Пустыня, цикл

Оскар Хуторянский
РОДИНА РЕЛИГИЙ

Не кажется вам это странным -
Монотеизма появление
Не в Вавилоне, не в Афинах -
В полу-пустынной Иудее ?

Наверное это было важно,
Чтоб идеал найти в идее
В пустыне скудной и миражной
Решить – “что есть всего нужнее”.

Не отвлекаясь на соблазны,
Не развлекаясь на природе
Ответ искать о мироздании,
Что без раздумий не найдете.

Тогда был выдан свод законов
Печатью высшею скрепленный
И для царя и для народа -
Индивидуально все сплоченны.

Впервые жизни смысл указан,
Начало и конец описан,
И свод этических указов
Был выдан нам в Синае свыше.

Что делать и как жить всем дальше,
Что можно есть, что не кошерно.
Как жить этически, морально,
Что Бог един, и Он лишь верный.

В пустыне нет полу-решений,
В пустыне жизнь и смерть на карте.
Где, хоть и очень много мнений,
Пустышку сразу видит каждый.

Пророки древние в пустыне
Искали мир уединения.
Тогда наверно и решили
То “жизни-смерти уравнение”.



САХАРА

На север Африки взгляните -
Там знаменитая пустыня:
Сахара - нету знаменитей
И зноем дышит её имя.

По площади - треть континента,
Начало, смерть цивилизаций.
Для бедуинов - дом их светлый
Им без песков не жить иначе. 

Там миражи других богаче,
Там есть места - они виднее.
Нет перепутий, звёзды скажут;
Жизнь проще, да и смерть вернее.

В мираж пустыни больше веришь,
Чем безнадежней шаг верблюжий.
По ним, желания свои сверишь,
Стремишься к ним рабом иллюзий.

В галлюцинации пророков,
В блаженных лепет верят больше,
Чем критикам, с учёным оком,
Кто с факты знают, мыслят тоньше.

Из глубины своих могил
Пророки всё ещё влияют
На тех, кто с верой пригубил
Надежду, в сами что желают.

Мираж для каждого он свой
И Вера каждого другая.
Кто по шоссе, а кто тропой..
Мираж к себе не приближая.

Любое счастье, как мираж
И достижение - нам иллюзия.
Покой настанет мой и ваш,
Кто Веру лишь в себя добудет.


БЕДУИНЫ

Есть что-то в нас от бедуинов,
И непоседливый их ген
Из дома гонит без причины
Туда - в простор, где нету стен.

Но мы уходим из квартиры,
Оставив близких и родных…
Но всё не так у бедуинов
И их шатёр всегда при них.

Сахара им родней родного,
И миражи им, как кино.
Для них барханы - чувством дома,
И лучше жизни не дано.

Верблюд - их главное богатство,
Их мера ценностей, кумир.
И за невесту торговаться
Числом верблюдов. Сделка. пир.

“Земля родная” - это чуждо!
Шатёр разбил - вот и земля!
Оазис - вот что очень нужно
И за него стоят не зря.

Коль жажда странствий незнакома,
О чём мечтает бедуин -
Оазис с детства что знакомый?
Или мираж, что лишь один?


АРАБЫ

В те времена до всех пророков
Арабы жили, поживали
Где Аравийский полуостров
И там спокойно кочевали.

“Араб” – вот точный перевод:
Иначе “засуха” зовётся,
И полуостров словно мост
С Сахары к Гоби распростёрся.

Сирийцы, Ливия, Египет…
Жили отдельно от арабов,
Язык, культура и религия
От них намного отличались.

Потом они слились культурой
Ислам им дал язык арабский…
Арабы все сейчас структурой
А раньше были вне их нации

Культуры древние считали
Что кочевые племена.
Как бедуинов представляли
Арабов тех все племена.

Но были города, поселки
В оазисах, долинах рек
Арабы жили. Их потомки
Ушли недалеко с тех лет.

Из Индии весь путь в Египет
Был под кочевников контролем,
Шли караваны вплоть до Рима
Текли к арабам деньги морем.

Там появилась знать арабов
И родовые племена.
У рода шейх – стареший родом,
У племени, эмир - глава.

И города Медина, Мекка
Ведут отсчёт с далёких пор,
В Завете Ветхом есть отметка
О государстве тех времён.

Мы знаем Библии историю
Как Соломон влюбился в Шебу
Царицу Савскую, которая
Жила недалеко от Мекки.

Земля пустыни плодородна
Для пальм, для фиников, и да
Там ладан был ещё доходный…
А так же лошади всегда.

