Картина Василия Перова Тройка

Нина Филипповна Каменцева
Картина Василия Перова «Тройка»

    «Тройка» («Ученики мастеровые везут воду») – картина русского живописца Василия Перова, написанная в 1866 году. В данный момент она находится в Москве в Государственной Третьяковской галерее. (Материалы: холст, масло. Жанр: жанровая живопись, реализм.)

     Я несколько раз хотела описать картину «Тройка» художника-передвижника Василия Григорьевича Перова, она привлекала блёклыми красками: художник использовал только четыре цвета – серый, белый, коричневый и бордовый. Картина отражает тему детского труда 60-х годов XIX века.
    Если хорошенько присмотреться, сразу замечаем по левой стороне обшарпанную стену Богородице-Рождественского женского монастыря. В начале этой стены немного затемнённая часть – высокая арка, может быть, и въезд в монастырь, – над ней светится лучина, как бы указывая дорогу к концу насилия над детьми, последний путь – он трудный самый...
     В центре трое уставших и замёрзших детей, запряжённых, как лошади, в сани, на которых стоит большая бочка с водой, прикрытая самодельным ковром из соломы, который от ветра то и дело поднимается. Бездорожье, со всеми неудобствами зимнего ухабистого пути, и ещё снежно. Они двигаются вперёд по зимнему склону Рождественского бульвара. Вечереет; в сером небе художник показал даже птиц, улетающих спрятаться на ночь; морозно, склон с сугробами. Бочку раскачивает так, что выливающаяся вода примерзает к её бокам, и бочка становится тяжелее. Сзади повозку стал толкать посторонний взрослый мужчина: видно, пожалел детей. Сани двинулись дальше. Ледяной ветер дул в лицо детям, это видно по волосам девочки и шарфу разрумянившегося старшего мальчика, который хотел бы всю тяжесть взять на себя, жалея девочку и пацана помладше. Повозку сопровождает дворовый коричневый пёс с белым брюшком, бегущий справа перед детьми, как бы показывая путь. И если хорошо рассмотреть картину, заметишь, что впереди на санях ещё одна небольшая бочка, но она была опрокинута и вода выплеснулась из неё полностью, образуя каток. И только вниз спускается чиновник в цилиндре, никуда не спеша...которого ветер сбил с ног, и этим показано, какой сильный ветер. Может быть, он немножко выпил перед тем в кабаке.

     Картина «Тройка» входит в пятёрку самых известных работ, созданных художником-передвижником Василием Перовым. Но почему Перов выбрал такую тему?

    В это время царили голод и бедность, дети работали. Возможность отдать ребёнка в подмастерья – уже удача, ведь ребёнок мог получить там профессию, жильё и пищу. Но мастеровые сильно нагружали детей, некоторые погибали от нагрузки. На полотне изображён именно такой случай. Мастер погнал детей за водой.
Василий Перов задумал эту картину и уже долго работал над ней, но не хватало центрального персонажа – мальчика в середину. Однажды художник прогуливался, рассматривая лица мастеровых, которые после празднования Пасхи возвращались из деревень обратно в город на работу, – и увидел мальчика, который будет впоследствии приковывать взгляды зрителей к его картине. Мальчик был родом из Рязанской губернии и шёл с матерью в Троице-Сергиеву лавру. Перову долго пришлось уговаривать мать, чтобы она разрешила сыну позировать, но всё же она уступила.
 
    Пока Перов писал портрет мальчика, мать рассказывала о своей нелёгкой доле. Её звали тётушкой Марьей, а сына Васенька. Художник закончил своё полотно, путники ушли. Оно получилось настолько проникновенным, что тут же было приобретено Павлом Михайловичем Третьяковым и выставлено в галерее.

_______

Мать Васеньки, однажды возвратилась к художнику Перову."Она была одна, без сына. Со слезами на глазах бедная женщина рассказала, что её Васенька умер год назад от оспы и она пришла к художнику, чтобы выкупить картину с её сыночком. Для этого она всю зиму работала, копила деньги, затем продала все что можно и вот пришла к господину художнику."