Бхагавад-Гита. Глава 10 С 1-10 стих

Аля Аджигитова
            Глава  десятая.

           Великое  сокровище.

    10.1. Всевышний сказал: О могучий  Арджуна,  Я открою тебе ещё одну грань

этой истины.Поскольку ты очень дорог  Мне,  Я даю тебе самое ценное, что есть

на свете.

    10.2. Ни боги, ни мудрецы не могут понять, как  Я, существовавший до их

появления и породивший их, Сам рождаюсь среди людей.

    10.3. Каждое живое существо в той или иной степени пребывает в иллюзии и

обречено совершать грех. Безгрешен лишь тот, кто знает, что  Я - Тот самый

нерожденный,  Кто сотворил всё сущее и повелевает всем сущим. Душа, осознавшая

это, свободна от греха, какой бы деятельностью ни занималась.

    10.4.5. Благоразумие.знание, невозмутимость. терпение, правдивость, самообладание. умение не зависеть от обстоятельств, радость, горе, рождение,

смерть, страх, бесстрашие, ненасилие.уравновешенность, самоудовлетворенность,

непритязательность. доброта, слава, позор - все эти состояния сознания созданы

Мною для живых существ.

    10.6. Семерых великих мудрецов во главе с Маричи, четырех  отроков во лаве

с Санакой и четырнадцать прародителей Ману во главе со  Сваямбхувой - всех

породил  Брахма, которого  Я произвел на свет в уме.

    10.7. Кто действительно понимает, что  Я бесконечно могущественен, тот служит  Мне с бесконечной преданностью. В этом  нет сомнений.

    10.8. Я - Кришна, Я - чарующая Безусловная Красота. Я являю  Себя в трёх

началах: как  всеобъемлющий  Бог, всепроникающий  Бог и Бог-личность.  Я - Тот,
 
кто обладает всеми силами и могуществом, перед Кем преклоняются все существа.

Я,  Нараяна,-  Господь несотворенного мира. С  Меня начинаются всякое движение и

идея во всех сферах бытия. Я создаю священные писания, в которых даю понятие о

служении  Мне и объясняю, как это делать. Те. кому по сердцу идея служения

Богу, могут открыть  для себя  тайну всех тайн - любовь ко  Мне, Безусловной  Красоте, которая не ведает рамок и ограничений.

Осознав это, они преступают через понятие долга, мирского и религиозного, и

входят в мир любовных отношений со  Мной.

    РАЗЪЯСНЕНИЕ:

     Четыре стиха этой главы, с 8-го по 22-й, являются ключевыми в Бхагавад-Гите.

В них сокрыта суть беседы между Арджуной и Кришной, душой и Богом.

    В Шримад- Бхагаватам (1.2.11.) перечисляются три основных ипостаси

Всевышнего, которым даются определения - Брахман. Параматма и Бхагаван.

Брахман - это  бесконечность и  всеохватность Всевышнего.

Параматма - Его вездесущность, способность присутствовать в каждой точке бытия.

Бхагаван - это Всевышний собственнолично. Самое известное определение понятия

Бхагаван приводится в Вишну-пуране (6.5.47.).

" Бхагаван - Тот,Кто в бесконечной степени обладает богатством, властью, славой,

красотой, знанием и свободой"

Личность. которая обладает всеми шесть свойствами Бхагавана, называют  Нараяной.

    Однако. Джива Госвами дает другое  определение понятию Бхагаван:

    " Бхагаван - Тот, кому невозможно   не  служить."

    Он так пленит  своим очарованием, что у живого существа возникает

непреодолимое желание любить  Его и служить  Ему. Он силён не властью ,а

красотой и нежностью. Он - Кришна, всепривлекающий и чарующий. Соприкоснувшись

с  Ним, дуща не может не любить  Его.

    Ахам сарвасья  - Шри Кришна заявляет: Я - сваям Бхагаван, Сам Господь.

Я источник не только Брахмана (  всеохватывающего Абсолюта) Параматмы

( вездесущего  Абсолюта), но и Нараяны, личности, которой принадлежат вся

власть и сила, которая повелевает всеми живыми существами. Я выше  Брахмана,

Параматмы и Бхагавана, они -   Мои составляющие.

    Маттах  сарвам правартате - от меня исходят все движения, понятия, включая

понятие о поклонении  Мне, и способы поклонения  Мне. Если бы не было  Меня -

не было бы преданности  Мне.  Я - причина преданности.