Разбой для них обычный случай.
Так жизнь у них столетия шла…
И каждый мальчик был обучен
Искуству лука и копья.

На лошади скакать, верблюде
Щитом, мечом владеть вполне…
Был мальчик ценен ихним людям,
А девочек – предать земле.
 
Как воины были известны
Служили в Риме, в их войсках
Как кавалерия конечно…
Но даже пеший вселял страх.

На лошади скакать, верблюде
Щитом, мечом владеть вполне…
Был мальчик ценен ихним людям,
А девочек – предать земле.
 
Как воины были известны
Служили в Риме, в их войсках
Как кавалерия конечно…
Но даже пеший вселял страх.

БЕРБЕРЫ

Берберы - кто они такие?
Давайте дань им воздадим.
Ведь было в времена иные
Боялся их бесстрашный Рим.

Они все те, кто населяли
Весь север Африки фасад
До сфинкса, пирамид, скрижалей -
Пять тысяч лет тому назад.

От Нила и до океана,
До Геркулесовых Столбов
(Иначе, вплоть до Гибралтара)
Размах берберов был таков.

От Средиземных волн могучих
Путей торговых древних лет
И до песков Сахары жгучих
Где караван теряет след.

Могучий Карфаген - берберы,
И бедуины - всё они.
Им слово «варвары» в замену
В их честь в латыни завели.

Но что за раса и откуда?
Писал Плутарх и Геродот -
Голубоглазы, белокуры
И светло-кожи. Кто их бог?

Так не похожи на соседей
Ни на семитов, египтян,
Ни на арабов, из Нигерии?
Так кто они? Вот так изъян.

Похоже, северная раса.
В Марокко встретите сейчас
Блондинов и голубоглазых
На удивление внучат.

У них самих идея крайняя
Не лучше-хуже всех других -
Колено племени Израиля
Что потерялось - это в них.

Это они взяли Испанию,
Арабы после подошли.
И «Гибралтар» само название
О их отваге говорит.

Рим пал однажды под напором
Племён берберов, помнит он...
О варварах все разговоры
И страх в крови, и тихий стон.

Они по разрушению более,
Своей культуры не создать.
Девиз «ломать» их, а не строить!
Ведь варвары! Ну что с них взять?

Сейчас их семьдесят процентов
Средь населения этих стран -
Алжир, Тунис, Марокко ... где-то
Берберы... Правда ли? Обман?


(1) Берберы - коренное население Северной Африки от Египта (не включая его) до Марокко. На сегодняшний день составляют 70% населения южного Средиземноморья.
44 племени, более 20 наречий)


НУМИДИЙЦЫ

Античный мир не знал их лучше,
Их кавалерия была
Наёмной, как представит случай,
Но побеждала лишь она.

Так нумидиец иль “кочевник"
С латыни точный перевод.
Богатство лошадьми их мерят,
Верблюд потом пошёл в поход.

Служила конница лихая
Державам разным, всем подряд.
У Ганнибала подгоняя
Обозы Рима и солдат.

Они служили также Риму
Как вспомогательный состав.
Но были лёгки на измену
Без дисциплины и без прав.



КАРАВАН

Купцы сбивались в караван
Верблюды – основное средство,
По тропам не известным нам,
Но местным был известен с детства.

Там сотни иногда верблюдов,
Поводыри, охрана есть.
Всегда там ждали Робин Гудов –
Которым обобрать лишь честь.

Платили дань по всей дороге,
Роскошный дар был для владык…
Что же удивляться – много стоил
Товар в Европу, что проник.

Купец платил деньгой, здоровьем,
А то и жизнью иногда…
Не шла дорога лукоморьем –
Пустыня – трудная стезя.

Успех евреев обьяснялся
Присутствием множества общин
В Европе, Индии, Китае.
У них язык, закон один.

В те годы трения и войны
У христиан и мусульман
Евреев не касались вроде
И был доволен их карман.

Есть мнение – купцы евреи
Что Шёлковый ходили Путь –
В Хазарию дух Иудеи
Доставили, а также в Русь.

Тогда их звали “радониты” -
Еврейский путник и купец…
Не любят их антисемиты
Славянской версии – конец.


ВЕРБЛЮД

Воистину – корабль пустыни,
Не будь верблюда и тогда
Другими были бы мы ныне
И не было б Пути тогда.

Верблюд вынослив и надёжен
Сто километров пройдёт в день
С вьюками, седоками тоже…
Идти вперёд ему не лень.

Хоть без воды живёт недели
Её он чует с далека,
Морскую воду пьёт лелея
И также знает облака.

