Колка

Дмитрий Вайзгун
                Колка.
    У Колки было четырнадцать сестёр. Их отец погиб на охоте. А за вдовой стал ухаживать молодой парень. Он был младше её на двадцать лет. Мама Колки не хотела выходить за него замуж, но парень оказался настойчивым, и они поженились. Так появился Колка. В младенчестве он сильно заболел, после чего у него стал расти горб. Колка передвигался так, что коленями доставал грудь. Мама и бабушка лечили его травами, кореньями, заклинаниями. И горб исчез навсегда, будто его и не было!
   Мама Колки знала много языков Амура, а ещё китайский, японский, корейский языки. Она, не умея читать, знала всю географию Сибири и Дальнего Востока. И ещё она никогда ни про кого не говорила плохого слова. Закрылась за любым гостем дверь – и про него она ничего плохого не скажет.
   Отец Колки был арестован в тридцать седьмом, по доносу. Был он тогда председателем сельсовета в деревне Вайда. После его ареста Колка с мамой переехали в Магво.
Один раз зимой мама с сыном собрались в Николаевск, повидаться с отцом и мужем. Шли они по льду Амура. Стоял сильный мороз. В пути они останавливались, разводили костёр, кипятили воду, и запивали ею юколу. Заходили по пути в деревни, обогревались у знакомых или совсем незнакомых людей. Все делились с ними последним, помогали, чем могли.
  И вот в один из переходов, они увидели пар над рекой. На льду перед большой квадратной полыньей стояли голые люди . Их охраняли вооруженные конвойные. Колка с мамой спрятались в торосах. И тут они увидели Колкиного отца! И он тоже увидел их! Колка крикнул;
  - Ытыка! (Папа!)
  Мама ладошкой закрыла рот малышу. И нагула голову, чтобы он ничего не увидел. В окриках конвойных никто не услышал крика мальчика.
     Долго они прятались. Потом пошли обратно. Колка вспоминал, как отец однажды зимой вошёл в дом, взяв его на руки, подбрасывал к потолку, а мама и сёстры улыбались. Колка близко-близко видел электрическую лампочку, и она была в разноцветных кругах от слёз счастья! Это Колка запомнил на всю жизнь! Тогда отцу удалось сбежать, но вскоре его поймали и отправили в Николаевск.
  Так Колка остался без отца. У отца был младший брат. Его звали Гриша. Колка полюбил его, как своего отца. И дядька отвечал ему тем же Он любил петь, а во время какой-нибудь работы насвистывал любимые мелодии. Взяв в руки балалайку, он играл так зажигательно, даже держа её за спиной, что девушки пускались в пляс!
    Началась война. Мужчины ушли на фронт. В деревню стали приходить похоронки. Пришло оно и к соседям Колки. И тогда Гриша сделал соседскому мальчишке игрушку: пулемет «Максим». Да такой он получился ладный, как настоящий. С щитком из фанеры от ящиков, с двумя ручками, гашеткой.

   Гриша занимался военной подготовкой, как и вся молодёжь. В сорок втором году ему было семнадцать лет. На военных курсах  их учили ходить строем, стрелять, ползать, учили приёмам борьбы.
    Колка попросил дядьку сделать ему такой же пулемёт.
  -Тра-та-та-та! Тра-та-та-та! Получайте, фашисты!-играл соседский мальчик.
  - Ладно, завтра тебе сделаю, - сказал Гриша.
   А на следующий день его отправили на фронт. Дядька прибавил себе год в анкете, и его отправили на фронт.
 -Эх, было бы мне побольше лет, я бы тоже ушел воевать!- думал Колка.
 -Ничего, - сказал перед отправкой дядя Гриша,- разобьем фашистов, я приеду и сделаю тебе пулемёт! Самый лучший!
   В один из зимних вечеров Колка увидел красноармейцев. Они шли строем по льду. У них были шинели и буденовки со звездами. Колка побежал за ними, стараясь идти в шаг. Но неудачно упал и ударился глазом о мёрзлую какашку лошади.
   На следующий день глаз покрылся бельмом, Колка ничего им не видел. Мама с бабушкой привязали его к стулу. И руки, и ноги. Потом поймали на его голове вшу, запихали ее в больной глаз, и плотно завязали его.
   Колка стал громко орать, ему было нестерпимо щекотно. Но все было напрасно. Никто его не развязывал. Потом, когда у него вытащили вошь, она была толстая-претолстая. А Колке вернулось зрение!
  Колка один ходил в тайгу за дровами. Сам валил деревья, потом вывозил брёвна  на нартах. Иногда приходили вести от дядьки. За боевой подвиг его наградили орденом Красной Звезды.
  И вот пришла долгожданная, выстраданная победа! Люди ликовали! Через некоторое время стали возвращаться фронтовики. Правда их было мало. Большинство осталось лежать далеко от Амура.
   А Колка всё ждал своего дядьку. Но не дождался. В один из дней пришла запоздавшая похоронка. Дядя Гриша погиб восьмого апреля 1945-го года в Австрии, у деревни Инцерсдоф , под Веной.
  И Колка надолго заболел. Его увезли в больницу, в Тахту. И вот Колке приснилось: пришёл дядька с войны,с орденом Красной Звезды на груди, веселый, радостный! И вручает Колке пулемет «Максим», как настоящий! И говорит:
 -Вот, я сдержал своё обещание!
  И Колка, взяв пулемет, целится в ненавистных фашистов:
- Тра-та-та-та! Тра-та-та-та! Вот вам, гады! За моего дядю Гришу! Получайте!
Тра-та-та-та!
 И падали немцы, а дядя Гриша улыбается, он вдруг оказался живой!
   Много лет спустя в сельский магазин привезли игрушку. Это был пулемёт «Максим». Он стоил очень дорого! И Колка купил его своим детям. Они очень обрадовались! Пулемёт был как настоящий! Из зеленой пластмассы, с красной лампочкой, с гашеткой. Дети нажимали на гашетку, и раздавалась очередь:
- Тра-та-та-та! Тра-та-та-та! Получайте, гады –немцы!- играли они.
 А отец смотрел на них отсутствующим взглядом. А по щекам его текли слёзы.