Человек

Нагибина Светлана Витальевна
     Человек — это то, во что он верит.
     Антон Павлович Чехов

Человек… Слово крутилось в мозгу уже несколько дней. Оно росло, выстраивало внутри какие-то невообразимые фигуры, наполняло сердце знакомой болью, копошилось в памяти, выискивая в глубинах сознания ответ на, казалось бы, простой вопрос: что такое человек?
         
Младенец Ум и седовласый Разум -
Делить взялись основу бытия.
Пищит один:
- Моя первооснова!
Безмолвствует другой:
- Моя.
Дошло до дела - Ум зашёл за Разум -
И ну! его бутузить жалом фраз,
В ответ мудрец дитя покинул сразу,
Не пряча на прощанье добрых глаз.
Но Ум настырный не угомонится:
- Я логик, теоретик, интеллект!
Доказывает, спорит, суетится,
А Разума при этом нет, как нет.
Разумный старец с облака взирает
Пустую бесполезную возню,
Порой плоды прощенья посылает,
Ломая логик детскую броню.
_________________________
Умы десятки вех от сотворения,
Ломают перья, копья и мечи,
А Разум накормил стихотворение
Ржаным горячим хлебом из печи.

     В это утро в моей памяти всплыла школа, уроки биологии. Венциона  Ивановна, наш  учитель, интереснейшая натура, русская тётенька  средних лет, со странным нерусским именем, уходящим корнями в северо-итальянские диалекты,  добрая, весьма округлых форм, ещё не старая  женщина, в зелёной юбке, любящая без памяти своего сына. Редкий урок биологии проходил без её эмоционального  рассказа о его успехах и неудачах. Любила. Нас она тоже любила, поэтому обиды на её взрывной итальянский характер ни у кого не было. Что же она нам рассказывала тогда, в далёком советском детстве, о Дарвине, о человеке и о том, что каким-то странным образом все мы произошли от обезьяны… Мы с Вовкой,  с моим Вовкой,  одноклассником и другом, будущим мужем, произошли от обезьяны…
     Чушь какая-то. Серьёзно рассказ  об обезьяне тогда не воспринял никто. Разве обезьяна может, к примеру, писать стихи? Эта грандиозная новость благополучно прошла мимо нас, ничуть не навредив нашим неокрепшим умам, как ещё одна школьная наука с ненужными мёртвыми знаниями, не имеющая к нам никакого отношения. Уже тогда, в школе, неосознанно присутствовало и во мне глубинное чувство Творца. Очень уж совершенен и прекрасен был мир вокруг, чтобы быть просто случайным совпадением обстоятельств.
     Опыт подсказывал, что человек – натура переменчивая. Жизнь человеческая коротка, словно искра летящая, а люди успевают за мгновение этого полёта примерить на себя множество обличий не только внешних, но и духовных. И всё же хорошо, что человек может меняться, как часть природы, которая сама по себе движение, то есть бесконечное изменение и обновление. Только вот  в природе всё прекрасно, чего не скажешь о человеке. По словам А.П.Чехова, «в человеке (только ещё) должно быть всё прекрасно». Но, увы и ах… человек до сих пор несовершенен. Сотни написанных научных томов, тысячи примеров прожитых по-разному жизней, миллиардное авторство судеб.
      Что для меня важно в человеке? Что я знаю о нём, исходя из своего воспитания и образования, жизненного и педагогического опыта, православного мировоззрения и веры…
      Задумалась, отправляясь в мир интересный и мало знакомый.

Я смотрю на тебя, человек,
И невольно сжимаю губы.
Чем ты сердце свое облек,
Суесловный, неверный, грубый.
Ты в чудовищной слепоте
Отменяешь любви законы -
Разлетаются в пустоте
По душе поминальные звоны.
Не шелохнется уж душа,
В удовольствия разодета,
Беспокойно к концу спеша,
Нарушает любви обеты.
И вовсю упиваясь грехом,
Мнит в беспамятстве своеволий -
Бесконечно искать фантом,
Что любим и знаком до боли.

