Экспертный обзор Татьяна Игнатова 1 квартал 2020 Л

Конкурс Самовыражение 3
Если автор приносит произведение на конкурс, ожидается, что он достаточно поработал и привёл его в должный вид. Самой идеи и фабулы ещё недостаточно. Но и сама тема должна быть внятно раскрыта или уж слишком оригинально вызывать ассоциации. С этой позиции подхожу к голосованию:

№1. "За туманами прошлого" - 5 (хорошее, но кажется, об этом много раз писали и именно в такой манере и с такими образами. Не понравилось не соблюдение строфности, такое впечатление, что автор не уложил мысль в строфу. А точка посередине оной говорит о том, что не очень и хотелось это делать. Банальная рифма: лет-рассвет. Анапест выполнен не идеально. Скопление согласных, имея в виду ещё и безударные слоги: вдруг всплывЁт (вдр-гвспл), отзвук-дЕтства (тзв-кд-тств) Неблагозвучие в соединении безударных мелких частей в анапесте: как-он-шЁл, дед-уж-сОлнце Стыки согласных: З-З)

№2. "Неочевидное..."- 5 (и снова анапест с похожей схемой рифмовки. И снова претензии к звучанию трёхсложной стопы . Стыки и скопления согласных: он-в ночИ (н-вн),пусть-скользИт (сть-ск-о- льз) (хотя в данном случае такая скользящая аллитерация, возможно, сделана специально), т-ст, а-а. Неблагозвучное звучание: как-и-шЁл. Приглашение дождя на чай, а потом – за порог, наводит на мысль о протекающей крыше. Может в этом и есть смысл. Но меня такой троп смутил, несмотря на всю симпатию согревшейся «душе» дождя. И ещё… 2 строка, «как правило» - не к месту. Обычно прилагается к глаголу несовершенного вида, указывая на продолжительное время, частое проявление, здесь же об этом уже сказано первым словом - «снова».
«Снова дождь – наяву, и во сне,
Моросяще-занудный, как правило.»
… Сравните с такой конструкцией, к примеру:
А под осень проходят дожди
Моросяще-занудно, как правило…)

№3. «Шар и луза» - 7 (по выбранному ракурсу образов – просто замечательно. При первом чтении именно это стихотворение запомнилось больше всего из-за своей яркости и необычности образов. Это играет такую огромную роль, что можно многое простить. Многое ли? Посмотрим… По звучанию стыки, скопление согласных и слипание: там-тьма (мьтм), кругу-гоняя (гу-го), т-т, т-ть, о-о. Рифмы незатейливые, как и сама схема рифмовки. И крайне неудобное первое слово, вызывающее нежелательное разночтение - «устав». Устав от забот…)

4. "Непогода" 5 (3-х стопный логаэд перекрёстной рифмовки свёрнут в сдвоенные строки. И потому звучит просто и монотонно, 40 строк. Логаэд выполнен не совсем точно, есть пропуски ударений, пиррихии, иначе получается провал в ударении, к примеру здесь: зЯбнет под пеленОю.
А здесь ритмический рисунок рассыпался на мелкие части после провала ударения:
«ЧтО же, я подождУ: КтО же тут трЕтий - лИшний?»
И с этого катрена обращаешь внимание на заполнение ритмического рисунка лишними словами и частицами: там, же, тут, впрочем, уже. Звучание стыков: м-м, далью-лет(лью-ле). )

№5. Средь этой слякотной зимы 7 (не совсем ясно о чём это: «вызволит весну из плена» Кто или что вызволит? Псам, по контексту, известно, а мне нет… И непонятно как стилистически связан вечный зов через тире с цветами, упомянутыми в начале предложения. Но, стихотворение хорошо ритмически выстроено, и хотя строки на 8 стоп ямба длинные, из-за чёткой, за редким исключением интонацией довольно легко читается с сильными долями на 2-4-6-8 стопах.)

№6. "Несыгранные роли" - 4 (стихотворение имеет образы часто используемые. Ритмически 5-ти стопный ямб не выстроен. Стилистически не согласованы времена и формы глаголов (совершенный и несовершенный вид): с приходом мамы ожиВАЕТ дом- домашние собраЛИСЬ – кухню напоНЯЕТ запах – ложатся спать. Но самое ужасное – это последняя строка, запишем в строчку всё предложение: «Несыгранные роли наизусть, почти не глядя в текст, читает в лицах,
и тенью нерастраченная грусть спустиЛАСЬ на затёртые страницы…» Если кто может понять это предложение – дайте знать! Но прошедшее время здесь явно не вписывается. Очень много прямых грамматических рифм)

№7. Скажите же зачем... 6 (романс возможно и лирично звучит под музыкальное сопровождение. Но ритм не совсем выстроен с сильными долями на 1-3-4-6 стопами. Лишними показались слова, прямо с первой строки? Так, тогда, когда, же, свой, так. Сравните:
«Скажите же зачем на колокольнях звоны?»
И к примеру так:
«Скажите, для чего на колокольнях звоны?»
Кстати, «скажите» надо выделять.)

