Натюрморт. Жизнь вещей

Лорена Доттай
Предметы, изображенные на натюрморте, - это метафоры, которые рассказывают историю. Метафоры отсылают нас к более глубокой действительности, чем та, что сначала бросилась в глаза.

Например, яблоки ассоциировались с женской грудью. У других фруктов - другие ассоциации. И, если мы посмотрим на голландские натюрмотры, то они необычайно чувственные... Или философские, тема carpe diem. Другие - необычайно реалистичные, фотореализм, да, известный нам trompe-l'oeil эффект.

Современники голландских натюрмортов умели прочитывать истории с картин. Сейчас это умеют скорее специалисты. Обычнее - мы смотрим на полотно, восхищаемся мастерством, видим первый смысловой слой картины, то есть, ее фасад, а дальше - ничего.

Что изменилось в наше время? Код, метафора в современном натюрморте стали индивидуализированными. У каждого художника своя "мифология", свой набор метафор.
Нам трудно прочитать картину, если нет ключа. Если сам художник не выскажется. В другом случае, ум перебирает и отыскивает собственные объяснения. Но если его на время отключить, начинается чувственное восприятие, оно идет поверх слов и умозаключений.

Натюрморт - это история вещей и их отношений. Их одиночество или тщеславие, радость или желание коммуницировать, обида или меланхолия, отверженность или нежность... Этими качествами наделяются предметы, они заимствуются у людей, являются репрезентантами их чувств и идей, которые владеют человеческой жизнью.

Они живут на полотне, созданном художником, в своей собственной атмосфере, в своем мире, который только на первый взгляд кажется неживым.