных!»


     Глава11(  все Глупости обязаны за жизнь)

«Теперь скажите мне, что слаще,
драгоценней жизни?
И здесь обязаны вы только  мне!
Ведь даже Зевс, забыв величие титанов,
впадает в глупость, бегая за нимфами резвее  Пана.
У тела есть добропорядочные  части,
которые не стыдно обнажать
и не страшась  насмешек, можем называть,
но  есть  одна которая, как  чистый  срам.
И вызывает  только  хохот  и  насмешки
Но  именно  она -  источник  наслаждений
и  начало  жизни.
И даже  самый  стойкий  стоик,
забыв  премудрости и твердокаменные догмы,
в  безумие  впадая, рискуя стать отцом,
начало это обнажает!
Какая б женщина сподобилась  рожать,
когда бы думала о муках род?
Но тут на помощь всем приходит Купидон,
а  вместе с ним Анойе, Лета, Гидонэ,
и вот уже рождается  угрюмейший ритор,
монах, порфироносец,  даже сам, кто на Олимпе!»

               
        Глава 12 ( о  наслаждении)

Что  наша жизнь  без  наслаждений?
Все, что  приятно  доложу я  вам — мой дар!
И если ты настолько глуп,
что  согласился с моим  мнением
то значит, не настолько мудр,
чтоб отворачиваться от наслаждений!
Те лицемеры, что клеймят его,
чтобы толпа не ведала услад,
клеймят, но потому, что сами этого хотят!
Что этот мир без неги? Скушен, сер, угрюм.
И как не вспомнить тут  Софокла:
Блаженна жизнь, когда живешь без дум!»

                Тут  комментировать  не вижу проку,
                всю жизнь я  верила  Софоклу!

        Глава 13 ( Глупость - счастье)

« И в доказательство  тому,
кто так  чарующе беззуб,
кого  ласкают и лелеют все с пеленок,
кто  абсолютно глуп -  ребенок!»

                Согласна с автором  во  всём,
                чтоб быть  счастливым, будь дитём!

« Иль вот. Кто не  мечтает юным стать опять?
А почему? Милей быть юным дураком,
чем стариком, согбенным жизнью и умом.
И тут  на помощь  старости приходят
мои  божественные  силы.
И возвращают в детство всех
стоящих  у  могилы.
Веду я стариков  к  истоку  Леты
и там, испив ее  воды,
они смывают со своей души заботы
и набираясь новых сил, становятся детьми.
Но если вдруг кто в полной  памяти
и  может  рассуждать
не дай вам бог узнать
с ним за бутылкою  винца
все жалобные мудрости старца!
Уж лучше быть  поближе к детству,
без отвращения покинуть этот  мир,
не  сознавая  смерти.»

                Мораль тут вовсе не мораль:
                Несносней нет  мальца,
                что в юном  возрасте умнее  мудреца!
                И нет несносней   старика,
                который в полной памяти
                и остроте  ума!

        Глава  14. Мудрость глупости

« Теперь сравним мои благодеяния
с  деяниями  богов.
Ведь даже тех, кому они благоволят
с легчайшей легкостью во  гневе превращают 
в птиц, насекомых и зверей и даже змей,
лишая образа, они  их  убивают.
А я? Его не изменяю, как был дурак,
таким и оставляю!
Нет, посмотрите  вы  на  тех  угрюмцев,
опустошивших душу размышлением
коварного  ума и скучными занятиями
науки  иль  труда!
Так  высушили жизненные  соки,
что стали серы, хмуры, колченоги.
А на  моих вы  посмотрите  дурачков?
Белы и веселы, розовощеки,
с холеной  шкуркой, словно  поросята!
И  юность удержать и  старость отдалить
способно  только я, ребята!»

         Глава15 ( о глупости небожителей)

Да, что о смертых  говорить!
Вы  обыщите  небеса,
чтобы найти хотя бы  одного,
кто обошелся  без  меня.
Вот вам пример: кудрявый,  пьяный  Вакх,
поскольку вечно на весельях и пирах.
И наплевать ему на тех,
кто называет его дурнем и болваном,
предпочитая эту участь кузьне грязного Вулкана
или судьбе  козлоподобного уродца Пана.
А вечное дитя и шалунишка  Купидон?
Не потому ли он таков,
 что  предпочел  меня, а не Палладу
с  ее  свирепым  взглядом?
Иль золотая  Афродита? Не потому ль краса ее цветет,
что нет в ней дум и всяческих забот,
а  только  смех? Но даже боги те,
которые хмуры, степенны и  умны,
исполнены моим всепокоряющим  успехом!
Не буду повторять Гомера и других поэтов,
прочтите сами и узнаете об этом.»

