Айро не понимает!

Светлана Бейлинсон
Фото в интернете: Мужчина с оружием в руках, сзади стена, на ней надпись: "Господи, если я умру молодым, отправь меня в рай, потому что в аду я уже побывал". Период войны в Югославии.

Айро приходит в церковь каждое воскресенье с двумя внуками-тинейжерами, девочкой лет тринадцати и внуком - одиннадцати. Они сидят, слушают проповедь, внучка тихонько переводит ему какие-то моменты.
Проповедь заканчивается. Внуки помогают пастору с благотворительным обедом. Церковь кормит бездомных. Внук разносит стаканчики и напитки на столы, девочка-на раздаче, а мы с Айро выходим на улицу, он хочет покурить.
Айро на Вы с английским, но понять его можно, а что не поймёшь, разъяснит позже внучка.
Он также знает немного русский. Говорит, что строил гостиницу в Москве и у него там много друзей. Рассказывает, что платили им канадскими долларами и, по приезду домой, в Боснию, он построил большой дом для всей своей семьи. А семья действительно большая, многонациональная, и были в ней и сербы, и боснийцы, и хорваты, и македонцы.
Он долго был вдали от них, чтоб заработать денег и, наконец, построить дом своей мечты, где хватило бы места всем - и родителям, и детям, часть которых были уже женаты и замужем. Мечта сбылась.
Айро курит и придерживает бок. Что-то его беспокоит. Говорит, что доктор настаивает на операции, но он отказывается. Спрашиваю:"Почему?" "Потому, что я давно умер, в пятьдесят три". Видя моё недоумение, добавляет, что однажды прилетели советские самолеты, он так и говорит - советские - и разбомбили его дом. "Как, почему, мы же были друзьями?"-не укладывается в его голове. Он в ужасе выскочил во двор:"Я их откапывал"-говорит-"откопал маму. Не стало моего дома, моей семьи. От неё остался брат, живёт в Белграде, а я с дочкой и внуками - здесь". Живёт по-инерции, живым в гроб не ляжешь.

Ситуация в школе. К сыну, по его выражению, докапывался один ученик. Пришлось "объясниться". Прошло лето. Этот парень собрал группу из пяти рослых мутных ребят лет 18-19ти. Выходят из школы, дети собираются у школьных автобусов, прошлогодний задира подходит и плюёт сыну сзади на куртку. Девчонки и ребята из класса смотрят.
Сын поворачивается и говорит:"Ты плюнул мне на спину?" и, собрав всё содержимое носоглотки, плюнул ему в лицо. Сын ждёт. Пятёрка "защитников" набросились на него. Уже через несколько секунд к ним бежали и сербы, и боснийцы(беженцы). Наваляли, зачинщики смылись. Сын успел оставить след от ботинка на курке одного из них. По нему их и вычислили, а парень с отпечатком сдал своих товарищей.. На пять дней отстранили от школы всех. Почему наших-то? Как нам объяснил принципал, что сыну надо было вернуться в школу и пожаловаться секьюрити, тогда бы они, наконец-то, избавились от этой пятёрки.Ага, щас!
Не помню, избавились или нет, но поползновений больше не было.