Забытый подвиг Забытых героев

Башир Горский
Судя по   линиям  руки,  человек ты открытый, прямолинейный, целеустремленный, рука  сильная,  видимо надежности и  доброты в тебе хоть отбавляй.  Но к сожалению  в  твоем будущем,  ничего хорошего не вижу. 
-Да ладно бабуля, ухмыльнулся  Ваха, все еще впереди, на наш век, всего хватит.
-Хоть бы, хоть бы, пробубнила цыганка, твои бы слова да в уши Господа.

Ты главное береги себя сынок, сказала она, словно читая напутственную  молитву, Господи, спаси и сохрани  всех нас,   неспокойно мне что то на душе сынки.
-Да ладно Вам бабуля,  что с нами может случится, мы  окончили восьмилетку, уже подали  документы в военное училище.
-Ой сынок, тернист твой путь, много черноты еще впереди, отпустив руку, она спешно удалилась по переулкам маленького, буквально, недавно заложенного города Малгобек.

Чудная бабуля, улыбнулся  Ваха, в след удаляющейся женщине.
Все цыганки  такие, ответил Ринат, им только пусто шить карманы у зевак, ну это какая то необычная.
-Почему ты так думаешь?
Ну она же у тебя ничего не попросила, это что то, на них не похоже, даже как то не привычно.
-Да и мне она показалась странной. Ринат и Ваха, были одноклассниками, друзьями, и более того жили по соседству.

Родители Рината в 1932 году перхали из Казани в Малгобек, на освоение нового Малгобек-Вознисеновского  нефтяного  месторождения. Ринат и Ваха все время проводили, и росли вместе. Ринат без акцента говорил на Ингушском, и в совершенстве знал национальные обычаи. 

Утро следующего дня  было по летнему  ясное, и очень теплое.
Ваха проснулся, как обычно с  восходом солнца. Мама уже надоила корову, и цедила молоко, как  это обычно она делала, через  в трёхслойный  марлевый фильтр.
-Доброе утро мама, я уже собрался, наверное пойду по холодку, докошу пока солнце не поднялось, там осталось часа на два-три.
-Хорошо сынок,  ты только не забудь котомку, я тебе положила кефир,  лепешку и редис, там  перекусишь.

Пока Асият возилась по хозяйству,  Ваха уже управился с сенокосом  вернулся домой
Не заходя на кухню он прошел в спальню, и прилег.
-Сынок я уже накрыла стол, иди обедать, окликнула мама.
-Спасибо мама,  что то не хочу, я от кефира еще сыт, может полежу,  посплю часик,  а потом поем немного.Ладно сыночек, спи, может к этому времени и папа придет домой.

Через некоторое время его разбудил голос отца,  он как никогда говорил громко.
Спешно пройдя на кухню, он поздоровался с родителями.
За столом сидел Асхаб, так звали отца, у окна утирая слезы стояла мама.
Он быстро обнял маму, и в пол голоса начал ее расспрашивать, а поднимать голос, и тем более сидеть в присутствии отца он себе не позволял. Беда сынок, дрожавшим голосом ответила Асият, так звали маму, 

Не дождавшись внятного ответа от мамы, он подошел к отцу.
-Папа, скажи пожалуйста, почему плачет мама, о какой беде она говорит?
-Война сынок, будь она трижды не ладна, немец напал на нашу страну. Сказали будет мобилизация всего мужского населения от восемнадцати до пятидесяти лет.  А защищать Родину, и свою семью, это долг каждого мужчины. Ты остаешься за старшего,  приглядывай за братьями и сестрой. и слушайся маму. В конце июля 1941 го года отец, как и многие односельчане ушел на фронт. 

Время шло очень быстро, Асият очень скучала по мужу . 
Они со дня свадьбы жили в мире и согласии, и очень трепетно относились  друг к  другу.  Зная что Асият ждет от  него весточки, Асхаб писал обо всем и часто.
В начале августа 1942 го года. пришло необычное, открытое  письмо.
Ничего не подозревая, Ваха  начал читать.
Извещение:
Ваш муж. младший лейтенант  Тутаев Асхаб Сулумбекович. Уроженец Ингушской автономной области, в бою за социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив героизм, погиб, 26 июля 1942 го года  в обороне Сталинграда.
Похоронен. место похорон; Сталинград, ст Осиновика. 