                Прочла, возник  вопрос  такой:
                Коль небеса наполнены  гульбой,
                Что делать простакам  под глупою луной?

     Глава 16 (о соотношении ума и глупости)

Настало  время небеса на землю опустить!
Ой, что я говорю! Спустится мне с небес на землю.
Согласно стоикам, быть мудрым, значит, следовать уму,
а глупым подчиняться  чувств внушению.
Был добрым Зевс, чтоб не был мир уныл и скуден,
людей он в большей  мире  чувством одарил,
чем  разумом, в соотношении
грана к унции, то есть одного к четырёхстам
иль около  того.
И наконец, он  заточил весь ум
в  такую  камеру, как  череп,
а остальное тело  волнению страстей отдал
и подчинил жестоким двум тиранам, которым  имя:
Гнев, засевший словно в крепости в груди
и Похоть, завладевшая всей  нижней  половиной.
Что  может Разум в одиночестве против таких врагов?
Пусть он вопит и день и ночь до петухов,
а толку?

                Тут  вставить бы и мне словечко,
                да глупый разум не находит слов!

  Глава 17 ( о женщине и о себе, как женщине)

Мужчины, чтобы  миром  управлять,
заполучили больше разума,
чем те, к которым отношусь сама.
Но если просят у  меня  совет,
что чаще делают, чем  иногда,
то говорю: Женитесь! Да, да, да!
Вот  с  этой  милой, глупой, непонятною  скотинкой,
чтобы  она  крепила бестолковость вашего  ума!
Пусть не в  обиде будет женщина, как не в обиде я
и пусть воздаст мне лучше похвалу
за то, что  счастлива  она
в отличии от  мужа под тяжким бременем тирана и труда!

Начнем с того, что  красота для женщины
превыше  всякого на  свете.
И щечки пухлые, и тонкий голосок, и кожа нежная -
совсем, как  дети!
А для чего? Чтобы  завлечь  мужчин.
Наряды, протирания, омовенья,
мази, благовония, раскрашенные лица,
дорогие безделушки, искусно увеличены
отдельные  места -  ну это ли  не Глупость там,
где  эта  суета?
А уж какими дураками становятся достойные мужи
готовый  упасть  от  вожделения!
Теперь вы  видите, каков любви  исток,
сильнейшего  земного  наслаждения!»

                Главе я  подведу  итог:
                Когда б не глупость женская,
                мужик  с  тоски бы  сдох!
                Но стало мне обидно за Платона,
                который, может, глупости писал,
                но ум он женский все же признавал!
               
               
                Глава 19 ( о пользе пьяного веселья)

« Но для  кого то высшее  блаженство,
    увы, не женщины. Веселый пир.
Возможен он без женщины? Возможен.
Но без  приправы глупости  ничтожен.
Не  можно  пить  унынием  разбавляя
вино и  круг  друзей  по  скуке.
И потому в то  время, когда брюхо
снедью веселят, глаза и уши кормит шутка
иль грубая игра.
Ведь для десерта кок незаменимый я!
Не  семь же греческих мудрецов
призвать, чтобы читали нудные  трактаты,
вместо  того, что  устанавливает Глупость-
застольные  веселые обряды -
заздравницы, питье  по  кругу,
жребий по избранию короля,
без дум о предстоящей тризне.
Чем больше глупостей, для смертных тем полезней,
ибо печаль не  удлиняет  жизни!»

              Тут  ливер  мой  довольно громко заворчал.
               Понятно дело — от пиров  устал!

       Глава 19 ( о дружбе)

« Возможно,  среди  нас  они остались
те, кто  находят  в  дружбе  радость
и  полагают  дружбу  лучшей среди всех  вещей,
необходимой словно воздух и вода.
Все это глубоко достойно уважения.
Недаром мудрецы ее перечисляют
средь высших  благ!
А ну, как я  вам  докажу,
что Глупость тот  корабль,
что доставляет это  благо  вам?
Не  прибегая  к  силлогизмам 
и  прочим  хитростям,
а просто пальцем ткну?
 Скажите, можно ли остаться другом
не  потакая  слабости  друзей,
закрыв глаза  на  недостатки,
быть вечно  в  восхищении,
вместо возмущений?
Что может быть глупей?
Во имя дружбы  Ложь сродни
вранья ради   Любви!
А это ли не Глупость?

