Три четверти века

Владимир Ордовский
ТРИ ЧЕТВЕРТИ ВЕКА.

На днях в личку социальной сети "ВКонтакте" постучался представитель одного информационного издания и попросил ответить на вопрос чем лично для меня является праздник 9 мая. Общий такой вопрос, разбросанный по представителям разных направлений креативного конгломерата. 
Но что можно ответить на подобный вопрос? Чего вообще ожидает репортёр, когда задаёт такие вопросы человеку искусства — человеку, который изначально прирождён быть элементом антисистемы — расшатывать догмы господствующей идеологии и "убивать в себе Государство"? Способен ли ответ на подобный вопрос хоть как-либо подойти под предсказуемый формат стандартных официозных СМИ?
Ответ я конечно же написал, но не для информационного издания, для которого он безусловно окажется несъедобным, а для истории.
К тому же, когда пишешь "не для СМИ", избавляешь себя от того неприятного и неизбежного чувства, которое всякий раз испытываешь читая свои строки, безнадёжно выхолощенные цензурой (исковерканные, выхваченные из контекста, обрубленные), на страницах того или иного издания. 
Мой ответ был таков:

— "Памятные даты нужны политикам. Они служат ориентирами — помогают пастухам вести стада "к солнечным пажитям, внукам обещанным".
Что же касается народа — народу вообще ничего не надо: память народная — понятие весьма эфемерное и, скорее, надуманное. Нынешнее поколение вряд ли вспомнит такие слова, как например "пейджер" или "ваучер", которые были более чем актуальны всего каких-то 20-25 лет назад. Стоит ли говорить о чём-то ещё более отдалённом от нас по временной шкале?
Без регулярного напоминания народ довольно быстро забывает всё: исторические события, вчерашнюю идеологическую моду, своих же прежних кумиров. Народ живёт одним днём, его думы редко уходят за пределы своего собственного поколения. Но в нашем поколении гордиться особо нечем — больших Побед наша страна не знала уже давно — пожалуй, три четверти века. Поэтому, для поддержания патриотического духа, идеологической машине приходится ставить на бесконечный репит отдельные сценарии с определёнными событиями и именами давно ушедшей эпохи.
Я не являюсь частью этой идеологической машины, особенно, осознавая всю тщетность, и вместе с тем, лицемерие подобного процесса. Моя основная задача, как человека искусства, быть преобразователем будущего, а не консерватором прошлого. Тем паче, что для последнего всегда найдётся соответсвующий штат подготовленных государством клириков. Когда-то, в одном из гуманитарных ВУЗов, быть подобным клириком государство пыталось обучить и меня, но у меня оказались иные планы на своё будущее... Сегодня, как человек мысли, не имеющий над собой "начальников", я могу позволить себе писать максимально непредвзято:
Да, как известно, правда всегда многогранна. И одна из явных граней повествует о том, что в этой действительно Священной для нашего народа войне мы героически отстояли для себя и для других славянских народов право быть. Ведь в отличие от стран Западной Европы нас шли не только покорять, но и уничтожать физически. В глазах захватчика мы были унтерменшами, не имеющими права на "очеловечивание". И с этой точки зрения 9 мая является ещё одним Днём Рождения Нации.
Однако, вместе с тем, меня не покидает мысль о катастрофичности последствий этой страшной войны. Не случись её в нашей истории, нас было бы сейчас в полтора раза больше, мы были бы в полтора раза сильнее, мы не знали бы таких страшных и бедственных для нашего генофонда демографических ям, как та, в коей мы очутились в 90-е годы, и та, в которую мы медленно погружаемся сегодня. Меня не покидает мысль о том, что в таких войнах победителей не бывает в принципе — их нет и не может быть! Когда пожар приходит в ваш дом и выгорает одна треть квартиры, разве считаете вы Победой то, что успели сохранить остальные две третьи части? Довольно сомнительная Победа... Единственной и безоговорочной Победой в таких войнах могло бы оказаться только неучастие в них. Но... к сожалению, решали тогда не мы... и даже не наши вожди, а вожди иных стран. Именно вожди, не народ — это важно подчеркнуть (народ живёт так, как его учат жить: он всегда всего лишь адепт "рассказываемой сказки" и исполнитель воли "рассказчика"). Да, наша страна поставила точку в этой бойне, но цена тому оказалась слишком большой — слишком... То, что нас стало меньше приблизительно на 30 миллионов — разве это Победа?!

Что оставила после себя та страшная война? Опустошённую Европу, братские могилы выжженных городов, миллионы сломанных судеб, ростки демографических проблем будущего. Эта война явилась общей трагедией для всех европейских народов. И мы все пожинаем её плоды.
Вторая мировая должна была нас хоть чему-то научить. Но... человечество необучаемо. И мы вновь и вновь бряцаем сапогами культивируемого милитаризма, мы вновь и вновь ищем и находим себе врагов, мы вновь и вновь бравадно бьём себя в грудь и кричим, что готовы "нагнуть любого"! Мы так и не изжили и даже не попытались изжить из себя пороки, приведшие к катастрофе Второй мировой. Мы потушили пожар, но забыли выбросить спички. Мы — это человечество — человечество, как таковое: без отдельных наций, без имён и фамилий, без лиц и адресов — общая — аморфная и безумная масса.
Когда люди наконец поймут, что у них в этом мире нет никаких врагов, когда осознают, что любой, кто рисует им неприятеля — пытается ими управлять, когда перестанут вестись на дешёвые манипуляции самодержцев, мир переродится и станет лучше. Это и будет настоящей Победой! Не рисованной — не пирровой, настоящей! Вот тогда и отпразднуем!! Наивно? Конечно наивно... Но не наивнее, чем трубить о Победе, не вытоптав семена, порождающие подобные войны. То, что мы не вдумываясь привыкли называть Победой, это всего лишь краткое и временное перемирие. Не более. Когда-нибудь однажды она возможно и случится в этом мире — но... "то будет другое время, в котором не будет нас". Когда-нибудь однажды... А пока что вечная память всем жертвам чьей-то ненасытной жадности! Вечная память всем жертвам выдрессированной ксенофобии! Вечная память жертвам легализованного шовинизма! Вечная память жертвам воспалённого державного реваншизма! Вечная память!!!"

(Май 2020 года)