Экспертный обзор Вероника Трунова 1 квартал 2020 Л

Конкурс Самовыражение 3
3. Шар и луза»

Устав от забот, повседневного груза,
качусь, словно шарик в бильярдную лузу,
желанье – нырнуть, только смелости нет,
и гложет сомненье – там тьма или свет...

Спокойней и проще вертеться по краю,
без лишнего риска по кругу гоняя,
но скучно нести монотонности крест,
а шаг в неизвестность – безумство и стресс.

Игрок, виртуозно владеющий кием,
наверно, помог бы, но рядом другие
вздыхают тайком – не случилось бы что,
не ведом им риск – «человечки в пальто».

А луза манит неизведанной тайной,
возможно, когда-нибудь прыгнет случайно
в неё потускневший от старости шар.
А там – пустота... слишком долго он ждал.
----
Уже встречалось мне это стихотворение ранее. Есть смутное ощущение, что автор немного переработал его, и это пошло тексту на пользу. Подкупает оно неординарностью авторской мысли. Литературный герой ведь и сам пресловутый "человечек в пальто", его равно, как и манит, так и пугает риск неизведанного, вот и вертится он, как бильярдный шарик на краю лузы, замученный рутиной жизни. Немного смутило вот это место: "без лишнего риска по кругу гоняя", деепричастие "гоняя" здесь мне кажется излишне активным, нарушает гармонию. И ещё: запятая в середине первой строки мне видится лишней.

8. "Февральское"

..Хранитель снов, свернувшийся на кресле
Пушистым и разнеженным клубком,
Мурлычет, угнездившись в перекрестье
Ночных теней… И пахнет молоком

Уснувший дом. Теплынь наступит скоро,
Но всюду иней – белой бахромой…
И снеговик скучает у забора,
Застывший в безысходности немой.

Страдальцу жить всего одну неделю –
Подтаял, потерял морковный нос…
И бредит он морозом и метелью,
В бессмертие поверивший всерьёз.

Неведома ему кошачья нега
И ни к чему домашнее тепло…
Грустит мужчина, созданный из снега,
Таращится в оконное стекло.

Природа в ожидании весеннем
Надежды не даёт снеговикам..
А он упрямо верит во спасенье,
Уже почти взлетевший к облакам.
----
У каждого свой уют: у кота - тёплый дом, где всегда нальют молока, у снеговика - морозный денёчек, для одного первые весенние дни - пробуждение, для другого - конец пути. Вроде, и зарисовка из обычной жизни, но автору удалось оживить её, заставить читателя  задуматься, погрустить. И уж больно понравился мне жизнелюбивый " мужчина, созданный из снега". Но есть и вопросы, как же без них? - "неведома ему кошачья нега" сильно смущает и сама фраза, и то, что кажется она "подвешенной" ради рифмы "нега- снега", по смыслу во второй строке второй строфы логичнее противопоставляющего "но" смотрелась бы конструкция с использованием временных сопоставлений: "пока ещё", "покуда".
9. Когда устал

Уже не верю, что переболит
И будней заполошенный транзит,
Меня заставит написать прощанье.
Уже не манят ни Париж, ни Крит
И зрелость, как последний паразит,
Тебе ехидно скажет: « До свиданья».

А что же дальше? Ноги протянуть,
Безропотно стареть - такая жуть,
Что волком взвоешь, хоть живи в хоромах.
Своих друзей всё чаще провожать,
На молодых кривиться и брюзжать
Свою скрывая немощь в палиндромах

«Лицом к лицу – лица не разглядеть»,
Коль воду ты прошёл, огонь и медь,
Когда устал с похмелья спорить с богом.
Когда себя не можешь ты простить,
Не рвать строки серебряную нить,
Общение, заменяя монологом.

Когда совсем не радует рассвет
И вечера дождливого вельвет,
В подрамнике окна натянут грубо.
Ты просто вспомни поцелуя вкус,
Изгиб бедра пленительный искус,
Слова любви, что тихо шепчут губы.
----
Знакомое мне по другому конкурсу стихотворение. Мне нравится самоирония этого стихотворения, его негромкая, но такая убедительная жизнеутверждающая интонация, его цельность. Выбранная схема рифмовки органична, раскрывает задумку автора. Несколько выбивается из лексического ряда "Изгиб бедра пленительный искус", да и в самом построении фразы либо куда-то пропал знак препинания, либо по логике языка вспомнить надо бы искус изгиба бедра. Помнится, последняя строка была более задорная или дерзкая, что ли, и мне нравилось больше, но здесь уже дело вкуса, не более.   

11. "Ёжику в тумане"

Плотный туман… Беспокойство растёт в душе -
Мокро, противно, не видно знакомой тропки:
Чуть зазевался – и ты превращён в мишень,
Храбрый - и тот вдруг становится крайне робким.