После похоронки, Асият вся поникла, словно для нее жизнь закончилась, постарела в миг лет на десять, и Ваху будто подменили, он был  очень раздражителен, не разговорчив. Время шло, младшие два брата двенадцати и десяти годов, и сестричка восьми лет, старались помогать маме по хозяйству. Еще самой весны, все работоспособное население близ лежащих сел, было задействовано в рытье противотанкового рва на подступах к северным границам  Малгобек Вознисеновской нефтяной залежи.

Во время свободной смены,  Ваха успевал  накосить необходимое количество сена, что бы можно было с чистой совестью уйти на фронт.  Но линия фронта, с каждым днем  стремительно  приближалась, боевые действия уже шли под Моздоком.Вечерами были слышна канонада, время от времени, город бомбила немецкая  авиация.  Ваха с Ринатом, каждую неделю собирались поехать в (Буру),так по местному назывался Владикавказ, столица Ингушской автономной области.  Во Владикавказе находился главный комиссариат области, они надеялись, что их запишут  в добровольческую команду.   

В начале сентября немцы прорвав оборону,  заняли северные рубежи Малгобека. Ожесточенные бои шли на подступах к городу,  и участкам, Красная горка, Бековичи, и Бори-су. Согласно приказа ставки, нефтяные скважины были подготовлены к уничтожению, а некоторые, что находились на северном склоне залежи, были уже уничтожены.
Уже в середине сентября сорок второго, город  и  участки Бековичи, Бори-су, и Красная были заняты фашистами.

На а оккупированных территориях, они  чувствовали себя вольготно. Опасаясь встреч с немцами, Халима мама Рината, как и Асият, не стали выпускать  Ваху и Рината. Отец Рината, Рустам Хабибулин, так же как и Асхаб с первых же дней ушел на фронт.
В один из вечеров, Ваха тайком от мамы пришел к Ринату.
-Я знаю, как отомстить за отца, но не знаю, вернусь ли я живым.

По этому я пришел к тебе с просьбой, если я не вернусь, будь старшим братом, моей сестричке, и двум братикам, и попроси мою маму, что бы она меня простила.
-Ваха ты что сума сошел, возмутился  Ринат, неужели ты думаешь что я тебя одного от пушу.
Так вот, мы идем вместе, или я сразу же все расскажу твоей маме.

-Погоди Ринат, ты же знаешь, что ты мой единственный друг, можно даже сказать  брат. Я не хочу подвергать тебя опасности, у тебя братик и сестричка еще совсем маленькие, вдруг что случится, нельзя же оставлять маму одну, ей же без тебя будет тяжело.
Более того, я иду мстить за своего отца, а твой  отец жив, может ты все еще передумаешь. Я не хочу что бы ты пострадал из за меня.

-Знаешь что Ваха, это война, и она для всех общая, что бы ты не говорил, я тебя одного не пушу, мы идем вместе, или ни кто не пойдет. Ладно согласился Ваха, пойдем завтра в ночь, я днем еще понаблюдаю, нужно еще кое какие детали уточнить.
С ночи начал поливать мелкий осенний  дождичек.  На утро погода была довольно таки пакостная, весь хребет, на котором были расположены населенные пункты, и сам город были покрыты туманной бел иной.  Вахе такая погода очень была к стате, он безумно, как котенок прокрался к стоянке танков, и пушек.

Проходя мимо он увидел, что  на дверях сарая висит  необычный замок, это его сильно заинтересовало. Стены сарая были мазанные глиной, и местами, из за осыпавшейся глины, были прорехи. Убедившись что часового нет рядом,  Ваха  подкрался к сараю, и по больше расковырял прореху, что бы можно было  заглянуть во внутрь. Внутри сарая стояли ящики  со снарядами, и какие то мешки не понятно с чем. Рядом с сараем стояли большие Авто бочки с ГСМ. 

Ваха так же незамеченным ушел домой, дождался наступления ночи.  Тайком от мамы, Ваха пробрался в погреб и набрал смесь солярки с нефтью, что Асхаб еще до войны  принес  для растопки печи,  разлил ее в четыре бутылки, с расчетом по две, на себя и Рината. Ринат как и договаривались пришел  за час до полуночи. Ночь как по заказу была туманная, они осторожно, не делая шума пробрались к сараю, где хранились боеприпасы.