Идёт туда, где дождь быть может.
Жить может месяц без еды,
Хоть три центнера  есть в поклаже…
Такие там нужны вожди.

Предохранят его ресницы
Песчаных бурь не страшен вихрь
И ноздри могут вдруг закрыться –
Не проникает туда пыль.

Песок горячий или камни
Холодной ночью, жарким днём -
Идёт верблюд – он основание.
Вся экономика на нём.
А в караване сто верлюдов,
А може больше, кто считал…
Купцам,  торговому же люду
Он был началом всех начал.

Его дизайн получше многих,
Он сверстник мамонта ещё.
По Шёлковой Большой Дороге
Верблюды шли.  Идут ещё.

Казалось бы – живи у моря,
Так нет.   Не могут – влага там.
Им лишь в пустыню, плоскогорье,
Там где колючки и бархан.


АРАБСКАЯ ЛОШАДЬ

Лучше худо сидеть на лошади, чем красиво — с неё свалиться.
                - Арабская пословица

Нет более ценных скакунов,
Чем чистокровный конь арабский.
В нём труд селекции веков
С времён ещё царицы Савской.    (1)

 Лишь чистокровной, не гибрид,
Ценилась стать, характер, сила.
И лебединой шеи вид
И “петушиный” хвост красивый.

Ей жить в пустыне, без травы;
Солончаки, оазис дальний.
Но может конь, что можем мы,
Точнее, бедуин локальный.

Их приучали бедуины
К суровой жизни средь барханов.
Выносливы, неприхотливы
В походах длинных караванов. 

Они шли в бой с верблюдом рядом
Несли поклажу без разбора,
Но грациозны были станом,
Как статуэтки из фарфора.

Шли на верблюжьем молоке,
На финиках в жару и в холод.
Товарищ верный был в беде,
Делил с хозяином и голод.

Их благородный твёрдый шаг
Галоп иль рысь иль иноходью,
Не оставлял спокойных глаз,
Лишь с восхищением, с любовью.

Пегас с него срисован был -
Лишь крылья- к лебединой шее.
Он мифом древним грекам слыл;
Поэтам тем ещё милее.

Запрещена продажа их
Когда-то. Плата была - смертью
Но рыцарь,  лишь увидев их,
Лишился сна, покоя верьте.

Так с крестоносцами пришли
В Европу лошади арабов.
О, как ценились там они!
Какую там имели славу!



ГОРОД ЦВЕТА КРАСНОЙ РОЗЫ

Есть ‘Петра - это чудо света,
Столица древней Идумеи.    (1)
Я в Иордании видел это
На храм глядел я тот, немея.

К нему дорога чрез ущелье,
Наверно красочнее нету.
Он там стоит в уединении
На перекраске всем приветом,

Пути торговые сходились
Кто к Морю Красному с Дамаска,
И те кто шёл в Залив Персидский
Через пустыню, через Газу.

Был Петра перевальным пунктом,
Как Самарканд нам всем знакомый.
Там караван снимал все тюки
И отдыхал, и в путь шёл снова.

Там мавзолей, “Храм фараона”,
Считалось для Исиды создан.     (2)
Возможно для казны был домом
Из скал прорезан камнетёсом.

Деревья нет в краях пустынных,
А значит не было стропил
И вырезан весь храм тот дивный
С одной идеей, чтоб был мил.

Он древен - тридцать пять столетий!
Времён Исхода Моисея. 
От к древности прикосновений
Истории прошлой дуновение.


(1) Petra — древний город и столица Набатейского царства — ныне археологический памятник и символ Иордании, входящий в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, одно из 7 новых чудес света.
Дата основания: XIV в. до н.э.
Поэтическое прозвище: "Город цвета красной розы"


(2) Исида — одна из значимых богинь Древнего Египта, представлявшаяся образцом для понимания египетского идеала женственности и материнства. Она почиталась как сестра и супруга Осириса, мать Гора (Хора) и, соответственно, египетских фараонов, которые считались его земными воплощениями. Она покровительствовала рабам, грешникам, ремесленникам и угнетённым, но прислушивалась и к молитвам богачей, девушек, аристократов и правителей



ЭПИЛОГ

Не всегда стих ложится на струны.
Не всегда его можно пропеть.
Важен смысл. Слов песчаные дюны
Та пустыня, что мне пересечь.

Для меня в песне важно звучание
И значение то, что несёт.
Чьи-то мысли и чувства, признания;
Может стон, может мысли полёт.

Это мне не дано. Ну и что же?
Но могу я читать и познать
Глубину чьих-то чувств. Это может
Мне важнее, чем песнь написать.