    " Бога нельзя познать с помощью логики, чувств или изучая писания. Живое

существо не может познать Бога против Его воли. Он открывает  Себя тому, кто

 преданно служит  Ему и молит о милости". ( катхопанишад 1.2.23.)

    Таким образом, в словах маттах  сарвам правартате - Я причина  всего -

заключен  еще один смысл: Я  первый указал душам: " Поклоняйтесь Мне", - и

объяснил, как это делать. Я прихожу в облике гуру, который учит поклоняться

Мне.

     этих словах Господь раскрывает идею поклонения  Ему через гуру.

    Господь щри Крищна говорит  Своему преданному Уддхаве:

    " Я прихожу к тебе как  духовный учитель. Никогда не выказывай к нему

неуважение. В облике гулудева с тобой разговаривает Бог. К духовному учителю

нельзя подходить с материальными мерками. Кто рассматривает гуру как простого

человека, связанного с местом, временем и обстоятельствами этого мира, тот

наносит  Мне оскорбление.".

    ( Шримад-Бхагаватам 11.17.27.)

    Лучше и искусней всех Кришне служит Шримати Радхарани.. Она - самая чистая

сила (шакти) Бхагавана. Господа окружает бесконечное число вечных спутников,

но Шримати Радхарани олицетворяет Собой само понятие  " преданность".

Господь говорит:На примере  Своей самой  чистой и прекрасной силы Я показываю,

как служить  Мне.

    Ити  матва бхаджанте мам - понимая это. преданные служат  Мне под

руководством первой и лучшей из Моих служительниц - Шримати Радхарани, которая

нисходит к душам в облике гурудева. Обойти её в искусстве служения

Мне  невозможно..

    Здесь  Кришна  указывает на служение Шпимати Радхарани, радха-дасьям. Но

эту идею служения Кришне через Шримати  Радхарани примет только тот, кому дан

разум свыше. Те же. чей разум и знания приобретены в мире иттюзи ( майи),

останутся к этой идее равнодушны.

    Слово буддхах " человек разумный" в данном контексте означает не "тот. кто

имеет разум," а "тот.  кому дарован разум свыше".  Так это слово толкуется в

Шримад-Бхагаватам. ( 11.5ю32ю).

    Затем говорится. что преданные. "кому разум дарован свыше", способны слышать

голос Бога изнутри. Эта способность  - высший дар (сукрити), результат служения

и общения с  чистыми преданными. Слово бхава=саманвитах означает рага-саманвитах,

или анурага: любовь и бессознательное влечение без оглядки на нормы и заповеди

писаний. Кто живет по правилам священных писаний, тот пребывает в мире выгоды,

поскольку руководствуется  соображениями потерь и приобретений. Преданные

бхава- саманвитах подчиняются не заповедям , а внутреннему  Божественному

голосу. Преданность высшего порядка не обременена понятиями "хорошее" и "плохое"

и лишена всякого расчета (гйана-шунйа-бхакти). В бхакти-расамрита-синдху (1.1.9.)

Шрила Рупа Госвами ишет:

"Только бессознательная преданность, в которой нет ни малейшего намёка на корысть

и желание познать, может доставить Кришне настоящее удовольствие".

    Бессознательная, естественная  преданность называется рага-марга. Это

самая редкая и  наивысшая форма преданности. Душа, которая служит подлинному

гуру, снизошедшему из мира  рага-марги, со временем получает возможность

служить "предводителю" одного из "кланов" личных спутников  Господа, которые

служат  Ему  в  Его играх в качестве друзей ( сакхья-раса). родителей (ватсалья-

раса) и возлюбленных ( матхура-раса).

    Во Вриндаване, высшей сфере духовного бытия, Господа окружают друзья,

Субал и Шридам, матушка Яшода, отец Нанда  Махарадж, возлюбленные девушки гопи:

Лалита, Вишакха, и другие. Но среди всех Его спутников и всех гопи высшее

положение в служении занимает Шримати Радхарани. Поэтому вершиной рага-марги

является служение  Шри Радхике, радха-дасьям. Это то, к чему стремятся

преданные Рупануга Гаудия Сампрадайи, исповедующие чистую преданность, о

которой рассказал мира Нрила Рупа Госвами  Прабхупада по указанию Господа

Чайтаньи  Махапрабху.