Оставив Рината,  присматривать за действиями охранника, Ваха подполз под машину и открыл вентиль, для слива. Из вентиля стремительно потекла жидкость, издавая рокот падающего потока.
Он, не долго думая намочил руку и понюхал,  запах бензина его очень успокоил. С каждой секундой его одолевала радостная мысль, что у него получается  месть за отца, и за всех остальных кто погиб от  рук фашистов.  Вернувшись к сараю где хранятся боеприпасы,  они сразу же бросили в сарай две зажженные бутылки со смесью, и две других под машину, от куда потоком тек бензин под рядом стоявший транспорт.

Как только, воспламенился бензин, несколько машин и сарай с боеприпасами сразу же охватило пламенем. Ваха и Ринат с радостью в душе, от удавшегося плана, удрали пока их не обнаружили.
В следующую секунду, нарушая полуночную тишину,
 завыла сере на, и застрочили автоматы, Немцы вели хаотичную стрельбу в разные стороны,  пожар освешал все во круг на расстоянии нескольких десятков метров.
В эту ночь, от шума взрывающихся снарядов ни кто в округе не спал. 

Асият, в втором часе ночи прибежала к  Халиме, они были соседями, жили в двух квартирном бараке, через стенку.
Халима, сестричка, ты не в курсе, что происходить. Не уж то немцы решили уничтожить население.  Только они присели на кухне, скрипнула входная дверь, Асият подумала, что за ней пришел Ваха.
Но когда они увидели Рината, женщины переглянулись в недоумении, от куда в такое время, да еще весь запыхавшийся.
-Сынок ты от куда, почему ты не спишь, уже строгим голосом спросила Халима?

-Мама, я  выходил прогуляться,
-А почему ты весь запыханный,  будто за тобой гонятся.
Да нет мама,  услышал стрельбу , я сразу же бегом, от греха подальше
Ты был один, или как, если ты  что натворил, скажи что бы я знала, ведь немцы ни кого не пошадят. Нет, я же говорю просто выходил подышать.

Асият в тревоге вернулась домой, и сразу же глянула,  обувь Вахи была так же как у Рината, грязная, и мокрая.
-Ваха сынок, ты где был, почему мокрая обувь, не говори что ты мыл, твои ботинки грязные.
-Мама, все нормально, я выходил погулять.
-Ты был один, или?
-Да я был один
-Сынок, прошу тебя не ври, не при каких обстоятельствах, ложь ни когда до добра не доводит.

-Мама, прости пожалуйста, я не могу говорить тебе правду, а врать тем более. И еще больше не хочу, что бы ты переживала по разным пустякам, я все го лишь сделал то что должен.
Если тебя спросят, я весь вечер и всю ночь был дома.
И тете Халиме передай эти слова, а обувь я сейчас помою.
Даже будет лучше, если ты их спрячешь, и вместо них поставишь папины сапоги.

На утро фашисты  отцепили жилой массив, и собрали на открытой местности все население.
Из подъехавшей легковушки, вышел рослый, долговязый немец в черной форме, с серебристыми  погонами.
На рукаве была широкая повязкой с крестом, и сразу же начал  говорить  на ломанном русском языке.

Прошлой ночью, кто то пробрался в склад боеприпасов, и устроил пожар. В результате погибли четыре солдата вермахта, и уничтожено большое количество военной техники.
Мне нужно знать, кто это сделал, в противном случае, пострадает все население. 
Из собравшихся вышел  очень пожилой старец, лет восьмидесяти, подойдя по ближе, он спокойно объяснил немецкому офицеру. Вы же видите, что среди населения нет мужчины, кому было бы под силу сделать  что ни будь подобное, как вы видите, население состоит, из стариков, детей и женщин. А где находятся боеспособное население города нам не ведомо. По этому ваши угроза по отношению к нам не справедлива.

Немец внимательно послушал пожилого человека,  и дал команду провести повальный обыск, после чего,  молча  сел в машину, и уехал в сторону трех этажного  корпуса
Это было большое  здание что было построено в тридцать третьем году, там находился штаб немцев.
Все разошлись по домам, Халима, и Асият, пришли домой на одном дыхании.

Через несколько минут, появились немцы, с собаками.
Как и предполагалось, они проверили обувь Рината и Вахи.
Ни найдя ничего подозрительного немцы  ушли ничем.
Боясь потерять сыновей, Халима и Асият держали пацанов под постоянным наблюдением.

