16 Если сильно хочется или автомобильная авантюра

Юрий Мотин
На Чукотке, впрочем как и везде тогда в Союзе, при каждой административной единице существовали две важные очереди – на жильё и на машину, которые были только на бумаге. Я, как и почти все северяне, имел материальную возможность покупки машины, поэтому тоже, как и многие тысячи других жителей нашего района, стоял в очереди на автомобиль при нашем райисполкоме.
В этих очередях можно было стоять всю жизнь и всё без толку, по разным причинам. Объяснять всю эту "кухню" нет смысла, Кто жил в то время знает и о разных категориях льготников, и о всякого рода блатных, о подтасовках и разного рода махинациях с очерёдностью. Хорошо всё это показано в фильме "Гараж" Эльдара Рязанова.
Поэтому на то, что мне дадут по очереди машину, я не рассчитывал. А вот мой тесть – ветеран В.О.В. Борискин В.А., вполне мог её получить, так как был единственным ветераном в районе, стоящим в очереди. Но ему, конечно, машина была не нужна.
Куда на ней на Севере ездить, да и возраст был приличный, здоровье плохое и зрение никудышное. В очередь он встал по просьбе своей дочери Тани, по совместительству моей жены, потому что это был единственный реальный шанс нашей молодой семье стать обладателем "колёс".
"Если вдруг тебе дадут машину, когда мы будем в отпуске, - говорили мы ему перед отъездом в отпуск, - оформляй документы на машину, оплачивай, (деньги в виде аккредитивов, мы ему оставили). Делай доверенность на зятя (то есть на меня) и высылай всё это почтой, а лучше привези сам, ведь ты тоже едешь в отпуск в этом году в августе.
А там уже наше дело. На том и порешили.
Весь свой отпуск мы посвятили не отдыху, а приведению в порядок дома, сада и всего запущенного и загаженного, без преувеличения прежними хозяевами, участка. Об этом я уже писал в предыдущей заметке. Пока мы трудились, не покладая рук, наш отпуск постепенно подходил к концу. Оставалось чуть больше месяца, когда к нам приехали Танины родители Борискины отдохнуть и погостить у нас последние дни лета. 
"Ну что, Владимир Александрович, - спросил я его по приезду, - Видать с машиной "пролёт?" "Ну почему же пролёт, - ответил он, - Дали мне машину, "Жигуль" шестёрку, как я и просил. – И где документы на неё, - в счастливом предвкушении спросил я.
- А документы, - невозмутимо ответил тесть, - надо было ехать оформлять в Магадан, а у меня билеты на руках уже лететь в отпуск, вот я и не успел. Вот только бумаги с райисполкома на её получение и ваши аккредитивы и привёз".
Мы так и сели! Это была катастрофа! С Украины лететь в Магадан, когда отпуск заканчивается и всё оформлять – это было просто нереально. Билеты на Север покупаются за полгода. Сейчас их просто нет. Да и денег лишних на билеты туда и сюда, тоже. Были и другие нюансы, но эти детали для читателей не интересны. Я был в полном отчаянии, заветная машина просто уплывала из под носа, из-за такого неудачного стечения обстоятельств. Но мне очень сильно хотелось купить себе машину по нескольким причинам. Во-первых, деньги уже начали обесцениваться и вот-вот рубль мог рухнуть. Тогда плакали все наши на неё сбережения. Во-вторых, в частном доме в 40км. от Харькова, машина была очень даже нужна. И как рабочая лошадка для мелкого бизнеса, и как транспортное средство для всей семьи в посёлке, где до электрички надо было пешком "пилить" 40 минут, а автобус напрямую в Харьков не ходил. Да и вообще, зря я, что ли права получал?
Я сел и начал мозговой "штурм" проблемы. Через час план был придуман. И хотя там было полно всяких, "но" - вполне выполним. Я поделился с женой его содержанием, на что она, удивлённо подняв брови, ответила: "Ну, я не знаю! Тут столько всего должно благополучно совпасть, что если он реализуется, то это будет чудо!"
Проблема была ещё в том, что тогда не было "мобилок", интернета и всяких гаджетов, как сейчас, с которыми всё что надо делается быстро и не выходя из дома. Да и домашнего телефона у нас тоже не было. И все проблемы надо было решать лично или при помощи телеграфа и переговорного пункта. Но у нас не было другого выбора - или пытаться воплотить в жизнь, то что я придумал, или сложить "лапки" и смириться с неизбежным.
Но это было не в моём характере и я начал срочно действовать.
