Вавилонские страсти. Драма в стихах. Действие перв

Алексей Салтыков
Вавилонские страсти.

Драма в стихах.

В двух действиях и четырёх частях. 18+

По мотивам вавилонского эпоса













Санкт-Петербург
2020 год

Список действующих лиц:

Царь Суму-Абум - типаж брутальный, 45 – 50 лет
Звездочёт – слуга Царя, 60 лет
Служанка Царя - старушка
Знатный воин – лет 40, брутальный типаж
Второй воин – лет 40, брутальный типаж
Писец Аддар  - седой старик, 60-70 лет, слуга Заккара
Господин Заккар - типаж брутальный, 45 – 50 лет
Стража-охрана с мечами – два человека
Раб Унар – слуга Заккара, 20 - 25 лет
Рабыня Анни – служанка Заккара, 20 – 25 лет
Служанка Ульмила – служанка Заккара, старушка, 50 – 60 лет
Ансамбль – три человека: лира, систр и флейта
Танцовщицы, они же прислужницы – три человека
Раб с зонтиком – темнокожий



















Музыкальные сцены в пьесе:
Действие второе. Часть вторая.
 

 



Действие первое. Часть  первая

Пролог.
Наши дни. На сцене в белой тунике за столом сидит писец. Перед ним лежат глиняные таблички, над которыми он замер, выводя свою клинопись. Появляется группа молодых людей вместе с экскурсоводом.
Экскурсовод:
- Перед нами реконструкция способа нанесения клинописного письма на глиняные таблички. Взгляните на писца, который записывает историю своего времени – в руках его палочка, с помощью которой на мягкой глине он выводит аккуратные клинышки.
Кто-то из молодых людей:
- А писец-то – как живой
Группа удаляется в другой зал. Наступает тишина. В окно проглядывает полная Луна. Свет её всё ближе и ближе перемещается к столу писца, и, наконец, освещает его весь. Писец чихает, поднимая клубы пыли. Оглядывается – все ли ушли, и начинает:
- Есть драма драм пять тысяч лет
Забытая в песках.
В табличках глиняных поэт
Донёс её в стихах.
Уже пронёсся Гильгамеш,
Герои полегли,
И где-то в сумерках надежд
Иные дни пришли.
Издалека несёт Евфрат
Преданья старины,
Дворцы руинами лежат –
Их дни завершены.
Но, если мы прочтём их сны,
На глиняных листах,
То ощутим чей яд вины
Себя же ввергнул в прах…

Занавес открывается и невидимая машина времени переносит нас в далёкое прошлое.

Междуречье. Вавилон. 2-е тысячелетие до Рождества Христова. Белокаменный дворец знатного господина. Просторный зал. На возвышении из ступенек стоит трон, на котором восседает хозяин - знатный гражданин города. Поодаль на войлочной подушке сидит раб. Играет вавилонская музыка – лира, систр и флейта. Небольшой ансамбль расположился в одном углу залы. В другом углу горит жертвенный огонь. Перед господином танцуют пять полуобнажённых рабынь. Их босые ноги скользят в танце по каменному мозаичному полу, на котором изображены сцены охоты на львов. Господин здоров и статен, на вид ему уже лет пятьдесят, но что-то тяготит его душу, какое-то долгое раздумье. Курчавая седая борода закрывает его шею. Одет он был в богатую расписную тунику, отороченную шкурой гепарда. Раб силён и красив, выглядит лет на двадцать пять. Голый торс открывает рельефы его мускул. На теле есть шрамы от ударов мечом или когтей льва. На нём только набедренная повязка.

Сцена 1. Действующие лица: Заккар, Унар, Аддар.
Хозяин встаёт и хлопает в ладоши. Делает вид, что ему всё это наскучило.  Жестом он приказывает танцовщицам удалиться. Остановившимся музыкантам приказывает играть дальше. Обращается к рабу:

ЗАККАР – Иди ко мне, служи мне, раб!
Что, плохо ли звучит?
К чему свобода тем, кто слаб,
Кто ей не дорожит?
Ну, дам тебе свободу я,
Так ты ж её пропьёшь!

УНАР – Пропить её – мечта моя!
Но ты же не даёшь!

ЗАККАР – Лукавишь, раб!

УНАР – К чему таить? Лукавлю, господин!
Хотел бы я с тобой дожить
До старческих седин!


ЗАККАР – И тут лукавишь ты, шутник
Но я к тебе ведь добр!
Тебя ж я спас от страшных пик
Проткнутых между рёбр!
Послушай, раб, я не о том, -
Поговори со мной,
Хоть мы не ровня, но отцом
Я был тебе порой.
Я не таю – мне страшен путь
За гробом, что ведёт
К пространству вечному примкнуть
Однажды позовёт.
Но ты мне верь, я дам тебе
Свободу, лишь со мной
Ты вступишь в царствие теней:
Вот выбор тебе мой!

УНАР – Да, снова выбор не велик!
Не годен я опять!
А ну, издам трусливый крик –
Могу всех распугать!

ЗАККАР – Болван ты, раб!

УНАР     – Да, хуже нет!
   
ЗАККАР  – Молчи!

УНАР        – Уже молчу!

ЗАККАР              – Послушай, дай же мне совет –
Жениться я хочу…

УНАР – Неужто мало здесь рабынь,
Что ублажат тебя?

