29-ый Анодно-малярный цех

Вера Снарская
             (из серии КАК ЭТО БЫЛО)
 "AVIASOZ-АВИАСТРОИТЕЛЬ" №21 от 21 июля 2006 года."

     С проведением малярных работ  на самолёте мы
обычно ассоциируем 34 цех. где трудятся в основном
женщины. О том, как они справляются со своей нелёгкой
работой, мы уже рассказывали на страницах нашей газеты.
     Но есть на нашем предприятии производственное
подразделение, где неутомимые труженицы, помимо малярных
работ, заняты ещё оксидированием и анодированием почти
всех деталей основного изделия (за исключением стальных).

     Именно о работниках 29 цеха и пойдёт мой рассказ.
Занимающий несколько пролётов заводского корпуса 29 цех
больше напоминает огромную лабораторию, где происходят
немного таинственные для постороннего взгляда химические
процессы. Лёгкий парок над рядами ванн с кислотными и
щелочными растворами, шум мощной вытяжной вентиляционной
техники, кабинки для покрытия деталей эмалями, респираторы
на женских лицах - всё это свидетельствует о сложных
и вредных для здоровья условиях работы. Это подтверждается
особыми льготами для специалистов, работающих здесь:
дополнительные трудовые отпуска, ранний уход на пенсию,
различные доплаты и отпуск молочных продуктов. Понятно,
как важно, чтобы вентиляция здесь работала безотказно,
как часы.

     Уже более 25-ти лет исполняет работу на этом участке
опытный специалист-вентиляторщик Иван Дмитриевич Русаков.
Он и сына своего Дмитрия привёл сюда 2 года назад. А всего
вентиляцией цеха заняты 4 человека. Дежурят сутками, сменяя
друг друга и за помощью в компрессорный цех обращаются
только в исключительно сложных ситуациях, с остальным же
справляясь своими силами.

     Мужчины работают в 29-ом цехе и малярами-пульвериза-
торщиками. И хотя Юрий Колесников и Шерзод Саттикулов во
время работы в кабинке при разбрызгивании эмали повязывают
на головы  косынки, выглядят они при этом не только
мужественно, но и по-молодёжному современно. Глядя на то,
как ловко и легко управляют они пульверизатором, невольно
думаешь, что эта работа только для мужчин. Но их напарница
Зулмухор Акбаева не отстаёт от них ни в чём и также успешно
справляется с большим объемом деталей. А вообще на двух
участках малярного отделения цеха трудятся 7 женщин в
возрасте от 25 до 54 лет. Но именно малярам-пульверизатор-
щикам доверяются  особо важные работы, как , например,
окончательная покраска приборной доски в кабине экипажа
на "114" и "76" изделиях. Грунтовка ведётся эпоксидными
и акриловыми грунтами, а окраска- хлорвиниловыми и другими
эмалями. Руководит группой маляров старший мастер Гульжама
Каримова, которая не смотря на свой тридцатилетний стаж
работы, выглядит очень молодо и с работой управляется
проворно. Забот и хлопот у мастера хватает: то и дело
подходят к ней люди - и работники других цехов, доставля-
ющие на покраску различные детали, и свои рабочие
с вопросами. И всё надо успеть сделать вовремя. Но тут уж
маляры М.Якубова, Ю.Османова, Л.Сулейманова работают
безотказно и до позднего вечера, чтобы не подвести своего
мастера.

      Не меньше работы приходится и на долю мастера
оксидировки Надежды Трубиной. На этом участке работают
только женщины: П.Копылова, Г.Собиркулова, Л.Баразакова.
Большой опыт позволяет им  справляться со значительными
объёмами работ вчетвером. Защитная оксидная плёнка
наносится сначала на отдельные детали, а потом и на их
сборки путём химического травления в щелочных ваннах.
Тут же рядом с ваннами на столах кучками разложены уже
готовые детали вместе с чертежами и сменными заданиями.
На каждую партию деталей, поступающих из какого-либо
цеха, нужно подписать акты приёмки-сдачи и ещё много
всяких документов. Это уже работа мастера, требующая
предельной внимательности и оперативности.

     Небольшое звено относительно молодых специалистов
представляют в 29 цехе токарь группы механика Игорь
Амелин и гальваник-анодировщик Гузаль Ахмедова, которые
за короткий срок успешно овладели тонкостями профессии.
    
     Но больше всего в 29 цехе гордятся своими двумя
уникальными линиями: импульсного анодирования и хими-
ческого фрезирования. Такого больше вы не встретите
ни в одном из цехов предприятия. Да и не на каждом
производстве, занимающемся машиностроением, есть
эти линии.

     В огромных ваннах анодировки под напряжением
в 220-250 вольт "купаются" детали из 5,6,7,16,23,27,
28,47,17,86,91,93,95, и 96 цехов. Здесь вся "география"
наших структурных подразделений. Ведь прежде чем окрасить
любую деталь, её нужно обязательно проанодировать, для
того, чтобы краска держалась прочно. Медленно движется
ряд металлических корзинок с поблескивающим лимонным
цветом анодного покрытия деталями, отправляясь на про-
сушку. Они уже прошли сквозь умелые руки анодировщиц
Валентины Мамыкиной и Анаджон Журабаевой. Всего же
на участках импульсного анодирования и химического
фрезирования занято 15 человек, и тут тоже в основном
женщины, проработавшие в этом производстве более
20 лет.Руководит ими опытный старший мастер А.В.Деляева.

     На участке химического фрезирования (ст.мастер
В.Д.Кунчинова) сразу бросаются в глаза крупные
шаблоны, при помощи которых всё в тех же ваннах идёт
обработка крупных деталей самолёта: лонжеронов, обшивки,
Путём химического травления снимается с них опреде-
лённый слой. Делается всё это для облегчения кон-
струкции изделия и придания деталям заданной формы.

     Возле каждого рабочего места здесь -таблички с
режимом работы каждой ванны:тут и температура и напряжение,
и состав - всё расписано предельно чётко и точно. А ещё
в специальных шкафах хранятся типовые и индивидуальные
технологии. Тут на помощь рабочему составу цеха приходит
очень грамотная и слаженная работа техбюро под управлением
Валентины Никитичны Головневой, на счету  у которой немало
рационализаторских предложений. Кроме неё в техбюро работают
ещё две женщины: Х.Н.Убайдуллаева, технолог по окраске
деталей механических цехов, а по совместительству ещё
предцехкома и Р.Ю. Османова, технолог по процессам
анадирования. Обе принимают активное участие и в разработке
тепроцессов, во внедрении новых видов покрытия и окраски
и составляют технологические указания. Так, при их
непосредственном участии были проведены работы по химичес-
кой  оксидации "Книги памяти" для Бухарской и Навоийской
областей, бесцветному анадированию "Казан-манты", окраске
пожарного инвентаря, школьной мебели и отдельных деталей
для теннисного корта.

    И, конечно же, нельзя не сказать о человеке, который,
как дирижёр, управляет всем этим сложным производством.
Эдуард Ашотович Погосян - ветеран нашего предприятия,
работает в Объединении с 1965 года. Он буквально воспитался
и вырос в коллективе 29 цеха. Работал на всех его участках,
до тонкости знает  все процессы покрытий и уже много лет
руководит всей работой цеха в качестве начальника. А самое
главное - он сплотил вокруг себя дружный и очень профессио-
нальный коллектив, который готов к любой сложной работе
на своём подразделении.



                (Вера Снарская)