Будучи в Германии в туристической поездке, мы познакомились с замечательной женщиной – Масоловой Людой с Магадана, с которой подружились и обменялись телефонами и адресами. По стечению обстоятельств, мы с ней часто контактировали по телефону на производстве. Она работала диспетчером центральных электросетей, а я был начальником смены станции. И вот, по долгу службы, я часто передавал ей по телефону во время дежурств, в Магадан оперативную сводку, заодно обсуждая с ней семейные новости. Люда в моём плане была главным звеном. Поэтому первый звонок от соседей – Лымарей, у которых телефон был, я сделал именно ей. Звонить пришлось ночью, из-за разницы во времени, чтобы не поднимать подругу с постели: "Люда, - сказал я ей, когда нас соединили, - Я к тебе обращаюсь с весьма сложной и необычной просьбой. Тестю, как ветерану войны, дали машину. Оформлять документы нужно было в Магадане. Он не стал этого делать, так как не успевал перед отпуском. Все бумаги на выделение привёз сюда, в Харьков, где мы сейчас отдыхаем в отпуске. Если ты сможешь и, главное захочешь, взять эту обузу на себя, ты нас сильно выручишь". Люда, тут же согласилась, сказав, что сделает для друзей всё, что в её силах. Только попросила подробно объяснить, что и как ей надо делать. "Значит так, - начал я рассказывать ей свой план. – Завтра же я беру тестя и мы оформляем у нотариуса доверенность на твоё имя на право оформления документов на машину тобой в Магадане от его имени. Для этого прямо сейчас, дай мне свои паспортные данные. После этого, я сразу же вышлю документы на оформление и доверенность почтой на твой адрес. Как только получишь, то срочно иди и оформляй, потому что времени у нас в обрез, отпуск заканчивается. Сама знаешь, как долго идёт почта туда и обратно. Деньги в сумме 9000 рублей для оплаты за машину, я завтра же сниму с аккредитива и вышлю тебе телеграфным переводом. Готовые документы вышлешь почтой по адресу, который я тебе сейчас продиктую. Если весь процесс затянется, по каким либо причинам, созвонимся и я скажу, что делать".
И мы начали осуществление первой части плана. Я сразу же свозил тестя к нотариусу и оформил доверенность. Затем поехал в Харьков в центральную сберкассу, так как такую большую сумму в местной сберкассе отказались обналичивать. Что интересно, когда я там снял 10 000 тыс. и в кассе мне их выдали, тяжёлая рука легла на моё плечо и властный голос сказал: "А не хотите ли вы, товарищ, поделиться деньгами?"
 Уже наступили бандитские времена и на просторах, дышащего на ладан СССР, вовсю создавались и промышляли бандитские бригады. Я был об этом наслышан и даже знал одного довольно близко, он был моим соседом. (О знакомстве с ним, отдельный рассказ) Поэтому сердце моё ушло в пятки и я подумал: "Ну, всё Юра – это конец! Выследили и сейчас заберут всё до копейки!" Но повернувшись, я с удивлением увидел главного инженера нашей станции БРЭС - Афанасьева, который широко улыбался и протягивал мне руку. От сердца отлегло:  "А вы, Михаил Игнатьевич,  каким ветром, что здесь в отпуске? – спросил я, успокоившись. – Ну да, - ответил он, - Ведь я здесь живу и Харьков моя родина". Это тоже была встреча из серии - "Мир тесен", о которых я уже писал.
В общем, всё, что от нас зависело, мы сделали быстро, но вот документы шли до Магадана слишком долго, целый месяц, и это поставило всё на грань провала. Мы несколько раз звонили Люде, но ответ был неизменно один: Документы ещё не пришли.
Когда Люда, наконец-то, их получила и оформила, буквально за один день, до конца нашего отпуска оставалась ровно неделя. Всё остальное сделать за этот срок было просто нереально. Если туда документы шли месяц, то и обратно будут идти, в лучшем случае дней десять. А их у нас уже не было. А ведь кроме этого надо было ещё ехать за машиной, гнать её обратно с Тольятти в Украину, оформлять в местном ГАИ, искать гараж, где она бы стояла ещё два года до нашего окончательного отъезда с Севера. Да и всякие форс-мажоры не исключены. Вариант с продлением отпуска не проходил из-за невозможности купить билеты на новый срок. Да и пойдут ли навстречу на работе мне и Тане – вилами на воде писано. В общем, этот вариант исключался. И тогда я включил в действие план "Б", то есть запасной, придуманный именно на этот случай с задержкой из-за почты.
План "Б", положа руку на сердце, был просто авантюрой, но другого выхода не было.
