Бхагавад-гита, глава 15. Высшее Существо

Аля Аджигитова
         Глава  пятнадцатая

          Высшее  Существо.

    15.1. Всевышний сказал: Писания гласят, что вещественный мир подобен

баньяновому дереву , корни которого растут вверх, а ветви вниз. Это дерево

существует вечно, хотя и живет недолго. Его листья - ведические  изречения.

зная, как устроено это дерево, человек постигает смысл вященных писаний.

    РАЗЪЯСНЕНИЕ:

    Корни  окружающего мира берут начало нематериальном мире, в обители

Всевышнего, а следовательно, удаляется от  Него. Ветви, растущие вниз, означают:

чем больше душа действует  из корыстных побуждений, тем в более низкие формы жизни

она опускается. В ведах это дерево называется  Ашваттха - эфемерное или,

буквально,"то, что не доживет до завтра". При этом оно вечно. поскольку

вырастает всякий раз, когда души (частицы сознания) начинают действовать ради

собственной выгоды - заново выстраивать цепь причин и следствий (карму).

Листья на этом дереве олицетворяют собой последствия деятельности, описанной

в разделе Вед под названием Карма-канда. В Ведах также объясняется, что до тех

пор, пока живые существа действует (из корыстных  побуждений), дерево будет

расти и плодоносить.

    Другими словами, хотя материальный мир произрастает из вечной иллюзии

(майи), он недолговечен. И хотя живые существа растят и питают этот мир своей

деятельностью, они могут упорядочить эту деятельность с помощью Вед, срубить

дерево под корнь и вырваться  из его цепких ветвей.

    В Шримад-Бхагаватам(11..3.43-46) говорится:

    " Хотя в Ведах объясняется, что такое действие, бездействие и запрещенное

действие, истинный смысл этих понятий остается недоступен даже великим мудрецам,

поскольку в образе Вед в материальный мир приходит  Сам безграничный Господь.

Истинный смысл писаний скрыт за пышным языком и красивыми изречениями.

Для того, чтобы образумить  Своих чад и направить  их на путь  истинный,

Господь  цветистым языком живописует  райские наслаждения и обещает  их взамен

благочестивой деятельности, подобно тому как заботливый родитель дает больному

ребенку лекарство в виде сладкого  леденца. Заманивая  Своих детей в рай,

Всевышний побуждает их  отказаться сначала от греховной  деятельности, а

затем и от  мирской  деятельности вообще."

    Итак, дерево материального мира вечно, поскольку произрастает из вечной

энергии Бога, и временно , поскольку высыхает, как только живые существа

перестают действовать - либо по собственной воле, пожелав вернуться в обитель

Всевышнего, либо против  неё, во время  всемирного  уничтожения.

    15.2. Некоторые  его ветви растут вверх ( в миры небожителей), некоторые

вниз ( в миры людей, животных  иеще более низких существ). Его победы - три

состояния  иллюзии ( материи) и объекты чувств( звук, запах, поверхность, вкус,

цвкт). У этого дерева есть корни, закрепившиеся и внизу, в мире людей,

звнятых корыстной деятельностью.

    РАЗЪЯСНЕНИЕ:

    " Вечный и временный" материальный мир населяют бесчисленные частицы

сознания. Одни, находясь в состоянии просветления, обитают в высших его сферах и

мыслят себя богами. Другие. находясь в состояниях возбуждения и помрачения,

живут в низших мирах в оболочках людей, животных, деревьев, примитивных существ.

    Объекты чувств - звук,запах,поверхность, вкус   и цвет - олицетворяют собой

молодые побеги на ветвях дерева материального мира, поскольку они - ни что иное,

как видоизменившиеся пять основных стихий - земля, вода, огонь, воздух и

пространство, которые возникают в индивидуальном  сознании, когда ему

требуется поле деятельности.

    Хотя основные корни дерева материального мира уходят вверх, некоторые из

его ветвей становятся корнями и прирастают к почве человеческого общества,

занятого корыстной деятельностью. Это означает, что желание людей наслаждаться

плодами своего труда  становится ещё одной причиной ( корнем дерева)

материального мира.

    15.3,4.  Глазами человека невозможно видеть это опрокинутое вниз дерево.

Без помощи писаний людям не дано понять, откуда оно растет, как развивается

и на чем держится. Но в общении со святыми  душа получает в руки острый меч

отречения, срубает дерево  иллюзорного  существования, пустившее корни

отвращения к Всевышнему, и переходит  на иной уровень бытия, откуда нет возврата

к недолговечной  жизни, прерываемой смертью. Там она находит убежище у стоп

Господа и предается  Ему с молитвой:

" Я вручаю себя Изначальному Существу, моему  Повелителю, из чьей иллюзии

произрастает вечное дерево  призрачного мира".

