Конкурс Алфавит - Парцелляция

Маллар Ме
       Дорогие друзья и любители сложных форм!

 Продолжаем  работать над стилистическими фигурами и таким образом обогащать свои поэтические навыки. Поэзия - речь звучащая, выражающая и воздействующая на эмоции. На какие только подвиги не решаются наши поэты: вольность по отношению к знакам препинания по принципу, где хочу, там и ставлю; отказ от знаков вообще - ставь куда хочешь, как душа велит; дробление фразы на ещё более короткие строки - стихи в столбик. Читатели и участники наших конкурсов теряются: как к этому относится? Но самое сложное, когда автор ссылаясь на какие-то авторские стилистические приёмы по сути опревдывает свои собственные ляпы и неудачные места. Чтобы не попасть в такие ловушки давайте начнём разбираться, какие у нас есть для этого способы выразительности.

Средства выразительности языка делают нашу речь ярче, богаче, усиливают ее эмоциональное воздействие. Среди многообразия стилистических фигур и троп, которыми пользуются авторы для создания образности и выразительности, особое место занимает парцелляция.

Этот прием нередко можно встретить как в произведениях классиков, так и у современных авторов.

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ (итал. parcella — частица, от лат. particula) — стилистический прием расчленения в поэтическом произведении фразы на части или даже на отдельные слова; цель П. — придать речи интонационную экспрессию путем ее отрывистого произнесения. Парцеллируемые слова отделяются друг от друга точками или восклицательными знаками при соблюдении всех остальных синтаксических и грамматических правил.

Парцелляция является одним из интереснейших явлений современного синтаксиса. В любой парцеллированной конструкции есть базовая часть и парцеллят. Фраза, в которой реализуется главенствующая часть предложения, называется (базовой); а та часть синтаксической конструкции, где выделяется структурно зависимая часть предложения, называется парцеллятом. ПАрцеллятов может быть несколько.

Каковы  цели применения этого средства выразительности. Выделим три направления:

1. цель парцелляции -  передать интонацию речи. Делается это за счет особого ритма. Может возникнуть впечатление, что человек словно смакует действие или событие. Выделение чего-то важного.

2. цель - передача ощущения времени. В парцелляции его течение как бы замедляется, фиксируется по частям, оно разрывается на отдельные промежутки. Поэтому такую стилистическую конструкцию часто используют в описании каких-то стремительных событий, когда за небольшой отрезок времени происходит сразу несколько действий, и герою просто некогда «растекаться мыслью».

3. цель - использование парцелляции в диалогах, когда нужно передать особенности речи или эмоционального состояния персонажа. Например, так может говорить задыхающийся от волнения или быстрого бега человек.

Примеры применения Парцилляции:

А все Кузнецкий мост, и вечные французы,
Откуда моды к нам, и авторы, и музы:
Губители карманов и сердец!
Когда избавит нас творец
От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!
И книжных и бисквитных лавок!
                (А. Грибоедов)

Но шла Россия. Шел литейщик, пахарь,
Боец, подвижник. Тяжко, трудно шел.
Неодолимо шел! К социализму!
                (Г. Шенгели)

...Но горы близко.
И снег на них. Мы время проведем
У печки. В Имеретии. Зимою.
Как в Переделкине, как под Москвою.
                (В. Инбер)

Боюсь гостиниц. Может, потому,
Что чувствую, что в номере когда-то
Остаться мне случится одному.
Навеки. В самом деле. Без возврата.
                (Е. Винокуров)

Ни дымных кухонь. Ни бездомных улиц.
Двенадцать бьет. Четыре бьет. И шесть.
И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь.
Плечом. На тучу. Тяжко! Опершись.
                (П. Антокольский)

Показателен случай, когда парцеллировано исключительно сильное по смыслу место в стихотворении:

Но если ты, случится как-нибудь,
По глупости, по молодости ранней,
Решишь податься на постыдный путь,
Забыв о чести, долге и призванье:
Товарища в беде не поддержать.
Во чье-то горе обратить забаву.
В труде схитрить. Солгать. Обидеть мать.
С недобрым другом поравняться славой, —
То прежде ты — завет тебе один:
Ты только вспомни, мальчик, чей ты сын.
                (А. Твардовский)

Ночь, улица, фонарь, аптека...
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века -
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь - начнешь опять сначала
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
                (А.Блок)

К парцелляции также относится разбивка стиха на короткие строки. Такой прием встречается в творчестве у В. Маяковского, С. Кирсанова, Р. Рождественского и других.
****************************

ОДНАКО, НЕ ПУТАТЬ!

Для интонационной экспрессии в поэзии и художественной прозе используются стилистические фигуры, которые в научном литературоведении называются Бессоюзие и Многосоюзие.