    10.9. Я - источник жизни для тех, кто беззаветно предан  Мне. В беседах

обо  Мне они черпают неиссякаемое блаженство любви. Собираясь вместе , они

обмениваются чувствами чувствами, которые испытывают во взаимоотношениях со

Мной -  дружеских, родительских и любовных.

    РАЗЪЯСНЕНИЕ:

    Здесь Господь говорит о Своих чистых преданных: мат-читта мад-гата-прана.

Они живут только потому, что Я  есть. Со  Мной связаны все их мысли и чаяния.

Для них нет большего счастья, чем делать  Мне приятное. В беседах между собой

они воодушевляют друг друга  откровениями и впечатлениями обо  Мне. В миру они тоже говорят только обо  Мне и ни о ком другом.

Они беседуют обо  Мне в любое время, в любом месте и при любых обстоятельствах.

    Тушьянти  ча - Мои преданные находят удовлетворение.

    Слово тушьянти   означает удовлетворение, которое испытывают преданные дасья,

сакхья- и ватсалья-расы: души, находящиеся с Кришной  в отношениях слуги,  друга

или родителя. Но те преданные,, которых с Кришной связывают любовные отошения

(мадхура-раса), испытывают не только удовлетворение ( тушянти(, а блаженство любящих сердец ( раманти).

Здесь Кришна объясняет, что преданные мадхура-расы в беседах о  Нём испытывают

любовный экстаз. который превосходит любое наслаждение.

    Этого же мнения  в своих комментариях придерживаются Шрила Вишвонтха 

Чакраварти  Тхакур, Шрила Баладева Видьябхушана и Шрила Бхактивинода Тхакур.

    10.10. Преданным слугам, которые отдали  Мне себя без остатка, которые

стремятся ко  Мне, потому что любят  Меня,  Я изнутри подсказываю, как найти

Меня  и поднести  Мне свою любовь.

    РАЗЪЯСНЕНИЕ:
 
    В этом стихе Господь говорит: Мои самые близкие

    преданные связаны со  Мной  узами супружеской любви.

    В предыдущем стихе Он описывает чувства  этих преданных словом раманти -

любовный восторг. Теперь  Он добавляет:  Я изнутри подсказываю им, как найти 

Меня - йена мам  упаянти те.

    Слово упаянти, производное от упапати - любовник. На санскрите пати означает

муж, упапати - больше,чем муж - возлюбленный замужней женщины, повелитель сердца.

Паракия- вхавена упапати - это  любовь попирающая  рамки супружества.

    "Тем, кто связан со  Мной супружескими отношениями ( раманти), 

Я подсказываю, как подняться ещё выше, до отношений возлюбленных".

    Во Вриндаване  Кришну и девушек-гопи не связывают семейные узы. Кришна для

них  выше. чем муж: Он повелитель сердца. У каждой есть муж и семья, но их сердце

целиком принадлежит  Кришне. Чьлбы быть рядом с  Ним, они пренебрегают нормами

общественной и религиозной морали, обманывают мужей и доиочадцев, убегают к

Кришне.Их чувство настолько сильно, что из не удержат ни упреки родных. ни

проклятия праведников. Кришна для нх всё, и если тайные отношения доставляют

Ему большее удовольствие, чем законные супружеские, они готовы тайком

встречаться со своим возлюбленным. Что стоит репутация целомудренной жены по

сравнению с любовью Кришны?

    Кришна говорит: Мои отношения с гопи не вписываются в рамки дозволенного.

Нас не интересуют законы общества и религии. Мы слушаем только голос сердца.

Чтобы любить друг друга, нам не нужно одобрение родственников и праведников.

Тем, кто готов предаться  Мне без оглядки на мнение других,  Я подсказываю,

что делать ( йена мам упайанти те).

    Общество и религия определяют для человека правила поведения, но  Я не
 искать
подчиняюсь им. Это  Я даю людям священные писания и определяю, что такое грех и

праведность. Я творю правила для тех, кто отвернулся от Меня и решил искать

счастье самостоятельно. Чтобы в поисках счастья они не причиняли друг другу

слишком много вреда,  Я определяю нормы поведения. Я творю людей, общество и

правила, по которым они живут. Эти правила вы называете заповедями, они

написаны не для Меня, а для вас. Я в своем творении не подчиненный,а Господин.