Я позвонил Люде и сказал следующее: "Людочка, спасибо большое за хлопоты, но высылать почтой бумаги не надо. Они просто не успеют дойти. Есть только один – сложный, авантюрный, но в принципе осуществимый план, который я придумал.
Сейчас ты немедленно едешь в аэропорт Магадана и находишь там любого пассажира летящего на Москву ближайшим рейсом, который согласится взять документы для передачи в "Домодедово". Если ты такого находишь, отдаёшь ему документы и не забудь спросить его Ф.И.О. и номер рейса, которым он вылетает с точной датой и временем прибытия в Москву. Скажи ему, что по прибытии, его вызовут к справочной, где его будет ждать женщина, которой он должен будет передать эти бумаги за вознаграждение.  Все его данные, время и номер рейса, сразу телеграфируй мне".
Так Люда и сделала и уже через несколько часов я знал Ф.И.О. курьера и номер его рейса, которым он уже завтра должен был прибыть в Москву с нашими бумагами на машину.
Тут же, я снова заказал телефонные переговоры с нашей хорошей знакомой Таней, живущей в Москве. На моё счастье, она оказалась дома. Ей, предварительно обрисовав ситуацию и заручившись её согласием, - я выдал такую инструкцию: "Танюша, завтра в "Домодедово" из Магадана прибывает во столько-то, такой-то рейс. На его борту будет человек, с такой-то фамилией, везущий нам документы на получение новой машины с завода в Тольятти. По прибытии рейса, вызовешь его по громкой связи через справочную и возьмёшь эти документы, отдав ему обещанное вознаграждение - 50 рублей, которые я тебе сейчас же  вышлю срочным переводом. Далее с документами сразу же едешь на "Курский" вокзал, находишь ближайший поезд на Харьков и через любого проводника, просишь передать документы. Проводнику скажешь, что документы в Харькове на вокзале, сразу же по прибытии, заберут за вознаграждение 20 рублей. Как договоришься и передашь бумаги, сразу звони по такому-то номеру. (Я ей дал номер соседей, Лымарей, у которых был телефон.) По этому телефону сообщишь номер поезда и вагон, где будут бумаги у проводника. Я его встречу в Харькове и сам с ним рассчитаюсь".
На следующий день Таня позвонила и сообщила, что всё прошло хорошо. Документы в аэропорту забрала и отдала проводнику первого вагона такого-то поезда, прибывающего завтра в Харьков вечером.  Этот сложнейший этап моего плана, проходил пока без осложнений, но у нас всё равно, к сожалению, оставалось  до отлёта всего шесть дней. Этого было катастрофически мало. Подумав, я сел и составил план дальнейший действий, после чего, начал срочно претворять его в жизнь. 
Первым делом я отправил жену в соседний посёлок - "Покровку", где жили наши кумовья Рожковы Вася и Люда. Люда была крёстной матерью моего сына, Максима. Её муж Вася был родным братом Саши Рожкова, нашего земляка с севера, по наводке которого мы, в принципе, и купили наш дом. 
Вася имел свою "Волгу" и по нескольку раз в году возил свой урожай с теплиц, в виде солений, продавать в Москву. Поэтому у него был богатый опыт дальних поездок по междугородним трассам. Он, единственный из наших знакомых, как нельзя лучше,  подходил на роль водителя для перегона машины. Сам я, всего лишь, закончил автокурсы и ни дня не был за рулём. А гнать машину за несколько тысяч километров по оживлённым трассам, конечно нужен был опыт, которого у меня не было. Вася был хороший водитель, но запойный и его жена Люба, согласилась отпустить его только при условии, если в качестве сопровождающего с ним поедет моя жена Таня и будет следить за ним, не давая ему нигде выпить. Конечно же, Таня на это согласилась и ещё, пообещала заплатить за его работу.
Пока она ездила договариваться, я собирал в дорогу то, что могло облегчить и ускорить получение машины. С севера тесть привёз 20 кг. балыка красной рыбы. И у нас ещё были на этот случай припасены растворимый кофе и лососевая икра. Добавив туда ещё пару коробок хороших конфет и пять больших плиток шоколада, я всё это хорошенько упаковал в баул. Далее я свозил тестя к нотариусу и оформил от него доверенность на получение машины на своё имя. Взял также, на всякий случай свой и его паспорт и побольше денег, мало ли что. Перед отъездом вечером я строго проинструктировал жену как надо действовать дальше, когда я получу машину и дам ей об этом срочную телеграмму. Таня всё поняла и обещала не подвести.  Как ей с трудом это удалось и как проходила моя поездка в Тольятти, я  расскажу в следующей своей заметке.