     Тем временем в дверь позвонили и из прихожей бодрым голосом соседа донеслось: «Здравствуйте!» «Здравствуйте», - на автомате повторила я. А мысль уже летела в необъятную область человеческого здоровья. Когда нездоровится, мы ищем в доме градусник и проверяем температуру тела. А что с нами происходит, когда тело вроде бы здорово, но всё равно отчего-то плохо, тяжело как-то, неуютно?
     Что в нас болит помимо тела? Душа. О том, что человек – это тело и душа, сейчас знает любой школьник. Вспомнились уроки литературы в 8Б. Я говорила ребятам, моим ученикам, о нравственном выборе, о таинственной русской ДУШЕ. Наши гениальные классики писали именно о душе человека, изучали её с разных сторон, рассматривали под микроскопом многих жизненных обстоятельств. Безусловно, первый среди лучших – Фёдор Михайлович Достоевский, который оставил нам образцы глубочайшего психологизма героев. Конечно, именно душа первостепенна в человеке, его внутреннее содержание, скрытое от стороннего взгляда.
     Как же проверить здоровье души? И есть ли градусники для неё? Есть ли какие-то маркеры, с помощью которых мы можем определить её здоровье? Градусники для души - совесть и слово.

Насколько этот мир тобой согрет,
Стихи покажут воле вопреки.
Чем целомудренней твоих исканий свет,
Тем выше колебания строки.

     Совесть – это совместная (с Богом) весть, голос Бога в человеке. Видение этого мира, своих поступков, слов и мыслей через призму заповедей Божиих. Так и говорят ведь, что совесть «не даёт покоя, мучает, грызёт, болит». Хорошо, если болит. Трагедия для человека, когда голос совести замолкает в нём совсем. Страшное понятие -  «выжженная совесть». Это значит, что Бога в душе человека нет. Поэтому для любого из нас быть бессовестным всегда будет вредно и опасно.
     Ещё один маркер здоровья души – слово. Мы многое знаем о слове. Средство общения, инструмент мастера, слово и лечит, и ранит. В обращении со словом наспех, кое-как мы порой забываем, что Слово ещё и Бог. «В начале было Слово». Первая строка пролога Евангелия по Иоанну, рассказывающая о вечном («до мирном») бытии второго Лица (Ипостаси) Святой Троицы – Бога Сына, Божественного Слова (Логоса): «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин.1:1.).
     Уткнувшись с головой в ноутбук, всей горячностью  своих аргументов я будто бы возвращалась в далёкие аудитории студенческих семинаров: «А ведь слово играло важную роль в жизни человека в любые времена». И тут же память вынимала из запасников примеры многих судеб, пострадавших за слово. Таких людей тысячи и тысячи только в российской истории (стоит вспомнить хотя бы сонм новомучеников и исповедников Российских XX века). Они пострадали за слово, за веру.
     А сейчас какую речь мы слышим вокруг? Ну, вот и добралась до своей больной темы, - коротко заметила я, будто двигалась в верном направлении. Чаще речь сорную, как запущенный нерадивым хозяином сад. Чего только в этой речи нет, какой только словесной грязи. Больно наблюдать, как носители языка небрежно относятся к бесценному дару, данному им для общения и радости. Какими словами человек заполняет своё пространство, таково и есть состояние его души, её здоровье. К сожалению, иногда приходится слышать речь, напоминающую сточную канаву. Что там, в этих душах, одному Богу известно.
     И уж совсем плохо дело, когда употребление нецензурных грубых слов становится для человека нормой. Такая душа сильно больна, ей нужна помощь. О мёртвых душах писал ещё Николай Васильевич Гоголь, а теперь это понятие стало повсеместным и повседневным.