ЗАККАР –Хочу на равных – бой гордынь
Почувствовать любя!

УНАР– Женись, женись, мой господин!
Хозяйка в дом нужна!
Жить одиноко до седин –
Как праздник без вина.

ЗАККАР– Болван ты, раб!

УНАР     – Да, хуже нет!

ЗАККАР        – Молчи!

УНАР           – Уже молчу!

ЗАККАР            – Увы, не годен твой совет –
Жениться не хочу!

(Раб подходит к сидящему за столом Аддару, который что-то записывает в свои таблички)
УНАР – Что ж, не женись, мой господин!
От жён одна беда!
Проест всю плешь, и до седин
Не добегут года!

(раб от него отходит)

ЗАККАР – Постой, иди опять ко мне,
И слушай же, ворчун:
От добрых дел я стал бедней –
Злодеем быть хочу!

УНАР – Злодеем? Стань, и будет нам
Еда всем и вино!

ЗАККАР – Нет, не хочу. Построю храм –
Злодеем быть грешно.

УНАР – Построй, построй – для нищеты
И паперть как дворец!

ЗАККАР – Не буду строить. Красоты
Не разберёт подлец.

УНАР – Не строй, не строй, зачем тебе
Растраты и долги?

ЗАККАР – Велю ка я подать обед!

УНАР – Бегу уже

ЗАККАР – Беги!

Сцена 2. Действующие лица: Заккар, Унар, Аддар, два раба, служанки-рабыни. Полуголые рабы вносят стол, служанки-рабыни приносят амфоры, чаши, тарелки, на которых разложены всевозможные яства. Хозяин смотрит на всё с тоской, раб подзадоривает остальных слуг и продолжает разговор:

УНАР – Обед же, что ни говори –
Желаньям всем предел.
А, если дожил до зари –
Вновь думай о еде!

ЗАККАР – Болван ты, раб!

УНАР     – Да, хуже нет!
ЗАККАР        – Молчи!

УНАР           – Уже молчу!

ЗАККАР                –Увы, не годен твой совет –
Обедать не хочу!

(Даёт указание слугам убрать стол с яствами, что те и исполняют, раб игриво хватает одну из служанок за лёгкую набедренную повязку, и та остаётся в его руке, обнажённая убегает, обернувшись с улыбкой в сторону раба)

ЗАККАР - Готовь ка, лучше, лошадей –
В пустыню я помчу!

УНАР –  Помчись! То место для идей,
Там голод поврачуй!

ЗАККАР – Вели всё это отменить.
Не еду никуда!

УНАР – Что ж, господин – тому и быть
В пустыне всем беда!

ЗАККАР – А не пойти ль мне во дворец –
Слугою стать Царю?

УНАР – Пойди! И станешь, наконец,
В делах встречать зарю…

ЗАККАР – Нет, не хочу на службу я

УНАР – А правда – не ходи!
На ней забудешь ты себя,
Дождёшься ли седин?
(игриво одевает себе на голову полупрозрачную повязку рабыни)

ЗАККАР – Болван ты, раб!

УНАР      – Да, хуже нет!

ЗАККАР         – Молчи!
УНАР           – Уже молчу!
(снимает с головы повязку)

ЗАККАР              – Опять не годен твой  совет –
Я подвига хочу!

(приглашает раба выйти из дома)

Сцена 3. Действующие лица: Заккар, Унар. Выходят. Виден фасад дома с колоннами на возвышении из ступенек.  Другой раб открывает зонтик, загораживая хозяина от ослепительного Солнца. Тот показывая на юго-восток продолжает оживлённо:

ЗАККАР –  Пойду, разрушу я Урук,
Трофей отдам Царю!

УНАР – За благо примет то Мардук
И всё зачтёт в раю

(Меняя настроение)
ЗАККАР – Нет, раб, тот подвиг не по мне,
К чему война где мир?

(раб сочувственно)
УНАР – Сегодня подвиг не в цене,
С судьбой не будь в надир.

(Приказывает уйти рабу с зонтиком, и продолжает эмоционально)
ЗАККАР – Так в чём же благо, раб, скажи?
В чём счастье для меня?
Давать и брать – всё миражи,
Всё – тленье без огня!

УНАР – Твои я мысли повторил,
Мой господин – тебе,
Твой дух пресыщенный молил
Ограды  у небес.
Но я, увы, не небеса, -
Тебе я только раб!
Ты от свободы лишь устал,
А я от рабства слаб.
Мы рОзны так, что примирить
Не сможет нас и смерть
В нас благу общему не быть –
Обоим нам терпеть…

ЗАККАР - Тебя хочу убить я, раб!

УНАР - Убей, к чему мне жизнь?
Благому делу если рад –
То сам к нему стремись.
А долго ль путь свой без меня
Продолжишь господин?
Задела хватит на три дня

(Господин отмахивается от раба в отчаянии и непонимании, так, что ветром у него из рук сдувает повязку рабыни и они оба видят как она летит послушная ветру. Они оба смотрят ей вслед. Господин заканчивает разговор)
ЗАККАР - Уйди же раб! Уйди!

Раб спускается по ступенькам и поднимает улетевшую повязку. Господин уходит в свой дом.
Снова играет музыка.
Занавес. (Продолжение: http://stihi.ru/2020/04/12/10330 )