Страшно стать ужином чьим-то в чужой норе:
Шепчешь слова из молитвы лесному богу…
Глупенький ёжик, не бойся, ступай бодрей -
Новых друзей обретёшь, и они помогут.

Жизнь - это тоже сплошной затяжной туман:
Верить-не верить? любить-ненавидеть?.. Тайна!
Ощупью-слепо, порою сходя с ума,
Так же, как ты, я ищу свой причал желанный…
----
Вроде, и обращение ко всеми знакомому и многими любимому сказочному персонажу, а читаешь, и не покидает ощущение, что это разговор автора с самим собой. Мне нравится камерное, интимное звучание этого стихотворения. Только последняя строфа как-то слишком явно прозвучала, слишком сразу ответы на все вопросы дала. А мне бы хотелось недосказанности. 

14  рождественское

Грустно в небо смотреть
         на вокзальной замёрзшей платформе.
                Электрички кричат
         не служебно, а так, для проформы.
                Новогодних огней,
     да красивых игрушек, да вьющихся лент серпантина, –
их на улицах Риги полно, только в память вплывает другая картина…

                Бедной ёлочки нашей
         в конфетных обёртках орешки,
                и картонные вырезки –
              бродят на ветках олешки.
                А звезда из фольги,
     сбережённой старательно с прошлого лета,
словно светит волхвам: мы вас ждём, добирайтесь. Что бродите где-то?

                И пространство поджало
             ностальгии дрожащие лапки.
                Боже мой, неужели
         не дать нам хотя бы вприглядку,
                на секундочку только
     увидеть родных молодыми, к плечу прислониться,
не заметив морщинок на милых смеющихся, праздничных лицах.
-----
Симпатичное ностальгическое стихотворение. Оно наполнено авторской эмоцией, воспоминаниям литературного героя сопереживаешь. Мне очень понравился зачин этого стихотворения, когда неуют дорожного одиночества в предпраздничные дни вдруг наполняется живыми картинами из прошлого. Но на фоне первой и последней строф вторая смотрится явно слабее: здесь и рифма "орешки - олешки", здесь и резковато на фоне общей интонации звучат "картонные вырезки", здесь и ряд, нмв, неоправданных инверсий (первые четыре строки этой строфы). Именно поэтому, мой выбор этого стихотворения, скорее, аванс. 

Мой выбор: № 3, № 8, № 9, № 11, № 14
Несколько слов о двух стихотворениях, почти попавших в шорт.
6. "Несыгранные роли"

Ещё одна несыгранная роль
Пробелом заполняет в жизни строчку…
По всей длине пронизывает боль,
В бессмысленной борьбе, поставив точку…
Удача, в руки прыгая сама,
Вдруг перед носом прячется за створки…
И катится бесснежная зима
К весенним дням по календарной горке…

Торжественно, в присутствии родных,
Судьба, совсем не думая о славе,
Без «Масок» и «Софитов» золотых
Давала роли в основном составе:
Сестры, хозяйки, матери, жены.
Судьба была щедра и благосклонна,
Казалось бы уже не так важны
Цветы, аплодисменты и поклоны.

С приходом мамы оживает дом!
Готовится солянка «по-крестьянски»,
Домашние собрались за столом,
И кухню наполняет запах царский!
И нет благословеннее минут!
А время — бесконечное пространство,
Сужается до точки, где так ждут!
И где царят любовь и постоянство!

Когда под вечер все ложатся спать,
Луна качает занавес из шёлка…
Убрав со лба струящуюся прядь,
Она снимает пьесу с книжной полки.
Несыгранные роли наизусть,
Почти не глядя в текст, читает в лицах,
И тенью нерастраченная грусть
Спустилась на затёртые страницы…
----
Если бы стихотворение состояло только из последних восьми строк, оно однозначно попало бы в мой шорт. Эти восемь строк прекрасное самостоятельное стихотворение. Оно интересно и в том виде, в котором представлено, но в длине текста расфокусировалась авторская мысль.
16. "Лирический февраль"

Листая томик чутких снов,
Он флейту сказочную слышал,
Что из прорвавшихся мехов
Стихи лились по белым крышам.
Дворы, бушуя и штормя,
Ватагой двигались с ночлега.
И, словно пенная корма,
Качалась улица под снегом…

Смиряя ветер по-мужски,
Февраль гулял по зимней саге,
Кормил голодных птиц с руки,
Писал - и комкал лист бумаги.

Звенели серебром слова…
Но, как натруженный работник,
Стоял, расправив рукава,
Последний день у подворотни.
-----
Мне очень понравилось, и я очень долго боролась с собой брать - не брать в шорт, но всё-таки две последние строки первой строфы, увы, склонили чашу весов к "нет". Они и не продолжают первые две строки, и не начинают следующие строки. А вот это просто чудесно:
" Стоял, расправив рукава,
Последний день у подворотни."