Для того, чтобы совершить тот или  иной поступок,  Мне не нужно чьё-либо

одобрение. Когда речь заходит о Моих отношениях с близкими, Меня не интересует

мнение праведников грешного мира. Мои отношения с преданными - величина

постоянная, а законы общества - переменная, они установлены  Мною, и  Я могу их

изменить в любой миг. Но если вы будете строго следовать заповедям писаний(Вед),

вы придете ко  Мне." (Бхагаватам  10.47.61.).

    Вивеша-мригья -- Веды ищут идеал  Божественной свободы. В Шримад-Бхагаватам,

прежде чем рассказать о Божественных играх  Кришны раса-лиле  , Веды просят у

Него прощения:На нас возложена задача описать Твои качества, образ и игры, но

мы упустили то, что происходит здесь. во Вриндаване. Только сейчас мы понимаем,

что, не рассказав людям о Твоей  раса-лиле, мы нанесли  Тебе оскорбление.

Прости нас, Господь.

    Священные писания указывают направление, но как дойти до цели. мы не знаем.

Здесь нам помогут только преданные.

    Всё принадлежит Господу -- кто понимает это, тому легко расстаться с

навязчивыми идеями обладания или наслаждения. Незамужняя женщина чаще является

объектом вожделения. чем замужняя, поскольку мужчины понимают, что замужняя

женщина принадлежит другому. Точно также , осознав, что всё предназначено для

наслаждения Кришны, мы перестанем вожделеть к Его  имуществу. Он создал всё , и

только  Он имеет  право распоряжаться и наслаждаться Своим творением. Нам не

принадлежит ничего. Когда мы прочувствуем сердцем, мысль об обладании чем-либо исчезнет сама србрй.

    Когда из сердца уйдет похоть, мы поймем, что сами тоже принадлежим  Ему, что

Он создал нас не для нашего, а для Своего наслаждения.
 
    Он всех создает и вовлекает в Свои Божественные игры, наша роль в этих играх-

быть объектами  Его увеселения. Мы перестанем посягать на чужую собственность, когда поймем, кому она принадлежит.

Он - хозяин, владелец и наслаждающийся в бесконечной степени.

    В писаниях сказано: В этом мире все кому-то принадлежит: тебе, твоим

родственникам, друзьям. врагам. Но на самом деле то, чем все вы пользуетесь,

взято на время у Всевышнего. Богатый ,нищий, хозяин, слуга - все относительно.

Он позволил нам временно играть роли хозяев и слуг и в любую минуту может

поменять эти роли. И, конечно, мы расстанемся с ними  в миг смерти.

Он - режиссер великого спектакля, Он - же зритель . который наслаждается игрой

актеров. Ему принадлежат все декорации.

    Только осознав это. мы  излечим сердце от похоти (хрид-рогам). В материальном

мире каждый мыслит себя  обладателем чего-либо - имущества, удовольствий. власти

или славы.Это признак больного сознания - сердечного недуга (хрид-рогам).

Исцелившись от этого недуга, мы поймем, что в мире все взаимосвязано, всё

принадлежит Всевышнему и предназначено для  Его наслаждения.

    " Кто, обуздав свои чувства, уверовал в Божественные игры Кришны со Своими

возлюбленными гопи (раса-лилу), и кто, услышав об этих играх из уст истинного

гуру прославляет их очарование, те очень быстро возвышаются до уровня чистой

преданности Господу и избавляются от тяжелой болезни сердца под названием

похоть."  ( Шримад- Бхагаватам 10.33.30.)

    Джива Госвами  обращает особое внимание на слово  дхира (самообладание)

в этом стихе. Для духовно ищущего человека такие качества, как самообладание

и сдержанность, имеют первостепенное значение. Прежде чем слушать о возвышенных

вещах, нужно избавиться от  похоти и чувственной распущенности, иначе погубишь

себя.

    "Нельзя даже допускать  мысли о том, чтобы подражать поведению Всевышнего

и девушек -гопи - даже в уме. Кто по глупости пытается примерить на себя игры

Господа, тот готовит себе могилу. Подражать любовным играм Кришны ещё опаснее,

чем подражать играм  Господа  Шивы, который выпивает океан яда."
( Шримад-Бхагаватам 10.33.30.)

     ( продолжение следует. Читайте продолжение. с 11-42 стих.

     Желающие изучить глубже, в интернете на рус м анг.языках
     с комментариями Шрилы Прабхупады слушайте Бхагавад-Гиту.