№8. "Февральское" – 9 (стихотворение покоряет с первой строки. Очень тонко проведена линия образности и метафор. Мужское и женское в каждой строке. Замечательно. Ритмически выстроено, почти.

№9. Когда устал -9 (неплохо, достаточно цельно и образно. Ритмически почти выстроено)

№10. Токсичная дама – 9 (без комментариев)

№11. "Ёжику в тумане" - 10

№12. "Небо Белграда" 6 (слишком много «как» (как на, как когда-то) в начале строки. Сбой ритма на «кОгда». Если бы не 4 строки-исключения, можно было сказать, что написано дактилем – а так … не дольник и не логаэд. Не сильна в политике, но смутила эта строка: «Мы защищали нашу столицу»)

13. Звёздный зонтик 5 (подробное описание содержит мало образов, а если есть, то они банальны.
Неудачны стилистически строки: «Как ты хорош был в юной красоте!»
«Смешно бы было, если бы не больно.
И если б не по взрослому. Всерьёз.» Такое скопление «бы», «б» превосходит только звёздный Пояс Ориона! Тавтология рифмующихся строк: «У каждого из нас судьба своя» - «свои надежды и своя семья». И 3 раза подряд «каждый». «не те мы стали. Иль, немножко, те?» Крайне неудачное выражение…)

№14 рождественское 5 (попытка представить фигурный стих (возможно, в виде ёлочки, согласно теме) по-моему неудачна. Для наглядности приведу произведение в нормальный соответствующий вид:
Грустно в небо смотреть на вокзальной замёрзшей платформе.
Электрички кричат не служебно, а так, для проформы.
Новогодних огней, да красивых игрушек, да вьющихся лент серпантина, –
их на улицах Риги полно, только в память вплывает другая картина…

Бедной ёлочки нашей в конфетных обёртках орешки,
и картонные вырезки – бродят на ветках олешки.
А звезда из фольги, сбережённой старательно с прошлого лета,
словно светит волхвам: мы вас ждём, добирайтесь. Что бродите где-то?

И пространство поджало ностальгии дрожащие лапки.
Боже мой, неужели не дать нам хотя бы вприглядку,
на секундочку только увидеть родных молодыми, к плечу прислониться,
не заметив морщинок на милых смеющихся, праздничных лицах.
*
И что получается? А получается, что разностопные строки написаны в начале 5-т стопным анапестом, а потом с 3-ей строки как захочется. Приведу наглядно схему по катренам:
5+5+7+7 5+5+6+6 5+5+7+6
Это абсолютная дисгармония и отсутствие закономерности в строфе. Вот и всё. Учитывая, что трёхсложная строка 7 стоп – это непомерно длинно, автор решил завуалировать оригинальностью записи. Пишу это заключение, как любитель фигурного стихосложения, есть даже авторские находки по оригинальности схемы, если кому интересно.)

№15. "С Парижем" 9 (оригинальная схема рифмовки, возвышенный слог, Пушкинских времён, на цитату начала прошлого века – как связь времён. А чувства те же… Слабые строки нашла эти:
по моря синего раздолью, (грубая инверсия)
хотел бы стать я. Но юдолью
раздавлен ныне… Изнемог… (стык н-н))

№16. "Лирический февраль" -9 (1 смещение ударения и 1 стык н-н, а так – чудесно написано! Ёмко и образно)

№17. "Любой из нас" 6 (логаэд, оригинальный ритмический рисунок хотелось бы увидеть не рассыпающимся там, где не надо, как здесь: «Слаб стал гОлос». И пропуски ударения уж тем более не желательны! Пиррихии на «гОрячА», «нЕбесАм». Зато лишних ударений предостаточно в слабых ритмически местах. Разночтение из-за двоякого стилистически построения фразы: Не удержит страх рукоять меча.)
___________________
Согласно оценкам мой выбор очевиден, кроме №№ 3, 5. Тот самый случай, когда всё решает сама идея, которая просто должна быть оценена по достоинству – выбираю №3.

Мой выбор:
3, 8, 9, 10, 11, 15, 16.