Звали их Зоя и Шура

Ольга Ботолина
Семейные реликвии /отголосок войны

   У меня в архиве хранятся копии писем Любови Тимофеевны Космодемьянской. В Московском музее Героев на вечном хранении – копии данной статьи и снимков, на которых Л.Т. Космодемьянская и В.А. Вожжов, адресат её писем, в Калининграде.

***
   
   К 9 мая, Дню Великой Победы, в средствах массовой информации появляется много материалов о судьбах ветеранов войны и тыла, о Героях, живых и павших за Родину, и их семьях. А передо мной письма убитой горем матери, потерявшей в годы Великой Отечественной войны своих детей – дочь и сына. Звали их Зоя и Саша. Зоя и Александр Космодемьянские.

Могила в прибалтийском лесу

   Вениамин Акимович Вожжов, преподаватель топографии в артиллерийском Калининградском училище, проводя занятия на местности в окрестных лесах, натолкнулся на удалённое от дороги и населённых пунктов захоронение. Как выяснилось, в этих местах погибли наши танкисты при взятии Кенигсберга и тут же похоронены.
   У молодого военного возникает закономерный вопрос: «Почему в лесу, а не на виду?». Вениамин Акимович принимает решение перенести останки погибших поближе к дороге. При содействии властей ему удалось это сделать. И увековечить тем самым память о героях, совершивших ратный подвиг во имя жизни на родной земле. А родственники обрели место захоронения потерявшихся без вести отцов, мужей, сыновей…
   Среди них был погибший за считанные дни до Победы Герой Советского Союза Александр Космодемьянский, чьё имя стало символом мужества и жертвенности русского народа.

Сердце ещё кровоточит
   
   15 января, 1957 год. «Уважаемый Вениамин Акимович! Большое спасибо за полученные мною от вас фотографии… Будьте любезны, если получите это письмо, то сообщите, читали ли вы мои статьи в новогоднем номере «Калининградской правды» и «Калининградском комсомольце»? С сердечным приветом Л. Космодемьянская». Обратный адрес: г. Москва, 252, Чапаевский пер., 12/1, кВ. 188.
Это первое из писем матери двух Героев Советского Союза - Любови Тимофеевны Космодемьянской. Она тоже совершила подвиг, не только вырастив и воспитав своих замечательных детей, но и написав знаменитую «Повесть о Зое и Шуре» - книгу, которую прочли миллионы людей в разных странах мира.
В 1958 году Любовь Тимофеевна приезжает в Калининград навестить ранее безымянную могилу Шуры (так любила называть сына мать). И между матерью обретшего официальное захоронение Героя Александра Космодемьянского и Вениамином Вожжовым сложились тёплые дружеские отношения, завязалась многолетняя переписка.
   По словам его дочери Толкачёвой Виктории Вениаминовны, отец бывал дома у Любови Тимофеевны в Москве.
   - От того, что он увидел, ему, сильному духовно и физически мужчине, стало плохо, - передаёт отцовские откровения дочь. – Только представьте: одна комната в квартире была вся обклеена большущими фотографиями казни Зои!
В 1960 году, по словам собеседницы, Александру Космодемьянскому был установлен памятник. Вскоре состоялся второй визит матери на место захоронения сына. Но прежде было письмо.
   «Уважаемый Вениамин Акимович! Благодарю вас за поздравление и память обо мне. Мне приятно, что вы один не забываете меня из калининградцев. Не в счёт школьники… да ещё завком завода, на территории которого установлен памятник Александру. 9.12.60 г.»
   - Памятник потом доработали, а один из поселков назвали в честь Саши – Космодемьянск, - добавляет Виктория Вениаминовна.
…«Давно хотелось приехать в Калининград, но всё как-то откладывалась поездка. Мне хотелось бы посмотреть памятник Саше. Правда, даже 20-летие со дня гибели Саши для меня тяжело, несмотря на такой давний срок истечения времени, но рана, нанесённая войной, ещё кровоточит… и лишь сознание того, что в Калининграде знают и любят моих детей – и Зою, и Сашу, - даёт хоть небольшую долю успокоения поболевшему сердцу», - с чувством сердечной боли читаю я в одном из писем, датированном 22 января 1964 г.
В 1966 году переписка прервалась.

Хранители реликвий

   - Фотографии и письма из Москвы мы храним как семейную реликвию, - подводит итог беседе Виктория Вениаминовна. - В Калининградском краеведческом музее хранится подарок нам с братом – книга с дарственной надписью легендарной мамы: «Вике и Славе, очень хочу, чтобы вы были похожи на Зою и Шуру». Из Одессы отца направили в Свердловск, в Сухой Лог, в самом начале войны. Родители вспоминали, что в пути видели взрывы и то, как сбивали наши самолёты. В 1942-м году родилась я, а через два года – Слава. В год Победы всей семьёй, уже вчетвером, вернулись в Одессу. В 1949-м году артиллерийское училище перевели в Калининград, там мы и обосновались. Хотя мне было всего семь лет, помню, что мама всю дорогу до Калининграда плакала, видя развалины вокруг. Там, куда нас привезли, сохранилось училище, госпиталь, ботанический сад и дом, где жили немецкие преподаватели этого училища. Комнаты были пусты. В одной из них мы и прожили всю жизнь".

   А на столе этой просторной комнаты, среди цветущих каллов в цветочных горшках, балтийских ракушек, камней причудливых форм и расцветок лежали письма и фотографии убитой горем московской матери – отголосок войны…

Персональная пенсионерка
 
   На мой запрос в Московскую школу № 201, где учились Зоя и Шура, поступила краткая информация из музея Героев Космодемьянских.
«Любовь Тимофеевна много занималась общественной работой, была «персональной пенсионеркой», прикрепленной коммунистической партией к школе своих детей, героев Советского Союза. Жила до последних дней одна, умерла в 1978 году. Прощались с ней в этой же школе, похоронили на Новодевичьем кладбище, рядом с сыном (перезахоронение)». По словам руководителя музея Натальи Валентиновны Косовой, «коллектив продолжает воспитывать патриотов, музей принимал участие в создании фильма «Зоя Космодемьянская. Правда о подвиге».   
   Данных о деятельности подполковника Вожжова и его переписке с Л.Т. Космодемьянской в музее Героев не было.
Теперь есть.