Воспламени

Владлен Кешишев
Все знают: "Истина в вине" -
В вине её топили
И виноделы в тёмный век
Собой довольны были.

Был век божественных идей
"Обласкан" Дионисом*,
Но Мир Огня зовёт людей
Покончить с компромиссом,

Прозреть и Гималаев лик,
И водопадов руны,
И облачить зеркальность Лун
В Души живые струны,

Воспламенить опалы слов,
В основу возвести любовь,
Вернуть гармонию в сердца
И жить заветами Творца.
***
09.05.2020

Картина Николая Рериха Пантелеймон целитель

Дионис* - бог вина и разврата
 
Значение Диониса для греческой культуры и религии нельзя переоценить. Его почитали во всех греческих полисах и за их пределами. Что привлекало людей в этой божественной ипостаси, и почему диоинсийскими торжествами нельзя было пренебрегать никому из достойных эллинов?
 
Дионис (или в латинской традиции Вакх) неоднозначный и противоречивый бог. Он - это прежде всего олицетворение виноделия и природной мощи, естественных страстей, возлияний и буйства (отсюда и понятие вакханалия, употребляемое и сегодня). Он освобождал человека от тоски и повседневных забот, являлся знаком того, что должно существовать время безграничной радости, веселья, праздника, который связан с услаждением плоти: питие, чревоугодие, сладострастие, танцы и песни. Мудрые греки с их культом «ничего сверх меры» знали, что изредка необходимо высвобождать подавляемую цивилизацией и социальными правилами природную энергию и делали это во время дионисийских праздников.

Дионис из самого младшего поколения богов. Зевс, отец Диониса, нередко изменял своей божественной супруге Гере, она же сходила с ума от ревности и ненависти к соперницам и бастардам. Весь груз этой ярости познала на себе мать Диониса, смертная женщина Семела. Она была дочерью фиванского царя. Ее невинность не устояла перед натиском любвеобильного властителя Олимпа. Связь длилась не один месяц прежде чем Гера отомстила беременной любовнице мужа. По легенде она явилась к ней в образе кормилицы и посеяла в ее душе сомнение: вкрадчивыми речами она убедила Семелу попросить ее возлюбленного доказать, что он бог-громовержец. Пусть, дескать, явится во всем своем сверкающем великолепии и докажет свой статус-кво.

Глупышка Семела пошла на поводу у хитрой богини, которая подучила ее, как сделать так, чтобы Зевс не смог отказаться. На любовном ложе она сначала уговорила поклясться водами реки Стикс (клятвой, которую даже боги не смели преступать), что он сделает все, что она попросит. Получив согласие, она потребовала тех объятий, в которые он заключает свою божественную жену. Зевс, как ни уговаривал ее, все же должен был сдержать обещание. Игрушка в руках богов, смертная Семела сгорела заживо от божественного вида своего визави. Пребывающий в отчаянии Зевс только и успел, что извлечь из бездыханного тела матери недоношенного младенца. Чтобы он не погиб, отец сам решает его доносить: зашивает плод себе в бедро и таким образом спасает ребенка. Получалось, Дионис дважды рожденный: сначала Семелой, потом Зевсом.

Мстительная Гера не оставляет мальчика, Зевс, опасаясь за жизнь сына, отдает его на воспитание Ино, сестре погибшей Семелы, а для того, чтобы коварная супруга не опознала ребенка, убедил тетку его растить и одевать как девочку. Отсюда женственность Диониса. Мотив гендерной неопределенности нередко возникает в греческих мифах. История с родами Зевса или внешним обликом Диониса, а также, например, с личностью андрогинной Афины, - это не что иное, как попытка осознать границы пола, присутствие мужских черт у женщин и наоборот.

Но Геру так просто не проведешь, конечно, она все поняла и отплатила пасынку: как известно, когда боги хотят нас наказать, они лишают нас разума. Дионис отправился скитаться по миру: он получил и посох, и сошел с ума. Сопровождали его менады - неистовствующие полуголые служительницы культа Диониса, и козлоногие сатиры, пьяные и распутные.

