Перов, картина Проводы покойника

Нина Филипповна Каменцева
Перов, картина «Проводы покойника»

           Василий Перов, 1865 год, картина «Проводы покойника».            
           Страна, художник: Россия, В. Г. Перов. Год: 1865. Жанр:   
           реализм. Находится: Государственная Третьяковская галерея, 
           Москва. Материалы: холст, масло.

      Василий Григорьевич Перов родился в городе Тобольске 10 июня в 1834 году, в семье барона Георгия (Григория) Криденера. Выдающийся русский живописец и один из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. В юности недолго жил в Париже и, возвратившись из-за границы, создал картины, посвящённые непростой судьбе бедных людей, – такие как «Тройка», «Монастырская трапеза», «Утопленница», «Проводы покойника», «Последний кабак у заставы», «Охотники на привале».

     Сегодня я хочу рассказать о картине «Проводы покойника» – одной из самых известных его работ. Но описать картину, не зная обычаев проводов покойника и темы скорби того времени, когда художник Перов писал картину (1865), не получится. И поэтому немного отвлечёмся.
     Был такой обычай у пожилых людей: готовиться к смерти, – но даже в 1971 году моя бабушка Екатерина (хотя, если соблюдать точность, она была моя тётя, сестра отца), донская казачка, однажды незадолго до смерти показала мне, достав из сундука, узелок. Она сама его развязала, там была одежда, обувь и главное – аккуратно сложенная белая косыночка, чтобы её повязали на голову во время похорон. Итак, прошло более 100 лет, а обычай из поколения в поколение переходит!
    Кроме этого она просила позвать знакомую женщину, чтобы обмыть её с мылом, позвать из церкви батюшку и отпеть дома. Хотя уже было бальзамирование, она попросила подставить под лавку с гробом таз, наполненный холодной водой со льдом, и насыпать туда немного марганцовки. Около ушей положить сырые яйца, во время захоронения бросить их в могильную яму. Так как покойник находится дома 2–3 дня, не оставлять одного ночью, обязательно рядом остаются мужчины.
    Ранним утром пришли её подружки – женщины старшего возраста, повязанные белыми косыночками, обмыли её лицо освящённой водой и стали голосить «божественными песнями», усиливая и без того огромную боль потери. На кладбище устроили поминальную трапезу. Я выполнила всё, о чём она просила.

   Посмотрим внимательно на картину Перова «Проводы покойника», которую я не один раз видела в детстве, но почему-то не воспринимала её раньше так близко к сердцу.
    Заснеженный русский пейзаж. Острота сюжета поражает: мрачность зимнего дня, пунцовые тучи, довлеющие над персонажами, – и сразу же переносишь взгляд в центр картины, на сани, запряжённую в них гнедую клячу – лошадь, которая, угрюмо ковыляя, тянет старенькие сани с деревянным гробом по узкой наезженной снежной дороге.
    Спиной к зрителю сидит, опустив голову, вдова – женщина, жена и мать, в горе и скорби потерявшая последнюю надежду – помощника-кормилица – мужа. Мы не видим её лица, но чувствуем горечь её утраты.
     Коричневый потёртый тулуп её говорит, что они из бедных крестьян, голова повязана тёмной вязаной шалью, которую женщина сама, наверно, долгими зимними вечерами под лучиной вязала себе. В горе она положила руки себе на колени, крепко держа в руках вожжи, и как бы голосит про себя «стишками». С левой стороны от гроба на санях спит сын, опершись головой о мать, одет он в большой тулуп и шапку, которые ему велики – наверно, отцовские; с правой стороны сидит дочь, приобняв гроб и всё время натягивая на него коврик, чтобы покойник – отец – не замёрз. По её единственному открытому зрителям лицу и взгляду, направленному в никуда, можно понять страдания семьи, потерявшей кормильца и опору, любимого отца.
    Сумрачные серые и коричневые краски разбавляет лишь снежное полотно и солнце, спрятавшееся за облаками, освещая лишь озеро, над которым с утра порхают птицы, высматривая добычу. И только бегущий рядом коричневый пёс, не понимая, в чём дело, вносит живость в картину. Нет рядом никого, кто бы хотел разделить их скорбь. Оттого так мрачен зимний день, так низки и тяжелы пунцовые тучи, так холодны и пустынны снежные дали, покрытые лесной порослью, впереди видны лишь заснеженные крыши крестьянских хат тех, кто живёт вблизи кладбища. Так одиноко и горько этой семье несчастных людей, и неоткуда им ждать никакого просвета.
    В картине «Проводы покойника» Перов изобразил событие, какое, по словам критика В. В. Стасова, «...всякий день происходит на тысячу концов России, только никакой прежний живописец этого не видел и не останавливался на этом».

___________
* Хранители духовных стихов – женщины старшего возраста (от 60 лет). В быту их называют «чтеями», «читалками» или «духовными» («когда соберутся духовные, они не обсуждают, что там в мире творится, а всё про Бога поют»), а сами стихи – «божественными песнями», иногда – «стишками».