google.com
МОЦАРТ -и САЛЬЕРИ
Великий Моцарт! Кто его не знает?
Преодолев все рубежи времён,
И до сих пор его творенья с нами ,
А это значит , вместе с нами - он.!
Тот мир, который мы зовём подлунным,
На свет рождает гениев порой...
Всех восхищал, когда ещё был юным,
Своей он удивительной игрой.
Европа его встретила с восторгом,-
Во всех столицах вундеркинд блистал!
В нём смог увидеть мир талант от БОГА!
Для меломанов он кумиром стал!
Играл он богатеям и вельможам,-
Пиры приёмы, торжества, балы.....
В дома земных владык был Моцарт вхожим,-
Им, сильным мира , гении милы!
Но годы детства быстро пролетели,-
Он славу вундеркинда перерос,
И слушать его больше не хотели,-
На музыку упал маэстро спрос!
По-прежнему была она прелестной,
Романтикой к прекрасному звала.
Но не было мечты в ней чистой, детской,
И святость грёз она не сберегла.
Подругу на своём пути он встретил,-
Хоть не имел он к браку интерес,
Но всё ж создал семью. Родились дети.
Сам не заметил, как в долги залез.
В семейной жизни Моцарт не был счастлив.
И не старался сгладить все углы:
Его жена болела очень часто.
А он любил пирушки и балы.
Такая незадача получилась :
Не очень тёплым был семейный круг,-
Жена на водах где-то там лечилась,
А он с друзьями проводил досуг.
Охотно посещал все маскарады
В восторге был от прочей кутерьмы...
Друзья ему, как прежде, были рады,
Но деньги редко кто давал взаймы.
Судьба его не грела, не ласкала.
Читал о нём и грустно было мне:
Работал много, а платили мало.
Всё на леченье отдавал жене.
Вельможи перед ним закрыли двери...
Мне кажется, маэстро даже сник:
На пике моды был везде Сальери,-
Считали: Моцарт лишь его двойник!
2.
Сыграл плохую шутку Пушкин с нами,-
Не совершал Сальери тяжкий грех:
Зачем? Коль был увенчан орденами
И восхищал он сильных мира всех?
Он Моцарта затмил своим талантом,
А в остальном был перед другом чист.
Наставник знаменитых музыкантов:
Его ученики: Бетховен, Лист...
Был главным капельмейстером он Вены.
Там всех его амбиций пьедестал!
А Моцарт - друг его обыкновенный,-
Его он конкурентом не считал.
На гребне славы трудно удержаться,
Коль смог богатым и известным стать.
За честь с толпой приходится сражаться,
Стремящейся тебя оклеветать.
Клеветники без совести и чести
Убить, порою, могут их слова:
Из зависти, из подлости , из мести
Они плетут злословья кружева!
К тому же людям показалось странным,-
А публика на домыслы легка,-
Что Моцарт мир покинул слишком рано,-
Ведь не было ему и сорока!
3.
Нам Реквием его напоминает,
Чтоб мы спешили свой оставить след,
Что слишком быстротечна жизнь земная,-
Ещё сегодня здесь, а завтра - нет!
Рассказом не считаю я безспорным,
И убеждать кого-то ни к чему,
Что приходил тот незнакомец в чёрном,
Чтоб дал заказ на Реквием ему?
Душа писать Гимн смерти не хотела,
Где каждый звук похож на плач и стон.
Внезапно боль его пронзила тело.
Подумал Моцарт в страхе: «Кто же он?»
О смерти мысль душа не принимала...
Но ветер злобно выл в трубе печной...
Вдруг понял то, что сил осталось мало,
И путь его кончается земной!
-Мне холодно с тобою! Взгляд твой мрачен,
Как будто в страшный мир теней окно!
А Реквием? Кому он предназначен?
-Не всё ли, музыкант, тебе равно?
Стоял сперва в оцепененье гений,
Потом работать исступлённо стал ...
Из мира мёртвых приходили тени
И наполняли плачем нотный стан!
Казалось бы привычная работа,
Но каждый звук сгущал на небе тьму.
И сердце болью сжалось отчего-то...
