Хорошо нарисовал

Ирина-Сова
                «Voil; mon h;ros» («Вот мой герой»)

                Жак-Луи Давид



Нам некогда, Давид! Нас ждут дела!
Рисуй на память! Вот возьми мундир!
Да закусить покрепче удила!
Пусть перст укажет, что там впереди!

Сынок побудет в образе меня -
так передай и молодость и стать,
чтоб все упали!  Альпы оттеняй
поярче краской -  Сен-Бернар узнать!

Наполеон и рядом - Ганнибал!
И Карл Великий!  Высечь имена!
.....................................
Готово?  Хорошо нарисовал!
Любуйся императором, страна!


О работе -

Наполеон на перевале Сен-Бернар
Жак-Луи Давид
Живопись, 1803, 246;231 см

Местонахождение: Музей истории искусств, Вена


Портрет, созданный за четыре месяца – с октября 1800 года по январь 1801-го – сигнализирует о наступлении нового века. После десятилетия постреволюционного террора и неопределённости Франция вновь начала накапливать силы и влияние. За этим стоял, конечно же, генерал Наполеон Бонапарт, который в 1799 году организовал восстание против революционного правительства (a coup d’;tat, государственный переворот), назначил себя Первым консулом и фактически стал самым влиятельным человеком в стране (а несколько лет спустя объявил себя императором).

В мае 1800 года он провёл свои войска через Большой перевал Сен-Бернар в Альпах в Италию, захваченную австрийцами, которых разгромил в июне в битве при Маренго. Именно этот эпизод и увековечен в полотне Жака-Луи Давида. Победа французов дала им возможность сблизиться с королём Испании Карлом IV. В знак новых отношений между двумя странами он заказал портрет Наполеона, намереваясь разместить его в Королевском дворце в Мадриде среди изображения других великих военачальников.

Как известно, Наполеон не слишком содействовал Давиду в создании картины. Он отказывался позировать для неё, утверждая, что: «Никто не знает, похожи ли портреты великих людей на них самих, достаточно того, что их гений живет в этих картинах». Всё, с чем пришлось работать художнику – это более ранний портрет и военная форма, которую носил Наполеон при Маренго. Давиду позировал один из его сыновей, одетый в мундир и сидящий на лестнице. Вероятно, этим можно объяснить юношеское телосложение генерала.

Однако Наполеон не полностью отстранился от процесса. Именно он дал указание художнику написать конный портрет «calme sur un cheval fougueux» («спокойствие на горячей лошади»), что Давид и сделал. В конце концов, как ещё можно было продемонстрировать, что правитель обладать властью, здравым смыслом и самообладанием? Тот факт, что Наполеон на самом деле не руководил переходом войск через Альпы, а последовал за ними пару дней спустя по узкой тропе на спине мула, не имеет значения!