Сытости земной короток приют.
Несть числа потерь - мёртвые идут.
Пожирает всех, словно саранча,
Время мёртвых душ - время палача.
Разошёлся грех ветром по Руси.
Хороша ли жизнь - стариков спроси.
А не старики покупают впрок -
Вечность не купить, дальний хуторок.
Никого не жаль, никому не рад.
Где там помогать и не ждать наград.
Где там почитать родичей своих,
Обуздав аллюр прихотей гнедых.
Сам себя люблю, сам себе и рад -
Хамоватых  дней загустелый сад.
Чреву услужить, вечность подождёт,
Лишь бы ублажить самость наперёд.
Ненасытный грех души ослепил,
Потеряли свет в сумраке могил.
Прожигают жизнь в полной темноте -
Зряшный разговор и слова не те.

     Душа, как и тело, может болеть. Сейчас аптеки на каждом шагу. Аптечная индустрия процветает. И в каждой аптеке предложат кучу лекарств на любой кошелёк и от любой болезни. Мы привыкли лечить тело, но забываем или вовсе не думаем о наших душах, которые подчас нуждаются в лечении гораздо больше тел. Лекарство для души… Мысль во мне замолчала, оборвалась. Некоторое время я сидела за рабочим столом в полном оцепенении, казалось, молчит во мне искомый ответ. Если бы человек только захотел найти это лекарство, он бы его обязательно нашёл. Но не хочет ведь, не ищет…
     Какое же это средство? Где его можно достать? Как принимать? Да и поможет ли? Вопросы зачастили в моей голове, как весенний дождь по угасавшему за окном дню…
   - Поможет, непременно поможет! – неожиданно для меня самой в полной тишине  громко и уверенно прозвучали простые, но ёмкие  слова. Лекарство для души - исповедь.

Бесконечно пред Богом греша
В беспробудном земном запое,
Вдруг очнулась живая душа,
От надсады нещадно воя.
На запястьях - смертельный тлен
Да в глазницах - любви могила.
В разлагающий цепкий плен
Замарашка-судьба сводила.
Померла молодая душа,
Бестолково живот калеча,
И не стоила ни гроша
Бессловесно-немая сеча.
Ниоткуда явился свет,
Отрешение зла чумное,
Как нежданной слезы обет,
Плавил мысли без перебоя…
Вдохновенно ища пути,
Всё держалась за небо птица.
От себя, говорят, не уйти,
Но Господь научил молиться.

     Некоторое время назад дорога к храму стала моей, собственный опыт открыл, что исцеление от духовных болезней происходит в церковных таинствах, в обращении к Богу словами молитвы.

Святыми молитвами держится свет,
Святыми молитвами.
Распятая правда - неверия след -
Лишь ямы да рытвины.
Святая молитва - целительный столп,
До неба из темени,
Священная тайна божественных троп -
Терпеть нас до времени.
Ещё мы не умерли, теплится жизнь
В растлившемся семени.
На светлой молитве душой задержись
У лёгкого бремени*.
Пришли времена, показавшие грех
Смертельными битвами,
Но Боже пречистый спасает нас всех
Святыми молитвами

* - у лёгкого бремени** - «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим, ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко». Мф.11:28-30

     Между тем, за окном в серое полотно мартовских сумерек завернулся ещё один день чёрно-белой весны, ещё один прожитый день жизни человека. В этот раз слово, вскочив на подножку стремительно несущегося дня, приветливо, как старой знакомой, улыбнулось мне и как бы невзначай обронило ответ на мучающий меня вопрос в аккуратно сложенную кем-то формулу человека: временная телесно-духовная форма жизни вечной души…
     Снова и снова я всматривалась в ровные буквы, на которых остановилось и будто замерло всё моё сознание, - «человек». Две части одного целого: чело (лицо, тело) и век (время). То есть тело, которое дано на время. Кем дано? И почему на время? Вопросы возвращали меня к православной вере.

Благословен родившийся спасати,
Ко Господу грядый стезёй Христа,
Тебе и мне молитвой указати
Его вселенной млечные места.
Благословен грядый*, несущий правду,
Врачующий греховной жизни тлен.
Из темноты дневного света жажду,
Молю благословенных перемен.
В Тебе, грядый, спасения отрада,
Прошу молитвы до последних дней.
Уже ведёт церковная ограда
Твоим очам довериться скорей.
Ищу Тебя в себе, не уставая,
Сиянье миг - и снова пустота.
До православной веры вырастаю
Из борозды Великого поста.
Благословен грядый во имя Бога!
Фаворский свет** прольётся в темноту,
Когда поймёшь у вечного порога,
Зачем ты здесь, покаявшись Христу.