Вдруг понял: -Этот Реквием ему!
4.
С другими бедняками в общей яме,-
На гроб его Сальери деньги дал,-
Маэстро похоронен был друзьями...
Декабрьский ветер Реквием рыдал!
Мир памяти людей не идеален:
Злодеем может стать в нём и святой
Сальери больше Моцарта «отравлен»-
Не ядом, но людскою клеветой.
Не Пушкин одурачил всю Планету,-
Фальшь в кулуарах Вены рождена.
Простим её мы нашему поэту,
Он верил слухам — в том его вина!
У памяти людей свои законы,-
Всё лишнее стирают времена:
Забыты принцы, герцоги, бароны...
Мы лишь немногих помним имена.
Красавицы, что на балах блистали
И пили с кавалерами вино,
На кладбищах холодным камнем стали.
Забыли люди их давным - давно.
Что ждёт за гранью смерти, мы не знаем,
Но верим, что у жизни нет конца!
Все те, кого добром мы поминаем,
В любви блаженны нашего Творца!
…..............................
Во;льфганг Амаде;й Мо;царт,
Род. 27 января 1756, Зальцбург — Ум. 5 декабря 1791, Вена)
Из интернета:
По свидетельству современников, обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Моцарт широко признан одним из величайших композиторов: его уникальность состоит в том, что он работал во всех музыкальных формах своего времени и во всех достиг наивысшего успеха[1]. Наряду с Гайдном и Бетховеном, принадлежит к наиболее значительным представителям Венской классической школы.
Конец цитаты.
За свою небольшую жизнь он создал несколько опер, 17 месс, более 50 симфоний и 27 концертов. Найти в Вене спрос на все свои творения Моцарт не мог, поскольку в музыкальной жизни Вены полностью властвовал приближённый к императору Сальери и его ученики: Бетховен, Шуберт, Лист.
Антонио Сальери
Род. августа 1750, Леньяго, Венецианская республика — Ум.7 мая 1825, Вена) —
итальянский и австрийский композитор, дирижёр и педагог.
Из интернета:
Ученик и последователь К. В. Глюка, автор более чем 40 опер, многочисленных инструментальных и вокально-инструментальных сочинений, Сальери был одним из самых известных и признанных композиторов своего времени и не менее прославленным педагогом: среди его учеников — Л. ван Бетховен, Ф. Шуберт и Ф. Лист
. В Вене на протяжении 36 лет (1788—1824) Сальери занимал пост придворного капельмейстера — один из самых важных музыкальных постов в Европе.
Оперы Сальери, кроме Австрии, с огромным успехом шли во всех странах Европы, вызывая восхищение у монархов и простого народа.
Его любимый ученик Шуберт в одной из кантат посвятил Сальери такие слова:
Лучший, добрейший!
Славный, мудрейший!
Пока во мне есть чувство,
Пока люблю искусство,
Тебе с любовью принесу
И вдохновенье, и слезу.
Проклятием Антонио Сальери стал миф о его причастности к смерти В. А. Моцарта, распространившийся, несмотря на постоянные опровержения, в некоторых странах (В России, главным образом, благодаря «маленькой трагедии» А. С. Пушкина). Состоявшийся в 1997 году суд официально признал Сальери невиновным в смерти коллеги"
/Конец цитирования./
Доктора Клоссе и Саллаба диагностировали у Моцарта «острую просовидную лихорадку» (такой диагноз был указан и в свидетельстве о смерти); доктор Э. Гульднер фон Лобес, впоследствии главный врач Вены, называл эту болезнь «ревматической воспалительной лихорадкой».
Сам Моцарт, будучи мистиком и масоном, смерти не боялся.
Он писал:
«…смерть есть подлинная конечная цель нашей жизни. За последние два года я так близко познакомился с этим подлинным и лучшим другом человека, что образ смерти для меня не только не заключает в себе ничего пугающего, но, напротив, даёт немало успокоения и утешения! И я благодарю Бога за то, что он даровал мне счастье понять смерть как источник нашего подлинного блаженства».
— В. А. Моцарт, письмо отцу, 4 апреля 1787г.