Дионис прежде всего бог виноделия, в своих странствиях он символизировал распространение виноградной лозы в Европе, Азии, северной Африке. Одна из теорий, объясняющих значение и происхождение мифологии, говорит о том, что это своеобразная предыстория человечества, рассказ о том, как был устроен мир тогда, когда письменности и науки не существовало. В связи с этой концепцией каждый поворот мифологического повествования – это символический рассказ об историческом событии или социальном устройстве.

Но вино — это еще иногда неумеренное пьянство, отсюда все буйства, сумасшедшие поступки Диониса и его свиты. Например, месть фригийскому царю Ликургу, который не признал в Дионисе отпрыска Зевса, и с позором прогнал его из Фригии. Наказанием стало безумие. В приступе неконтролируемой ярости Ликург разрубил на части своего сына. Следующие за этим проблемы с урожаем вынудили фригийцев обратиться к Дионису. «Смерть царю» - таков был вердикт. Народ безжалостно и страшно расправился со своим властителем.

Таков был итог и фиванского правителя Пенфея, не пожелавшего склонит свою голову перед сыном Зевса. Влияние Диониса сделало всех женщин Фив безумными, и они растерзали Пенфея, причем его мать собственноручно отрубила голову сыну. Родной город Семелы наконец подчинился могуществу Диониса. Итог противоречивых земных странствий Диониса – это установление его культа на всех познанных древними греками территориях. Вино стало главным напитком.

Итак, Дионис – это страсть, буйство, опьянение, производительные силы природы, плотская любовь. Нередко приводится противопоставление так называемого аполлонистического и дионисийского начал в культуре, искусстве или природе человека. Если Аполлон – это отображение гармонии, порядка, закона и меры, то Дионис – это азарт, неуемность, физическое влечение. Первый – это чистый свет и прозрачность разума, второй – тьма, скрывающаяся в каждом из людей, человеческие глубины подсознания с темными, животными страстями.

Но не все так однозначно. Как и в жизни, в мифологии нет чистых цветов белого или черного, хватает полутонов и оборотных сторон медали. Дионис - счастливый супруг и верный сын. Его избранница – Ариадна, та самая критская царевна, дочь Миноса, которая помогла Тесею расправиться с Минотавром и выйти из лабиринта. Герой беспринципно бросил девушку на одном из островов в Эгейском море, не желая законных отношений с ней. Дионис, влюбившись, не только женился, но еще и привел молодую супругу из смертных на Олимп – из ряда вон выходящий случай. Они жили долго и счастливо, и было у них много детей.

Когда с земными храмами и жертвами в его честь все установилось, Дионис позаботился и о своей горемычной матери. Он спустился в Аид и, повлияв на Персефону, жену царя подземного мира, вызволил Семелу из обители мертвых, привел ее на божественную вершину. Вся семья наконец оказалась в сборе.

Праздники Диониса
Образ Диониса был бы неполным без упоминания праздников в его честь, которых было в году четыре, все они были связаны с периодами созревания и сбора винограда. Празднования – это процессии, мистерии, жертвоприношения. Дионисии для эллинов – возможность собраться всем вместе, выпить вина, поесть мяса (в жертву приносились кости, внутренности, жир, остальное съедали сами жертвователи), совершить необходимые обряды. Главным символом Диониса во время этих мистерий было изображение фаллоса.

Не обходились греки и без скабрезных шуток и песен, иногда оргий. Считалось, что Дионису это очень по сердцу. Центральное место занимали в ритуалах песни-дифирамбы – восхваления Диониса, под аккомпанемент флейты или кифары. Частью праздников были и разыгрываемые сценки из жизни богов. Из этого наследия возник впоследствии древнегреческий театр, и все европейское лицедейное искусство.

Дионисийские праздники – это данность, к которой в античности относились с глубоким почтением. Бытовало предание о дочерях царя Миния, которые слишком ревностно относились к работе и не желали отвлекаться от хозяйства и детей на разгул и утехи. Дионис, рассерженный этими приоритетами, покарал их безумием, в приступе которого Миниады разорвали собственных малюток как дикие звери.

Культ бога виноделия прошел долгий тернистый путь, учреждался он с трудом, это можно проследить по мифологии, но, в конце концов, Дионис занял почетное место в сонме богов. Он символ природы, естественных сил, а, следовательно, и человеческого естества, это роднит его с людьми, культ его давал возможность человеку почувствовать себя свободным от любых общественных ограничений и ощутить собственные преимущества.