Большая совесть маленького Андрюшки

Лилия Анна
              Совесть – частица Бога в твоём сердце.
                Прп. Гавриил Угребадзе

Андрюшку водит в храм мама. Он бы и сам ходил, да мал ещё. Сегодня мама плохо себя чувствует. Привела его к Причастию на попечение Натальи Владимировны – руководителя Воскресной школы, и ушла домой. Это тут рядом, в квартале ходьбы. Мама заберёт сынишку через часок, он знает об этом и не волнуется. В храме – все свои, много друзей деток и Наталья Владимировна. Педагог в обычной жизни, она опекает детей нашего прихода и приюта для сирот, находящегося от храма на расстоянии пяти троллейбусных остановкок; сейчас она стоит у входной двери. Андрюшка прошёл в храм на своё место – у главного аналоя с праздничной иконой на нём. Перекрестился как смог, дотянулся на цыпочках до края иконы лбом – приложился; с помощью дежурной поставил свечу; несколько раз оглянулся на Наталью Ивановну – не проскочить мимо неё во двор, а жаль, он бы с Вовкой побегал в догонялки. Огляделся – Вовки нет. Наверное, заболел друг. Другие мальчики и девочки на месте. Здороваются с ним лёгким кивком головы. "Отложим попечение..." – поёт хор. В храме тихо, "иже херувимы..."

Ровно в девять часов каждое воскресение в храм входит один мужчина. Лет тридцати, высок и худощав, скромно одет, лысоват. В это время всегда читают Евангелие, и прихожанам не дОлжно ходить по храму, а слушать, склонив голову. Но он, задержавшись всего на секунду, стремительно проходит к праздничной иконе, прикладывается к ней, опускает рулончик свёрнутых купюр в деревянный ящик для пожертвований у аналоя, и так же стремительно уходит. Сегодня мужчина в резиновых сапогах – с вечера зарядил дождь, и шаги посетителя гулко отдают в тишине. Он работает уборщиком на близлежащем рынке, поэтому спешит на службу, а деньги... Скорее всего продавцы дают ему для пожертвований. Знаю немного рыночную систему – продавцы до храма обычно не доходят, но жертвуют щедро. Вот и просят знакомых поставить свечку о здравии и о процветании бизнеса...

Но вот слышен возглас: "Двери, двери! Премудростию вонмем!" Весь храм начинает дружно петь "Верую" – Символ Веры. Звонкий мальчишечий голос Андрюшки перекрывает и хор, и прихожан. Он ВЕРУЕТ! И совсем не балуется, как обычно, когда мама стоит рядом! Дальше служба идёт своим чередом. Мальчик устал и облокотился на ящик для пожертвований. Погладил ладошкой лепестки на рельефной деревянной резьбе, зевнул, и тут... его внимание привлекла щель ящика. Тёмная, продолговатая, обычно она его мало интересовала. Но сегодня в ней торчал свёрточек из нескольких купюр. Скорее всего жертвователь не протолкнул их вовнутрь, и они основательно застряли в проходе. Мальчик подцепил денежки своим тоненьким пальчиком, и вот они уже у него в ладони. Ему около пяти лет, и он скорее всего знает, что такое деньги. Развернул, посмотрел на них, обернулся, столкнувшись со мной взглядом, засунул их опять в щель. Но… не до конца. Кончик торчит и мешает ему молиться. Мальчик то отойдёт от ящичка, то вернётся опять, то посмотрит на меня искоса, то обернётся на Наталью Владимировну, и в конце концов принимает решение протолкнуть деньги вглубь ящика. Оно далось ему непросто – я свидетель. Но какое облегчение почувствовал ребёнок, уйдя от искушения! Его плечики распрямились, и он, улыбаясь, уже поёт «Отче наш» вместе со всеми. Скоро Причастие! Он почти большой и пока безгрешный. Храни его Бог и Ангел Хранитель!


24.03.2020. Донецк.
Фото из интернета.