Бессоюзие (или асиндентон) – стилистическая фигура, при применении которой в художественной речи опускаются (как это явствует из названия) союзы, что придает описываемому  событию  стремительность –

Швед, русский - колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон.
(А.Пушкин)

Многосоюзие (или полисидентон) – стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении количества союзов, что ведет к подчеркиванию каждой отдельной детали, а потому замедляет художественную речь –

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной...
Срок настанет — Господь сына блудного спросит:
«Был ли счастлив ты в жизни земной?»
(И.Бунин)

В рамках данного конкурса мы будем рассматривать именно ПАРЦЕЛЛЯЦИЮ, А НЕ БЕССОЮЗИЕ.

Обращаем внимание, что разбивка на самостоятельные части целого предложения происходит путём точек, тире, восклицательных и вопросительных знаков, а  после базовой части конструкции парцелляты могут начинаться как со СТРОЧНОЙ, так и с ПРОПИСНОЙ буквы!
______________________________________

 Наш проект называется Алфавит и за каждым участником закрепляется какая-то одна буква. Именно на эту букву во всём своём стихотворении должны начинаться ВСЕ ПАРЦЕЛЛЯЦИИ, или точнее её базовая часть, а за ней парцелляты общей конструкции могут быть на разные буквы.  Например, у Грибоедова базовая часть ПАРЦЕЛЛЯЦИИ начинается на букву "К". А у Шенгели и Инбер,  у Твардовского тоже - "Н".
 Будьте внимательны! БУКВУ ОПРЕДЕЛЯЕТ БАЗОВАЯ, ПОЛНОЦЕННАЯ ЧАСТЬ КОНСТРУКЦИИ,  а не последующие за ней, раздробленные части целого высказывания.

 Виды ПАРЦЕЛЛЯЦИИ и количество по тексту - НЕ ОГРАНИЧЕНО!!!
 Главное, чтобы ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ, как стилистическая фигура, НА ЗАДАННУЮ БУКВУ в тексте была.
 Но обратите внимание, в  конкурсе будет оцениваться полнота выполнения задания.   Качество и количество имеют значение!

===============================================

Итак, задание:
1) выбрать любую свободную на данный момент букву алфавита. Каждому участнику – одна  буква. На одну букву пишет только 1 участник. Сообщить о выборе буквы  ведущей в личные сообщения: http://www.stihi.ru/avtor/ignattur . По этому адресу также принимаются готовые произведения. Исправления возможны. Конкурс проходит анонимно. (Обязательно ведущая должна ответить, если не отвечает пишите или в ЛС Клуба ЗС или сообщайте в рецензии к этому конкурсу, что Вы желаете участвовать, но обратной связи нет. Мы исправим этот сбой)

2)написать стихотворение, отвечающее всем законам классического стихосложения с использованием ПАРЦЕЛЛЯЦИИ любого ТИПА на одну и ту же букву в любом количестве строф. Верлибр и белый стих приниматься не будут. Все цепочки конструкции ПАРЦЕЛЛЯЦИИ в целом произведении должны начинаться на одну и ту же букву!

3) в стихотворении должно быть от 8 до 32 строк. Размер строки - не более 6 стоп.

4) Стихотворение принимается новым,  ранее написанный и опубликованный текст будет сниматься с конкурса.

5) Тема свободная, однако, стихи, призывающие к насилию, затрагивающие политические вопросы, способствующие к разжиганию межнациональной и религиозной розни, имеющие двусмысленное содержание с намёком на пошлость, будут отклонены. Также не будут приниматься тексты, содержащие слова тюремно-воровского жаргона.

6)стихи, бессмысленные по содержанию, приниматься тоже не будут.

КОНКУРС ПРОХОДИТ АНОНИМНО!

  Приём работ до 1 МАЯ (из-за переезда на новую площадку срок изменён)!!! После будет объявлено голосование, которое будет проходить частично анонимно, без имён. По результатам голосования будут разыграны призовые места:

1 место:  500 баллов
2 место:  400 баллов
3 место:  300 баллов.

(Если будет участников меньше 7 - значит, победитель будет определяться один. Приз - 500 баллов)
 
На данный момент принято стихотворений - 7.
Выбранные буквы алфавита: В, Г, Д, К, Л, О, П,  Р, С, Ф.

Друзья, присланные работы можно всегда исправить! Присылайте, и исправления тоже! Если ведущая не отвечает в сообщениях, значит, они заблокированы! Сообщите об этом сюда о желании участвовать, но без самой заявки! Вас разблокируют для дальнейшего общения!

Да не покинет вас вдохновение! Удачи! Верю в Ваши таланты и трудолюбие! Жду!

Ведущая и автор проекта Татьяна Игнатова.