Средь смертных мало мудрецов.
Меж них друзей  немного.
Подобное сближается  с  подобным.
А коль вокруг сплошные дураки,
то и дружить им будет не с руки!
Поскольку видят строгие глаза
пороки у других, не у себя.
И шансов нет у Аргусов  вкусить
всю сладость дружбы с Вакхом или Паном,
пока не призовут меня!
Да что там  говорить! Без слов все ясно!
Необходимо быть слепым, как  Купидон,
чтобы  уродство смешивать с прекрасным!»

                А я воспользуюсь, пожалуй. силлогизмом:
                Платон  мне друг,
                друг тот, кто истины дороже,
                лги, если друга  хочешь сохранить,
                но  станешь дураком ты с этой ложью!

      Глава 20. О брачном союзе

Все  вышеперечисленное  применимо  к  браку
к союзу меж двумя,рассчитанный на жизнь,
которую   раскрашивают  ложью,
притворством, прочим всем, что на меня похоже.
Бессмертный Боже! Разводов было бы тысячекратно больше!
И были браки бы вообще, когда до свадьбы ими не владела Глупость
и не скрывалась бы под  маской лжи?
Воздайте благодарность мне друзья,
что в  мире дом  и  дружная  семья!»

                А вот, что сочинила я:
                Один глупец был вечно пьян.
                однажды  протрезвев, узнал,
                что он рогат. И сразу поумнел.
                Теперь не пьян и не женат.
                и с рожей, словно  муху съел.


      Глава 21. О пользе  Глупости.

«И что же  получается?
Как бы не я, народ не мог сносить государя,
раб- госпожу, а госпожа- раба,
Служанка- госпожу, а госпожа -служанку,
друг- друга, муж- жену,
а квартирант- домохозяйку.
Сожителя — сожитель,
( О, Господи прости!)
когда б друг друга не кормили лестью,
не  продолжали глупости  плести,
не  ставили бы выше правды ложь,
на  что бы этот мир в итоге был похож?
Но, погодите, есть вопросы  поважней.
На этот я отвечу в свете лучших дней!»

       А в свете наших дней, отвечу я :
      За пять сот лет не  изменилось ни...чего!

      Глава 22. О самодовольстве

« Как  вам  вопросы  эти:
Полюбит ли кого, тот, кто себя так люто ненавидит?
С кем сговорится тот, кто сам с собой в разладе?
Кто сам себе противен, может быть другим приятен?
Попробуйте ответить трижды «да»
и будете себе противны навсегда!
И это  ваше «да», любую сладость превращает в гниль.
Что толку в красоте, коли она гнила?
Что толку в юности, когда её  смешали
с  закваской  старческой печали?
Изящного, что можешь ты произвести,
покуда я не встану на твоем пути?
И что полезного способен  изобресть,
когда ты сам  себе не в  честь?
Освистан будешь, как  актер  или  поэт,
как врач в ничтожестве покинешь этот свет.
Когда  твой жребий совпадет с твоим желаньем,
тогда ты счастлив! Но только я могу тебе помочь
и будешь ты доволен своею красотой, умом,
происхождением, отечеством,
до  степени  такой, что будешь не согласен
меняться этим даже с жителем Счастливых островов.
Так  удивительно  природы всеустройство-
при всем  многообразии , всех уравнять.
И чем?  Самодовольством!»

                Увы! Похоже, с тех времен для нас
                скорее  мачеха, чем мать, природа.
                Не потому ль вкусней сейчас
                капуста из чужого огорода?

      Глава 23. О причине войн

« Как глупо, когда ты  вступаешь в битву,
мечтая победить, а одержав победу,
считаешь барыши, а там сплошные протори!
Но вспомнив остальных, ты  счастлив,
что жив, а не убит! И в данном случае
 и ты, и мертвецы — глупцы!
Но толку что от умников в войне?
Коль на войне  они, то вовсе не  умны!
А мудрецы на то и мудрецы,
что видят где начало, каковы концы.»

              Тут, как всегда! Война лишь небожителям нужна
              Не важно глуп или  умен, когда  войною  полнится казна

        Глава 24. О  глупости мудрецов.