* - "Благословен грядый во имя Господне"(Мф. 21:9)
** - Фаворский свет - свет Божественной славы, которым просияло лицо Господа Иисуса Христа при преображении на горе Фавор («просияло лице Его, как солнце, одежды Его сделались белы, как свет» — Мф. 17:2).

     По вере, есть единый Творец, созидающий душу. Душа приходит в тело на время земной жизни. Зачем? Чтобы сделать свободный выбор: с Богом она или без? Всем укладом своей жизни человек выбирает для себя чистоту и преданность или пороки, завёрнутые в глянцевую обёртку удовольствий. Этот выбор и определяет, что с человеком будет после.
     Человек – дитя Бога, сдающее в земной жизни экзамен перед лицом вечности. Но, к сожалению, человек не таков, каким был задуман своим Творцом. Человеческая природа поражена, испорчена, извращена грехом. В человеке всё меньше и меньше остаётся любви. Он разбазарил основную ценность своей жизни и стал подвержен порокам. К тому же, человек - дитя непослушное, своевольное и неразумное. Потому и страдает много. Человеческие пороки остаются одними и теми же на протяжении всей истории: зависть, гордыня, гнев и другие.
     Изначально же человек - это тот, кто создан «по образу и подобию Божию».

Идущие в землю, очнитесь - светает.
Идущие в землю, кто вас засевает
Для будущей правды на пастбищах света?-
Погибшее стадо не ищет ответа.
Идущие в землю - бурьян или семя?
Идущие в землю - как есть, перед всеми.
Какая вам доля и есть ли защита -
Срамная баланда по сердцу разлита.
Идущие в землю, беспечные души,
Божественный миропорядок нарушен -
И нет в вас изъяна, и жизнь ваша - шутка,
Из терния рана, смердящая жутко.
Идущие в землю, заблудшие души,
Кому перезвон до испарины слушать,
Кому сберегать голубую планету,
Залитую солнцем в подрамники света.
Идущие в землю, трезвитесь* - светает,
И непогрешимость в лучах исчезает.
Идущие в землю, молите пощады,
Узреть до оградки молитвы ограду.

* - трезвитесь (трезвение) – это добродетель внимательного отношения к собственной духовной жизни.

     Людям не хватает святости, объёмного и глубокого наполнения правдой всех сфер его жизни. Но путь к святости, правде, чистоте открыт для каждого человека. Из различных граней святости и образуется понятие «человечность».

Ветры и тени. Повсюду.
Гонят его от креста.
Кто пожалеет Иуду
В ночь на распятье Христа.
Умер Иуда до смерти,
Плавя монеты в руках.
Мир не забыл в круговерти
Шрам поцелуй на устах.
О, завещание чудо!
Руслами высохших слёз
Вечно прощает Иуду -
Только Спаситель Христос.

     Писалось трудно,  будто мне нужно было что-то понять в человеке, и требовало полной концентрации ума и сил. Наконец, «человечный человек» сдался моим стараниям, и я вдруг увидела щедрость его большой души, чистое сердце, стремление бескорыстно помогать другому человеку. В нём был свет, любовь, Бог…
     И это был человек, мой человек.
     Время написания эссе заканчивалось. Бесконечный вечер постепенно наполнялся обыденностью школьных фраз. То немногое, что мне удалось собрать по крупицам, казалось так и не начатой беседой о  самом важном. Изрядно измучившее меня слово в последний раз тяжело плюхнулось чернилами на белый лист рукописи, покрывая черными разводами мои так и не оформившиеся в слова чувства и переживания. Продолжение следует…   
     Уговаривая взыскательную совесть, я скомкала испачканный лист бумаги привычным движением руки.

<20.03.2020>