    15.5. Кто  порвал с суетной жизнью и его страстями, отказался от общества

порочных людей, кто  остается невозмутим в радости и горе, понимая, что это

две стороны одной иллюзии, кто избавился от похоти и невежества и мыслит себя 

частью вечного мира, тот возвращается в Мою обитель, в наивысшее место

предназначения души.

    15.6. Тот,  кого  Я забираю в Свою высшую обитель, больше не возвращается

в этот мрачный мир, где всё временно. В отличие от призрачного мира Моя высшая

обитель не освещается Луной, Солнцем или иным источником  света, поскольку

сама лучезарна.

    15.7. Сознание (душа) - часть  Меня, Моя особая сила, наделенная свободой.

Будучи вечным, сознание получает во временное пользование ум и пять чувств,

которые являются составными частями материи ( иллюзии) - другой Моей силы.

    15.8.  Сознание также получает в распоряжение грубое тело и оживляет его

чувствами. Покидая тело, оно забирает с собой чувства и переносит их в

следующее тело, подобно тому, как воздух переносит аромат цветка.

    15.9. Обретя органы чувств: уши, глаза, кожу,язык и нос, частица сознания

пытается наслаждаться объектами чувств:  звуком, цветом, поверхностью, вкусом и

запахом.

    15.10. Глупцы не видят, как сознание живет в теле, как покидает его,

как наслаждается объектами чувств. Однако тот, кто прозрел и смотрит на мир

глазами мудрости, видит сознание внутри тела, и то, как оно взаимодействует

с внешним миром и как переходит из одного тела в другое.

    15.11. Погрузившись внутрь себя, любой может увидеть сознание ( душу). Но

глупцы, обитающие во внешнем мире и оскверненные похотью, не способшы увидеть

его, как бы ни старались.

    15.12. Я излучаю сияние, котрое в бренном мире воспринимается как солнечный

свет. Огонь и свет Луны - это отражение света Солнца.

    15.13. В виде Солнца  Я проникаю в почву Земли и поддерживаю её обитателей.

В облике  Луны  Я питаю злаки.

    15.14. Входя в тело живого существа в виде нисходящего и восходящего

воздушных потоков  Я станов люсь  его пищеварительной  силой и сжигаю четыре

вида пищи.

    15.15. Как  Мировая душа ( Сверхсохнание) Я присутствую внутри каждой души

( сознания), наделяю её памятью и знанием или лишаю памяти и знания -

в зависимости от её поступков.  Я приношу в этот мир знание в виде священных

писаний и объясняю иъ подлинный смысл. Цель любого знания - постичь  Меня.

    15.16. Есть два вида сознательных существ те, что подвержены иллюзии, и те,

что не подвержены. В этом мире всё от создателя вселенной до низших тварей

 подвержены иллюзии, поскольку не понимают истинной цели,, ради которой 

существуют. Не подвержены иллюзии и пороку лишь те, кто открыл свою изначальную

природу слуги - кто понял, что существует только для того,  чтобы служить

Безусловной Красоте. Они предаются играм со  Мной в  Моей вечной обители.

    15.17.  Я, Высшее  Существо,  не отношусь ни к тем, кто пребывает в иллюзии.

Я , Безусловная  Красота, стою над всяким сознанием и повелеваю всем сущим.

Присутствуя в каждой точке бытия, Я поддерживаю жизнь во всех душах.

    15.18. Я, Безусловная  Красота, выше всякого  вида сознания - подверженного

и неподверженного иллюзии, порочного и непорочного. Поэтому священные писания

называют  Меня Высшим  Существом,  Пурушоттамой.

    15.19. Кто понимает, что благодаря  Мне, Безусловной  Красоте, существует

всё и вся, а Сам  Я вне  Своего творения предаюсь блаженным инрам со Совими

спутниками,, тот обладает совершенным знанием. Такую душу  Я допускаю в  Своё

общество и позволяю иметь со  Мной личные отношения.

    15.20. Теперь,  Арджуна, когда  Я открыл тебе тайну всех писаний, ты можешь

осуществить свое предназначение, как это сделали многие  души с праведным нравом.

    Желающие глубже изучить  Бхагавад-Гиту могут слушать в интернете на

    русском и английском языках с комментариями Щрилы  Прабхупады.