Что  толку  умным быть,
коль  повседневности сильнее  мудреца?
Вот  вам  пример  мудрейшего  из  мудрых,
который  сам  свою же  мудрость  отрицал,
считая, только богу  нужен  ум,
а смертным надо просто слушаться Отца.
Имею я в виду  Сократа,
который громко свои мысли оглашал
и докатился до бокала с  ядом!
А  ученик  его  Платон, не  так  умен,
и потому  заткнулся он на первой  фразе,
смущенный  возмущенною  толпой,
но  будучи  преславным  адвокатом!
И после этого осмелился  писать,
что государства те блаженны,
где повелителем философ, властелин,
что философски  может  рассуждать.
Марк Тулий  ему  в  помощь!
Когда тот  на  трибуну  залезал,
как  лист  осиновый  дрожал.
А если б в  ход пошло железо?
Он с поля боя  первым бы бежал!
Таких примеров много можно  привести:
Катоны оба, Гракхи, даже Марк Антонин.
Спросите Клео. Она может рассказать
о мудрости царей огромное число историй!»

                Пришли  иные  времена,
                народ  повсюду  стал  умней,
                но  почему не  видим мы  ума
                у  нынешних  властительных  мужей?

      Глава 25. О  том, как  сильна Глупость

« Однако, пусть  способны к  власти  мудрецы,
   как  к  музыке ослы,
но  даже  череда  обычных  дел, не их  удел.
Пришел такой  на  пир — и  сразу  всех  смутил
не в тему  разговором иль  молчанием  угрюмым,
стал  танцевать — как  вол, вмешался  в  разговор -
и  напугал, как  волк,  в  театр  пришел — и  убежал актер.
Повсюду  ограничен он, нет, не  умом,
стыдом, излишней  совестью и  малодушием.
Тогда как  вседерзающий  дурак,
вращаясь  в  самой жизни-гуще,
приобретает разум  в  тот же миг,
иль как  сказал  Гомер: « В событии и безумный зрит!»
У мудреца две закавыки на пути:
туманом душу  обволакивающий стыд 
и  страх, перед лицом врага топящий душу.
И только Глупость, разогнав и стыд, и страх,
преграды на пути своем  разрушит!
Тот  рассудителен, кто понимает  суть  вещей -
так мы считаем, но все зависим от того, как понимаем.
Любая  вещь  имеет  два  лица,
что  друг  на  друга  не  похожи.
Вот смотришь, кажется, что смерть,
заглянешь внутрь, а там живые рожи!
Под  красотой  скрывается  уродство,
под изобилием -  нищета,
позор — под славой,
под  ученостью — незнанья тьма,
под благородством — низость,
под веселием  -  печаль,
под дружбою  вражда,
под  пользой  -  вред,
короче говоря, сорви с Селены маску,
увидишь, где  скелет!
Вот вам пример за  просто так:
Король  богат и знатен, но  если  он  недобр и жаден,
то  самый  нищий  он  бедняк,
а  будет  он  приверженец  пороков,
то  и  того  страшней -  презренный  раб!
Зачем  нам это, спросит некто,
сейчас  узнаете, куда  клоню.
Сорви  с  актеров  маски
и расстроишь представление
- вот  так  и  жизнь, как некая  комедия
в которой люди, нацепив личины,
без  устали  играют  роль свою.
Что, если  вдруг какой-нибудь  мудрец
решит все  обнажить
и показать всю правду жизни?
Поднимет  крик, что господин — не господин, а раб,
а  умерший отец не хочет тризны,
потому  что жив, а славный дворянин -безродный нищий?
Что может быть глупей  непрошенного гостя,
кто угощенье  пойлом  обозвал,
нарушив  пиршества  закон:
« Иль  пей, иль  вон пошел!»
Такому  имя  Сумасброд.
А  рассудителен лишь тот,
кто  не  стремится  быть себя мудрее
кто  принимает  недостатки  смертных,
и  заблуждается  он  вольно  и  невольно,
потом  покается и этого довольно!
Но это  Глупость, скажите вы мне.
Да глупость, как  комедия  любая.
Но если   представление  давать,
то лучше уж смеяться, чем рыдать!»


               Пожалуй, завершу на этом перевод.
                Еще на 30 глав не хватит глупости, ума и  духа.
                В то время, как  меня  на  кухне ждет,
                с  бутылкой красного  старинная  подруга.
                Мы выпьем с ней за глупости, которые вершили
                и вспомним, как мы счастливы в них были!

11.03.2020