Ноябрь 2012

Алексей Калайда
Как полезно иногда читать свои мысли десятилетней давности. В целом, я с тем парнем согласен:

"На некоторые темы долго рассуждать бывает непросто. Потому, что, кажется – ну всё, занесло в такую заумь, дальше ехать некуда. Думы о причинах и следствиях, о том, что же всё это такое вокруг - всё  то, что мы можем наблюдать ежесекундно всеми органами чувств? И почему это Я - именно в этом теле, а не вон в том гражданине, к примеру, в серых штанишках?!  Я уж молчу о таком “простеньком” вопросе –  что Я есть такое? …
Отставить  мыслишки! Небо - голубое, травка - зелёная, люди - ходят, машинки - ездят, всё просто - живи, дыши, радуйся. Но нет, отставить мысли совсем не получается. То есть, получается лишь их сменить, а именно - не уделять внимание сложным, и позволить вертеться более простым. А они вертятся и вертятся, сами по себе, и почти всегда одни и те же, изо дня в день, из года в год. И, говорят, чем дальше, тем проще. С одной стороны, оно и хорошо, проще надо быть, естественнее, к природе ближе. Когда каждый так поступит, все люди станут чище и добрей, зло исчезнет и наступит всеобщая благодать… ать..ать…
Ничего подобного! Ничего такого не наступит, а будет ровно наоборот. Определимся в понятиях. Контролировать мысли – значит иметь способность думать тогда, когда это Вам надо, а не постоянно, и ещё – думать о том, о чём Вам нужно, а не о том, о чём подумалось вдруг. Это ещё называют осознанностью. Кстати, совсем не факт, что очень умный человек всегда осознан. Когда не контролируешь мысли, они начинают контролировать тебя. А это, кроме прочего, значит, что вас может контролировать любой, кто понимает этот несложный механизм. А понимают и пользуются им, к сожалению, всегда только те, чей основной мотив в жизни - власть над умами других людей. Стоит ли приводить дальнейшие доказательства невозможности наступления всеобщей (а тем более личной) благодати при наличии такого печального положения вещей?
Простота бывает разной. Та простота, адепты которой призывают “оставить мудрствование”, то есть вообще прекратить использовать ментальный аппарат, попросту ведёт к регрессу.
Но “Жить от сердца, от души” призывают многие мудрые люди, прошедшие долгий путь осмысления сущего, и пришедшие к простоте через глубочайшее проникновение в суть вещей. Такого рода простота требует, в частности, развития недюжинного абстрактного мышления, сосредоточения, искусства концентрации и управления вниманием, прочих навыков ума. Этот путь, конечно, не единственный. Но, как представляется, ни один путь не исключает ментальных усилий.
“Отбросить ум” не значит перестать думать, это значит подчинить хаос  мыслительного процесса своей воле. Что фактически означает  перестать ассоциировать себя со своими мыслями. Думать и отождествляться со своими мыслями – совсем не одно и то же. Думать всё-таки полезно. У нас, собственно, нет альтернативы, если мы хотим развиваться как вид. Пока нет, во всяком случае. Однако, направлять своё внимание  стоит не “во вне”, а “ внутрь”.
Лишь у одного из тысячи есть потребность заниматься самоисследованием, а из тех, у кого она есть, не каждый находит в себе силы и смелость заняться сложной, и даже опасной, внутренней работой  – повышением самоконтроля. Такая работа не может начаться в одночасье, ей предшествует подготовка, и первый шаг на этом пути лежит в ментальной области. То, что Гурджиев называл “самовспоминанием“, а Махарши и Махарадж (вслед за великими предшественниками) – “наблюдением наблюдателя”, не может начаться или прийти иначе, чем через простое начальное понимание основ. Акт понимания есть результат мыслительного процесса. Явилась ли источником первичного знания книга, или  Учитель – любая духовная практика должна быть подкреплена пониманием предмета, иначе она лишь пустая трата времени. То, что Я не есть моё тело, точнее, что Я не только оно – может стать понятным и чисто интуитивно. А вот то, что мои мысли тоже не есть Я, понять невозможно, не приложив определённых ментальных усилий.
Парадокс заключается в том, что для начала процесса разотождествления со своими мыслями, необходимо приложение хотя бы минимальных мыслительных усилий."