Прошел еще один месяц, домашний арест при терпел послабление.
Уже в дневное время Вахе и Ринату разрешали выходить со двора.   Обстановка была очень напряженной,  время от времени, силами мотострелкового полка, и местного ополчения предпринимались контр атаки. Город, и близ лежащие села, несколько раз переходили из рук в руки. Но, по причине  хорошей огневой позиции вражеской стороны, потери  красной армии,  были очень значительны.

Эти показатели не до вали покоя Вахе и Ринату, ребята очень тщательно следили за сводкой Информ-бюро.
Зима в этом году была не очень, время уже шло к середине декабря, но снега еще не было.
Ваха уже собирался спать, когда в окно раздался, тихий не смелый стук.
Это был их позывной, они так будили друг друга, что бы не услышали родители. Ваха подал сигнал что он его слышит, и быстро накинул на себя старое отцовское пальто, и уже собирался выходить.

На пороге лицом к лицу он встретил маму, он вдруг на доли секунды растерялся, но быстро сосредоточившись, отступил назад.
-Мама ты не спишь, почему, что то случилось?
-Нет сынок пока еще ни чего не случилось, по тому что я не сплю, она тихо отступила назад, и пропустила Рината. Появление Рината его окончательно сбила с колеи. Сделав удивленный вид  Ваха собрался продолжать от мазки,  но Асият его остановила.
-Ребята, родные мои, я же просила вас, никогда мне не врать.

Вы двое, являетесь нашей опорой, надеюсь вы еще помните наказ ваших отцов. Не уж то вы подведете ваших отцов, они пали геройской смертью защищая вас, ваше буду шее.
-Мама, ты ошиблась, дядя Рустам  скоро вернется.
-Прости сынок, мы об этом, от тебя скрыли. Уже четвертый день как пришла похоронка, написали что похоронен в Сталинграде,  где то под Мамаевым курганом. Ваха утопая в слезах обнял Рината, они просидели до утра.
-Тоже мне друг, скрыл от меня все.

-Прости Ваха, я же знаю как ты его любил, мне иной раз коза лось, что папа тебя любит больше чем меня.
Ладно Ваха, это все слова, не буду долго объяснять, за моего дядю Асхаба мы отомстили, а за твоего дядю Рустама, еще нет.
Я думаю, что это не справедливо, хотя  уверен, что наши отцы еще при жизни успели нанести фашистам соответствующий урон, но это ихнее, а теперь долг за нами. Если я не атомщу за отца, я себе это никогда не прощаю.

-Ринат, успокойся брат, мы что ни будь придумаем, главное осторожность, они наверное после того раза усилили охрану. Сегодня ближе к вечеру пойду в разведку, будто в поисках коровы.
Вечером Ваха уже обсуждал план, с Ринатом. Охрана, как и предполагалось, усилена. В охране по два человека, подойти по ближе к складам, или технике у нас е получится, близко они нас уже не подпустят. Будем ждать туманной погоды, нам без разницы, можно даже и днем.

Погода не долго заставила себя ждать, ночь была ветреной, и утро выдалось как по заказу туманной. Так как все было за ранее подготовлено, ребята  собрались быстро. Не успели они отойти от дома метров триста, как  пошло наступление красной армии, начался  массированный обстрел немецких  объектов,  в результате, немцы все силы бросили на отражение атаки. В след за арт подготовкой, пошла атака. Когда ребята по ближе подошли к складам, склад уже горел, от попадания  снаряда. часовые были мертвы. Не теряя времени, ребята схватили автоматы, и ворвались в в помещение где несколько фашистов, собирали  какие то бумаги.

Ворвавшись в помещение ребята начали стрелять, во все что шевелится. Видимо немцы не ждали  ничего подобного, в результате ребята их застали  врасплох. В руках Рината и Вахи, автоматы строчили пока не кончились потроны. Они в упор расстреляли двух офицеров, и четырех солдат. Добрав еще по три магазина с потронами, ребята спешно вернулись домой. Оружие на всякий случай они спрятали в сарае, под яслями.

На этот  раз немцы не стали искать виноватых среди местного населения.
Через несколько дней, красная армия повторила массированный обстрел с последующей атакой. По стечению обстоятельства это атака совпала с театром военных действии на Курской дуге. В результате поражения на курской дуге,  уже в начале января 43 года фашисты спешно отступили, бросая свои позиции.
Это забытое повествование о юных героях, что внесли свою лепту, на пути к победе, над фашистским оккупантами.